ОТ РЕДАКЦИИ

Дорогие друзья! Уважаемые коллеги!

Приветствуем Вас на страницах электронного научно-методического журнала «KAZANOBR.RU». Тридцатый выпуск посвящен цифровой трансформации образования. Цифровая трансформация – один из трендов развития современного общества. Под воздействием цифровизации в мире происходят большие изменения, которые затрагивают и образование. Управление образовательным процессом происходит в условиях цифровой насыщенной среды. В каждой образовательной организации России теперь есть хотя бы одна интерактивная доска, компьютеры, ноутбуки, мультимедиа проекторы и прочая цифровая техника. А учителя и дети активно используют социальные сети и мессенджеры как для личных коммуникаций, так и для обучения. Но цифровая трансформация – это не только насыщение технологическим оборудованием. Это глубокое преобразование системы образования с целью повышения эффективности процесса обучения и преподавания.

  Основная статья номера

Цифровая трансформация образования: задачи, проблемы, перспективы

Л.Г.Бухарова, ст.методист,
зав.сектором информационных
ресурсов и технического обеспечения
Информационно-методического отдела
Управления образования г.Казани

По мнению ученых, как российских, так и зарубежных, на протяжении последних десятилетий в мире происходит переход к новой технологической платформе. Это обусловлено увеличением роста скорости появления новейших инновационных разработок во всех сферах деятельности человека, в том числе и в образовании. Важная роль в этом процессе отводится цифровым технологиям, позволяющим существенно повысить эффективность деятельности по всем направлениям.

В образовании, как в любой другой отрасли экономики, уже давно идет процесс цифровизации, который сейчас принято позиционировать как цифровую трансформацию.

Ученые РАНХиГС считают, что «цифровая трансформация понимается как принципиальное переосмысление образовательной деятельности на основе уникальных возможностей цифровых технологий, т.е. кардинальные изменения ее функциональной структуры и роли каждого её элемента» [1]. Т.е. по мнению авторов, каждый участник образовательного процесса должен не просто освоить цифровые технологии, а переосмыслить, преобразовать свою деятельность и создать новые нормы и правила, соответствующие цифровой трансформации. Здесь важно понимать, что цифровая трансформация – это не только внедрение цифровых технологий - нужны кардинальные преобразования.

Цифровые технологии автоматизируют большинство рутинной работы. Но самая важная их характеристика - персонализация в выборе доступных ресурсов, программных продуктов и услуг. «Цифра» высвобождает свободное время для развития способностей и компетенций. Тем самым, существенно повышается эффективность образовательного процесса каждого из его участников за счет личностно-ориентированной организации в цифровой образовательной среде.

Опыт организации дистанционного обучения

  • Бухарова А.В. Элементы геймификации на уроках химии как способ повышения интереса к предмету
  • Домрачева И.Н., Домрачев А.С. Облачные сервисы в учебно-воспитательном процессе (из опыта работы)
  • Миннахметова С.А. «Цифровые инструменты наставника для организации дистанционного взаимодействия (проведение видеоконференций)»
  • Мугинова Ж.В. Использование интернет-сервиса Kahoot на уроках в начальной школе
  • Шайдуллин М.С. Физическое и психическое здоровье всех субъектов образовательного процесса: практика сохранения и улучшения. Как избежать гиподинамии в условиях дистанционного обучения
  • Муктат Ф.И. Туган (татар) теле һәм әдәбияты дәресләрендә заманча компьютер технологияләрен куллану
  • Хуҗина Р.Д. Цифрлы мохитнең укытучы эшчәнлегендәге роле
  • Валиев И.И., Садиков И.И. Google школа в условиях дистанционного образования
  • Панфилова М.М. Применение методики шестиугольного обучения на уроках английского языка в условиях дистанционного обучения
  • Шайхутдинова И.Р. «Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии»
  • Цифровая образовательная среда

  • Бухарова Л.Г. Цифровая трансформация образования: задачи, проблемы, перспективы
  • Азина В.В. «Путь полный интриг и приключений»(по произведению Т.Ш. Крюковой «Гордячка»)
  • Галеев Р.И. Информационно-образовательная среда МАОУ «Лицей №146 «Ресурс»»
  • Абдуллина А.Р. Использование электронно-образовательных ресурсов при организации деятельности с детьми с ОВЗ
  • Домрачева Ю.В. Виртуальные лабораторные работы нового поколения
  • Губайдуллина А. Е. Эффективные цифровые инструменты учителя на уроках русского языка и литературы
  • Гусева А.С. ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА УЧИТЕЛЯ
  • Хузиахметова И.И. ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
  • Прохорова Н. В. Информационно-коммуникационные технологии на уроках математики
  • Ахмадиева И.К. ПРИОБЩЕНИЕ К ЧТЕНИЮ КНИГ – ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ
  • Ахметова А.Р. Цифровая трансформация школьной библиотеки
  • Бронникова Э.К., Ахсанова Р.Х. IT-компетентность современного педагога как показатель профессиональной успешности
  • Терехина Е.А. Современные средства обучения иностранному языку: ориентация на поколение Z
  • Якупова Л.Ф. «Эстодидактика» по ФГОС через призму цифровых технологий в проектной деятельности обучающихся
  • Фасфиев Б.Р. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ
  • Фролова О.А., Рахматуллина А.Д. Особенности применения цифровых образовательных ресурсов в начальной школе
  • Митясова Е.А. «ЦИФРОВАЯ ШКОЛА»
  • Овчинникова В.Л., Краснова Е.А. Цифровая трансформация внеурочной деятельности учителя гуманитарного цикла по формированию ключевых компетенций выпускника XXI века
  • Яруллина Г. М., Гайнутдинова Р.Х. Возможности цифровых технологий в преподавании элективного курса по обществознанию «Право в нашей жизни»
  • Брекоткин А.С. Проблемы изучения программирования в школьном курсе информатики
  • Салихова А.М. Организация проектной деятельности учащихся с использование ИКТ в системе профориентации и профессионального развития учащихся
  • Байбекова Г.Р. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКИ ГЛУХИХ ДЕТЕЙ
  • Петрова Ф.Ф., Петрова Т.Г., Белова О.В., Леонова А.С. ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
  • Талипова М.В., Петрова Ф.Ф., Шевелева А.Д., Максимова Е.В., Хохлова Г.Ф. Модель развития ИКТ компетентности педагога в ДОУ на примере применения он-лайн курса «Стань школьником с Робобориком»
  • Сабирзянова А.А., Сайфутдинова Д.Н., ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
  • Садретдинова Э.А., Вахитова Г.А., Сабирова Г.М. Психолого-педагогическая, методическая и консультативная помощь родителям как одна из форм цифровой трансформации системы образования
  • Халикова Т.М. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИЙ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Халикова Т.М., Хузина Г.Ф. ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ В ФОРМИРОВАНИИ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Садретдинова О.И. «Использование электронных образовательных ресурсов в учебно-воспитательном процессе ДОУ»
  • Хайруллина Г.И. Цифровизация в ДОУ
  • Василова Р.Р. Онлайн - школа старшего воспитателя ДОО
  • Пискунова А.Т. Как повысить мотивацию школьников на уроках информатики
  • Практика создания и использования ЭОР

    1. Работы победителей III городкого конкурса ЭОР в УВП:
    – Номинация: «ЛУЧШИЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»:
  • Сабирзянова А.А. Сайфутдинова Д.Н. Интерактивная игра для детей старшего дошкольного возраста "Музыкальная игра от Тетушки Совы"
  • Петрашова О.А. Удивительное и занимательное путешествие с Пеппи Длинный Чулок
  • Осянина Е.Н. Электронная дидактическая игра «День рождения Иры»
  • – Номинация: «ЛУЧШИЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАСОВ»:
  • Мельникова А.Н. Дидактическое средство для 2 класса по теме "Части речи"
  • Тушкова А.В. Тренажеры, разработанные на платформах Quizizz.com;Plickers
  • Ахметзянова Ф.И. Фонетический тренажер «Phonetic drill» для использования на уроках в 1-4 классах при изучении звуков английского языка
  • – Номинация: «ЛУЧШИЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-11 КЛАССОВ»:
  • Шевчук А.Е. Сайт «Мир математики»
  • Ашрафзянова Е.П. CORE – конструктор образовательных ресурсов
  • Идрисов Р.Р. Дистанционный урок в офлайн формате по теме: Погода
  • – Номинация: «ЛУЧШИЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС ДЛЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»:
  • Сергеева А.А. «Светофор и К»
  • Адамович М.А., Семенова Ю.В., Тарасова М.Н. Интерактивная экологическая игровая программа «Быть хозяином не просто!»
  • Юматова Л.Г. Тик Ток уроки и курс на платформе Quizlet в рамках элективного курса «Основы финансовой грамотности»
  • – Номинация: «ЛУЧШИЕ САЙТЫ ПЕДАГОГА, ОРГАНИЗАЦИИ, СОЦ.СЕТИ ОРГАНИЗАЦИИ»:
  • Список победителей в номинации «ЛУЧШИЕ САЙТЫ ПЕДАГОГА, ОРГАНИЗАЦИИ, СОЦ.СЕТИ ОРГАНИЗАЦИИ» с ссылками на ресурсы
  • 2. Работы участников НПК Информационные технологии в современном образовательном пространстве в условиях глобализации XXI века:
  • Безбрязова Р.И. Давлеева Н.П. Технология Веб-квест как средство обучения английскому языку
  • Гильманшина А.Р. Применение современных информационных технологий на уроках родного (татарского) языка
  • Ибрагимов Ф.М. Современное состояние использования информационно-коммуникативных технологий на уроках физической культуры в общеобразовательном учреждении
  • Кулакова А.Г., Федотова С.М. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ XXI ВЕКА
  • Курылева Т.С. «Использование учебного модуля Quizlet, как средство повышения качества знаний при решении тригонометрических уравнений»
  • Малинина Н.Е. Применение дистанционного тренинга «ЯКласс» и образовательного сервиса «Яндекс.Учебник» на уроках физики и математики
  • Миронова Э.В. «Использование информационных технологии обучения (ИТО) как одно из средств повышения читательских интересовмладших школьников»
  • Мищенко Г.А. Применение информационных технологий в работе современного учителя
  • Трифонова А.А. Использование современных информационных технологий в административной работе школы
  • Хабибуллина Г.И. Корпоративное онлайн обучение как одно из эффективных составляющих системы формирования профессиональной компетентности воспитателя в процессе педагогической деятельности
  • Шакурова А.З. Использование информационных технологий – требование сегодняшнего дня
  •   СИМВОЛЫ - 2021



       ЦИФРЫ И ФАКТЫ


    64%
    компаний в России описывают цифровую трансформацию как необходимый для бизнеса процесс, особенно — с учётом современных вызовов



    48%
    работодателей уже перешли от слов к делу и реализуют стратегию цифровой трансформации



    60%
    российских работодателей уже занимаются повышением квалификации текущих сотрудников, чтобы устранить нехватку digital-компетенций внутри компании



    30%
    рабочих мест с большой вероятностью будет автоматизировано к середине 2030-х годов в развитых и успешно развивающихся странах мира


    77%
    работников будут вынуждены в ближайшее время приобрести новые навыки или полностью переквалифицироваться в связи с роботизацией


      Свидетельство





      KAZANOBR - 2020

    Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2021

    Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

    выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

    Яндекс.Метрика