Л.Г.Бухарова, ст.методист,
зав.сектором информационных
ресурсов и технического обеспечения
Информационно-методического отдела
Управления образования г.Казани
По мнению ученых, как российских, так и зарубежных, на протяжении последних десятилетий в мире происходит переход к новой технологической платформе. Это обусловлено увеличением роста скорости появления новейших инновационных разработок во всех сферах деятельности человека, в том числе и в образовании. Важная роль в этом процессе отводится цифровым технологиям, позволяющим существенно повысить эффективность деятельности по всем направлениям.
В образовании, как в любой другой отрасли экономики, уже давно идет процесс цифровизации, который сейчас принято позиционировать как цифровую трансформацию.
Ученые РАНХиГС считают, что «цифровая трансформация понимается как принципиальное переосмысление образовательной деятельности на основе уникальных возможностей цифровых технологий, т.е. кардинальные изменения ее функциональной структуры и роли каждого её элемента» [1]. Т.е. по мнению авторов, каждый участник образовательного процесса должен не просто освоить цифровые технологии, а переосмыслить, преобразовать свою деятельность и создать новые нормы и правила, соответствующие цифровой трансформации. Здесь важно понимать, что цифровая трансформация – это не только внедрение цифровых технологий - нужны кардинальные преобразования.
Цифровые технологии автоматизируют большинство рутинной работы. Но самая важная их характеристика - персонализация в выборе доступных ресурсов, программных продуктов и услуг. «Цифра» высвобождает свободное время для развития способностей и компетенций. Тем самым, существенно повышается эффективность образовательного процесса каждого из его участников за счет личностно-ориентированной организации в цифровой образовательной среде.