Психолого-педагогическая, методическая и консультативная помощь родителям как одна из форм цифровой трансформации системы образования

Садретдинова Э.А.,
заведующий
МБДОУ «Детский сад №113» Советского района г.Казани,
кандидат психологических наук, доцент;
Вахитова Г.А.
воспитатель по обучению татарскому языку
МБДОУ «Детский сад №113» Советского роайона г.Казани;
Сабирова Г.М.
учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад №113» Советского роайона г.Казани


Если раньше люди жили спокойно и были уверены в стабильности завтрашнего дня, сегодня вероятность жизни в завтрашнем дне, вероятность узнать, каким он будет, становится все более и более уязвимой. Происходит «схлопывание перспектив» у самых разных людей, неважно перспектива ли это президента, перспектива ли страны…острое ощущение свертывания перспектив в связи с резким нарастанием неопределенности – ключевая особенность нашего времени. Другая особенность – резкое возрастание дефицита доверия: панические атаки, тревожность, рост депрессий – все это связано прежде всего с тем, на сколько мы с вами доверяем действиям, которые предпринимаются в условиях тяжелейшего экзистенциального кризиса, пандемии и инфодемии.

Мы живем в эпоху, когда все человечество претерпевает огромные изменения и перевороты во всех сферах его жизни. Меняется мир, меняется сам человек и его образ жизни, претерпевают изменения его потребности в образовании. Дистанционные образовательные технологии стали сегодня неотъемлемой частью нашей жизни. Современные педагогические технологии, дают возможность получать и передавать информацию в удобное для ребенка время и в удобной для него форме, что особенно актуально для детей, не посещающих ДОУ и детей с ОВЗ. Сегодня в условиях карантина и угрозы распространения коронавирусной инфекции возникает необходимость дистанционного образования в рамках консультационного пункта ДОУ.

Консультационный центр «Академия родительства» МБДОУ «Детский сад №113 комбинированного вида» открыт и действует в соответствии со Статьей 42 «Закона об Образовании в Российской Федерации».

Консультационный центр реализует следующие задачи:

• сопровождение и консультирование родителей (законных представителей) с детьми дошкольного возраста;

• обобщение и распространение положительного опыта консультирования родителей (законных представителей) с детьми дошкольного возраста, а также продвижение положительного опыта в средствах массовой информации;

• оказание информационной, консультативной, методической, организационной, технической, экспертно-аналитической поддержки дошкольным образовательным организациям и общеобразовательным организациям, в которых созданы соответствующие консультационные центры.

• сетевое взаимодействие с образовательными организациями;

Модель нашего консультационного центра является ответом на вызов времени и реально существующий запрос микросоциума с учетом ресурсных возможностей образовательной организации и территориальных особенностей, разработана на основе практического опыта.

Многие молодые районы г.Казани, в основном, состоят из молодых семей с детьми (большой процент многодетных семей с 3детьми). Приобретенное жилье по социальной ипотеке, многоэтажное жилье. Молодым семьям необходимо адаптироваться в новом социуме. Наличие детских садов в районе велико. Но все равно остаются желающие получить дошкольное образование, семьи с детьми, стоящие в очереди в детский сад. Высок уровень детей до 3 лет. Обеспечить всех желающих направлениями в детские сады в сжатые сроки в силу объективных причин не представляется возможным, к тому же некоторые родители осознанно выбирают для своих детей получение дошкольного образования в форме семейного воспитания.

В указанных условиях особую ценность для родителей приобретает информация в доступной и понятной форме, ориентированная на практику. Модель ориентирована на родителей детей раннего и дошкольного возраста, испытывающих затруднения по различным вопросам их воспитания и развития, а также по вопросам организации воспитательного и образовательного процесса при реализации семейной формы получения дошкольного образования, среди которых:

- родители детей, по тем или иным причинам не посещающих дошкольные образовательные организации. Преимущественное направление работы – педагогическое просвещение;

-родители детей, являющихся воспитанниками дошкольных образовательных организаций, при условии наличия у родителей затруднений в вопросах воспитания и развития их детей. Такие родители ориентированы на получение диагностических услуг, информационную и психолого-педагогическую поддержку;

- родители с явно выраженным стремлением совершенствоваться в вопросах развития своих детей. Как правило, такие родители высоко мотивированны, образованны, готовы поделиться собственным опытом, при этом заинтересованы в получении дополнительных знаний, активно участвуют в обмене передовыми практиками семейного воспитания через живое общение с другими родителями;

- родители детей 3-7 лет с ОВЗ (тяжелые нарушения речи).

Особенностью работы консультационного центра нашего ДОУ является кластерный подход к организации консультативной деятельности. Кластер объединяет в себе ряд лабораторий педагогов, позволяющих осуществлять работу через консультативную сеть «Академии родителей», способствующих формированию и развитию партнерского взаимодействия с педагогами и своими детьми.

Деятельность по реализации мероприятий модели разделена на несколько направлений:

• Образовательное направление («Лаборатория образовательных ситуаций», «Лаборатория развивающих игр») - работа по просвещению родителей по вопросам воспитания детей. Развитие детей раннего возраста.

• Психолого-педагогическое направление («Лаборатория педагога - психолога») - диагностическая и просветительская работа, помощь в коррекции, в том числе на ранних этапах жизни (в соответствии с имеющимися возможностями), в том числе в сотрудничестве с организациями – партнерами.

• Коррекционное направление («Лаборатория учителя-логопеда») - просветительское консультирование родителей (законных представителей) по вопросам коррекции в развитии речи у детей дошкольного возраста, а так же раннего возраста. Оказание логопедической помощи воспитанникам (индивидуальная работа специалистов).

• Дистанционное взаимодействие («Онлайн-лаборатория») - обеспечение условий для дистанционного консультирования родителей, основное из которых - электронная база знаний, которая включает рецепты решений типовых проблем и иные консультационные материалы, востребованные родителями.

• Сетевое взаимодействие («Лаборатория партнерства») – поиск потенциальных партнеров, установление и укрепление партнерских связей, объединение усилий по консультированию родителей, взаимообмен опытом.

В рамках «Лаборатории партнерства» было создание в Советском районе Ассоциации консультационных центров на базе дошкольных учреждений.

Цель деятельности Ассоциации: создание условий для практического взаимодействия с родителями, чьи несовершеннолетние дети не посещают дошкольные образовательные учреждения. Консультанты являются действующими работниками образовательных организаций г. Казани, обладают достаточным опытом оказания консультативной помощи, имеют соответствующее профильное образование. В нашу команду входят лучшие воспитатели, педагоги-психологи, логопеды, дефектологи. В любом из детских садов Ассоциации, родители могут получить бесплатную консультативную помощь.

Дистанционное взаимодействие («Онлайн-лаборатория») Дистанционная консультация. Дистанционная консультация оказывается по выбору получателя услуги посредством телефонной связи, а также с использованием Интернет-соединения. Во время дистанционных консультаций получатель услуги имеет право на выбор удобного для него телекоммуникационного сервиса. Учитывая современные условия, в частности пандемию, и исходя из запросов родителей к специалистам консультационного центра используются представленные ниже формы дистанционной работы с семьями воспитанников.

Проводя консультацию, педагог стремится дать родителям квалифицированный совет на актуальные вопросы.

Выпуски брошюр, буклетов, памяток. Данный вид работы позволяет поддерживать контакт с родителями. Буклеты и памятки помогают родителям познакомиться с основными формами и методами воспитания и обучения детей, коррекции речи детей. Полученные знания родители апробируют в домашних условиях.

Интервьюирование родителей проходит в режиме телефонной связи. Вопросы специалисты задают, используя разработанные для опроса родителей анкеты. После проведения интервьюирования специалисты подбирают диагностику соответствующую индивидуальным особенностям ребёнка и возрасту. Проводится инструктаж родителей о том, как следует проводить диагностику ребенка, какие задания ему предлагать, как должны быть озвучены инструкции, какая может быть оказана помощь ребёнку, в какой последовательности, как фиксируются результаты того или иного задания. По необходимости, обратную связь от родителей специалисты просят записать в видео-формате, о том, как ребенок выполняет задания, предложенные специалистами Консультационного центра.

В случае обращения по личностным проблемам членов семьи, используются следующие формы взаимодействия: консультации по телефону, видео-чаты, анкетирование родителей по разным вопросам, домашнее задание и обратная связь в режиме телефонной связи, видео-чаты и др. (выполняет родитель, с целью изменения сложившейся ситуации в семье).

Несмотря на ряд преимуществ дистанционных форм сопровождения семей, специалистами Консультационного центра выделены особенности данных форм сопровождения, на которые следует обратить внимание:

- учитывать, что родители бывают неоткровенны. С одной стороны, они проявляют мягкость и направленность на помощь ребенку, с другой – часто испытывают раздражение, отрешенность, равнодушие;

- возможен высокий риск выгорания специалиста из-за невозможности сопровождать семью постоянно;

- недостаточный эмоциональный контакт специалиста с родителями (возможности переключения, нет визуального контакта для контроля за эмоциональным состоянием собеседника);

- недостаточный уровень владения родителями ИКТ и низкая цифровая культура родителей;

- в условиях домашнего обучения и воспитания ребенок не социализируется.

Дистанционное сопровождение семей, воспитывающих детей с ОВЗ (тяжелые нарушения речи) в рамках Консультационного центра ДОУ создаёт возможности оказания помощи, служит альтернативой, когда крайне затруднительно использовать другие формы взаимодействия специалистов с родителями детей с ОВЗ, не посещающих дошкольное образовательное учреждение. Дистанционные формы сопровождения предоставляют возможность родителям совершенствовать навыки взаимодействия с ребенком.

Таким образом, проект является ответом на вызов времени и реально существующий запрос микросоциума с учетом ресурсных возможностей образовательной организации и территориальных особенностей, разработан на основе практического опыта. В указанных условиях особую ценность для родителей приобретает информация в доступной и понятной форме, ориентированная на практику.

Список литературы:

1. Бережнова О.В.,Тимофеева Л.Л.Проектирование образовательной деятельности в детском саду: современные подходы.- М.: Цветной мир, 2013

2. Доронова Т.Н. О взаимодействии дошкольного учреждения с родителями: пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М, 2010

3. Леонтьев А.А. Психология общения. – М.: Смысл, 2008

4. Микляева Н.В. Социальное партнерство детского сада с родителями. –М.: ТЦ Сфера, 2013

5. Сертакова Н.М.Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей.- М.: Детство-Пресс, 2013

6. Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс]. – URL: https://edu.gov.ru/national-project/

7. Соломенникова О.А. Основные и дополнительные программы дошкольных образовательных учреждений: метод. пособие – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Айрис – пресс, 2010

8. Садретдинова Э.А., Лукьянова О.В.,Сабирова Г.М. Модель консультационного центра как одна из форм цифровой трансформации системы образования. Сборник статей и методических материалов Международной научно-практической конференции «Антропология детства в цифровую эпоху воспитания, обучения, развития. КФУ. Казань 26 марта 2021г.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2021

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика