Использование электронно-образовательных ресурсов при организации деятельности с детьми с ОВЗ

Абдуллина Алсу Рустямовна,
учитель английского и китайского языков
МБОУ «Гимназия №10» Авиастроительного района г.Казани


Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания [10].

Специальные условия – это необходимые для получения детьми с ограниченными возможностями здоровья реабилитационных услуг приспособления, технологии, способы, методы, программы, учебники, пособия и другие средства, обеспечивающие реализацию их конституционных прав и свобод.

В статье 26 Всеобщей декларации прав человека (Принятой резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года) говорится:

1. Каждый человек имеет право на образование.

2. Образование должно быть направлено на полное развитие человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам [11].

Право на получение образования относится ко всем людям, в том числе и к детям с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ОВЗ – это дети с особыми образовательными потребностями.

В настоящее время число детей с ограниченными возможностями здоровья неуклонно растет. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования [10].

В настоящее время идет активный процесс информатизации в области образования, который предполагает интенсивное внедрение и применение новых мультимедиа-технологий в процессе обучения, таких, как использование Интернет-ресурсов, обучающих компьютерных программ, использование всех средств коммуникаций, которые могут быть полезны в формировании интеллектуально развитой личности, хорошо ориентирующейся в информационном пространстве.

Сегодня актуальной проблемой является подготовка школьников к жизни и деятельности в новых социально-экономических условиях, в связи с чем возникла потребность в изменении целей и задач коррекционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Термин «Электронные образовательные ресурсы» (ЭОР) объединяет весь спектр средств обучения, которые разработаны и воспроизводятся на базе компьютерных технологий. Также можно встретить термин «ЦОР», то есть цифровые образовательные ресурсы – то есть такие, которые созданы на базе цифровых технологий и их можно воспроизводить с помощью цифровых устройств [13]. Использование электронных образовательных ресурсов в учебном процессе – это обязательная часть работы современного учителя. Крайне сложно вести уроки в соответствии с ФГОС, не прибегая к современным методам и средствам обучения.

В настоящее время многие образовательные организации оснащены компьютерными классами, и у учителей появилась возможность использовать современную технику на уроке. Компьютер делает урок более ярким и наглядным, предоставляет возможность вести обучение в индивидуальном для каждого обучающегося темпе.

ЭОР – это общий термин, объединяющий средства обучения, разработанные и реализуемые на базе компьютерных технологий [4]. ЭОР широко применяются в системе образования, на всех этапах обучения. ЭОР могут быть представлены в виде электронных учебников, презентаций, интерактивных игр, таблиц и схем. Каждый из нас на своем уроке в той или иной степени использует ЭОР.

Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, нарушение интеллектуального развития, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. Каждая группа детей с ОВЗ имеет свои особенные познавательные потребности, которые должен удовлетворить учитель. Для каждой группы детей нужно использовать определенные ЭОР.

Существуют следующие ЭОР, которые можно использовать при организации деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья: нарушение зрения: 1. www.sona-mar.narod.ru – «Слепой ребенок» – сайт рассказывает об особенностях воспитания, обучения и адаптации незрячих детей на примере личного опыта матери незрячего ребенка. Здесь собраны материалы, описывающие особенности развития детей с различными нарушениями зрения, перечисляются ссылки на сайты с родственной тематикой; 2. www.rgbs.ru – Российская государственная библиотека для слепых (РГБС). РГБС – специализированная библиотека универсального профиля, обслуживающая людей с ОВЗ по зрению, уникальное книгохранилище всех видов и жанров литературы, как на обычных, так и на специальных носителях; 3. http://www.defectolog.ru – Рекомендации для родителей по обучению и воспитанию детей с нарушениями речи, умственного, двигательного развития, поведения, задержкой развития. Информация о возрастных нормах развития ребенка, об отклонениях в развитии. Советы по вопросам воспитания: рекомендации дефектолога, логопеда, психолога. Сборник развивающих игр; 4. https://www.youhear.ru/materials_for_rehab_with_cochlea_implant/ - Сайт содержит методические материалы для работы детей с нарушениями слуха на разных этапах обучения; 5. http://edu-open.ru/Default.aspx?tabid=409 – Информационно-методический портал по инклюзивному образованию. Содержит статьи, методические разработки занятий, а также нормативно-правовые акты, служащие основой работы с детьми с ОВЗ. Эти сайты могут использовать учителя – сурдопедагоги и родители.

Также существуют такие платформы, как: 1. https://iqsha.ru/ - онлайн платформа интеллектуального развития детей. Платформа содержит материал по предметам: русский язык, математика, окружающий мир, английский язык. Сайт удобен тем, что ребенку задание озвучивает диктор, поэтому ребенок может заниматься самостоятельно. Разнообразные задания и приятный, красочный интерфейс заинтересует ученика, что положительно скажется на его учебной мотивации; 2. http://poskladam.ru/ - онлайн платформа обучению слогового чтения. Принцип сайта – учить играя. Сайт содержит разделы: чтение на русском языке, чтение на английском языке, обучение логике. Все задания ярко оформлены, по мере прохождения материала, отрываются все более сложные задания. Задания поделены на два уровня: базовый и повышенной сложности. Кроме помощи детям в обучении, перед каждым заданием даются рекомендации по организации задания для учителя и родителей; 3. https://www.igraemsa.ru/ - онлайн платформа детских игр. Главная цель сайта – развитие логики и формирование познавательного интереса. Задание читает диктор, что позволит формировать самостоятельность у обучающегося. Материал красочный, соответствует возрастным нормам. 4. https://www.yaklass.ru/p - образовательная платформа «Я-класс». Платформа содержит материалы по всем школьным предметам. Для этой платформы есть алгоритм работы: знакомство с теоретической частью темы, а потом решение практических задач. Задачи поделены на уровни по сложности. Задания должен читать взрослый. Интересен сайт тем, что материал подобран таким образом, чтобы способствовать развитию у ребенка саморегуляции и силы воли. Если занятия проводятся дистанционно, учителю на электронную почту придет отчет об ошибках и успехах.

У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.

Включение активных методов обучения в образовательный процесс позволяет создать такую среду, как на уроке, так и во внеклассной деятельности, в том числе и для детей с ОВЗ.

Задача школы – подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.

Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы, расширяя возможности организации взаимодействия учителя с другими участниками образовательного процесса. Так, например, использование программы создания презентаций представляется очень удобным. На слайдах можно размещать необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы [2]. В процессе коррекционной работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью. Мультимедийные презентации привносят эффект наглядности в занятие, повышают мотивационную активность, способствуют более тесной взаимосвязи учителя-логопеда и ребёнка. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.

Использование электронно-образовательных ресурсов реализует право детей на получение образования, причем обучение возможно в удобное время для участников образовательного процесса. Это немаловажно, так как дети с ограниченными возможностями здоровья часто посещают врачей, различные процедуры, находятся на плановом лечении в стационаре. Кроме того, практически все учебные материалы имеются в цифровом формате, что делает менее актуальной проблему приобретения учебников.

Тем не менее, процесс обучения детей с ограниченными возможностями здоровья не может быть решен полноценно только за счет поставки современного оборудования и подключения к сети Интернет. Но ничто не может заменить «живое» общение с друзьями, с учителями. Только «живое» общение способствует развитию коммуникативных отношений с людьми, так необходимых для социализации ребенка.

Таким образом, в процессе обучения необходимо уделять внимание не только получению новых знаний, но и социализации ребенка с учетом его особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья ребенка.

Список литературы

1. Гаркуша Ю. Ф., Черлина Н. А. Новые информационные технологии в логопедической работе. Логопед. 2004.№2.

2. Лынская М. И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ. Логопед в детском саду. – Л., 2006. - №6 (13).

3. Профессиональная деятельность учителя в условиях информатизации образования: научно – методический сборник /Коржачкина О. М. – М.: Глосса – Пресс, 2010.

4. Универсальный энциклопедический словарь. – М.: Изд-во Эксмо; Большая Российская энциклопедия, 2003. – 1552 с.

5. Зюбанов В.Ю. Эффективный поиск информации в Интернете / В.Ю.Зюбанов // Наука и образование (19-23 апр. 2004 г.): VIII Всеррос. конф. студ, асп. и молодых ученых. – Томск, 2004. – Т. 3. Ч. 1. Педагогика – С. 209-213.

6. Кудряшова Т.Г. Системное использование мультимедийных средств обучения: проблемы и пути их разрешения / Т.Г.Кудряшова // Информатика и информатизация образования. – 2004. – № 1(2) – С. 94-101.

7. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов / В.С.Мухина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 456 с.

Электронные ресурсы

8. Перечень электронно - образовательных ресурсов: http://smollpo.edu22.info/documents/peretsen.pdf

9. https://rosuchebnik.ru/material/chto-takoe-eor/

10. fgosonline.ru

11. www.rulit.me/books/

12. Использование мультимедиа-технологий в общем среднем образовании. Электронный учебник: http://ido.rudn.ru/nfpk/mult/mult1.html.

13. Электронный словарь: http: // www.Glossary.ru.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2021

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика