IT- компетентность современного педагога как показатель профессиональной успешности

Бронникова Эльвира Камилевна,
заведующая УМС ИМО
по Авиастроительному и Ново-Савиновскому районам
Ахсанова Роза Василовна,
методист УМС ИМО
по Авиастроительному и Ново-Савиновскому районам


XXI век-век глобализации интернета, передовых технологий, инноваций, предъявляющих высокие требования к профессионализму и It-компетенции педагога.

С 1 января 2020г в образовательных организациях должен состояться переход на профессиональный стандарт. Одна их целей нововведения-улучшение подготовки учителей и условий этой подготовки, что включает развитие икт-компетентности.

Профессиональный стандарт педагога содержит значительное число позиций, связанных с ИКТ-компетенциями. При этом можно выделить два уровня требований к ИКТ-компетенциям педагога - технологический (владение информационными технологиями) и методический (владение методами применения ИК-технологий в образовательном процессе).

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения – интегрированная цифровая площадка для сотрудничества, взаимодействия и обмена знаниями для учителей, учеников и администрации, для повышения качества образования всех обучающихся. Действительно, обучение, воспитание и развитие нового поколения осуществляется в условиях информационно насыщенной среды. Информационные технологии диктуют новые требования к профессионально-педагогическим качествам учителя, к методическим и организационным аспектам использования в обучении информационно-коммуникационных технологий. Сегодня у любого преподавателя имеется в распоряжении многочисленные возможности применения в процессе обучения средств ИКТ — это информация из сети Интернет, электронные учебники, словари и справочники, презентации, программы, различные виды коммуникации — чаты, форумы, блоги, электронная почта, телеконференции, вебинары и многое другое. Благодаря этому, актуализируется содержание обучения, происходит быстрый обмен информацией между участниками образовательного процесса. При этом учитель не только образовывает, развивает и воспитывает ребенка, но с внедрением новых технологий он получает мощный стимул для самообразования, профессионального роста и творческого развития.

Помимо этого, использование ИКТ в обучении помогает педагогу решить такие дидактические задачи, как:

• формирование устойчивой мотивации;

• активизация мыслительных способностей учащихся;

• привлечение к работе пассивных учеников;

• повышение интенсивности учебного процесса;

• обеспечение живого общения с представителями других стран и культур;

• обеспечение учебного процесса современными материалами;

• приучение учащихся к самостоятельной работе с различными источниками информации;

• реализация личностно-ориентированного и дифференцированного подхода к обучению;

• активизация процесса обучения, возможность привлечения учащихся к исследовательской деятельности;

• обеспечение гибкости процесса обучения.

Успешное использование ИКТ в учебном процессе зависит от способности педагогов по-новому организовать учебную среду, объединять новые информационные и педагогические технологии для того, чтобы проводить увлекательные занятия, поощрять учебную кооперацию и сотрудничество школьников. Это требует от учителя ряда новых умений по управлению работой класса. Умения, которыми должен обладать такой учитель, должны включать в себя способность разрабатывать новые пути использования ИКТ для обогащения учебной среды, освоения учащимися знаний и способности производить новые знания. Приобретение информационной компетентности открывает перед учителями и обучающимися широкий спектр возможностей, обогащающих образовательную среду и позволяющих сделать процесс преподавания-обучения более динамичным. Необходимым условием эффективного и систематического использования функциональной грамотности в сфере ИКТ в образовательной деятельности для достижения высоких результатов является внутренняя мотивация, потребность и готовность учителя к проведению уроков с использованием ИКТ, осознанное перенесение полученных теоретических знаний и практических навыков в практическую педагогическую деятельность, использование готовых мультимедийных программ в учебном процессе, образовательных ресурсов сети Интернет, общение в сетевых сообществах, пользование социальными сервисами, создание и использование в учебном процессе собственных простейших и имеющихся программных продуктов, образовательных сайтов.

В этих условиях педагогу необходимо:

• владеть инструментальными программными средствами, которые относятся к их предметной области;

• уметь выбирать наиболее удобные способы представления учебной информации;

• рационально использовать все имеющиеся технические и программные средства для организации образовательного процесса;

• использовать сетевые ресурсы, которые позволяют учащимся получать доступ к информации, работать вместе и общаться с внешними экспертами в ходе решения выбранных ими проблем;

• использовать ресурсы сети Интернет для получения необходимых профессиональных материалов, связи с коллегами и другими экспертами с целью повышения своего профессионального уровня;

• уметь разрабатывать цифровые образовательные ресурсы и выстраивать учебную среду;

• использовать ИКТ И ЦОР в качестве инструмента для формирования у школьников способности производить знания и развивать критическое мышление;

• поддерживать рефлексию как необходимую составную часть учебной работы;

• создавать в среде учащихся и своих коллег обучающиеся сообщества или «сообщества знаний».

Однако, использование IT-технологий во всех формах обучения может привести и к ряду негативных последствий, в числе которых можно отметить ряд негативных факторов психолого-педагогического характера и спектр факторов негативного влияния средств ИКТ на физиологическое состояние и здоровье обучаемого. Чаще всего одним из преимуществ обучения с использованием средств ИКТ называют индивидуализацию обучения. Наряду с преимуществами здесь есть и крупные недостатки, связанные с тотальной индивидуализацией. Индивидуализация свертывает и так дефицитное в учебном процессе живое диалогическое общение участников образовательного процесса — педагога и учащихся, учеников между собой — и предлагает им суррогат общения в виде «диалога с компьютером». В учебном процессе современному ученику приходиться сталкиваться с огромным количеством разнообразной учебной информации. Вследствие этого, наступает информационная перегрузка и эмоциональное возбуждение, что опасно для психического и физического здоровья ученика. Использование информационных ресурсов, опубликованных в сети Интернет, часто приводит к отрицательным последствиям. Чаще всего при использовании таких средств ИКТ срабатывает свойственный всему живому принцип экономии сил: заимствованные из сети Интернет готовые проекты, рефераты, доклады и решения задач стали сегодня уже привычным фактом, не способствующим повышению эффективности обучения и воспитания.

Применение информационно-коммуникационных и цифровых технологий в обучении влечет за собой много вопросов, на которые необходимо искать пути решения для того, чтобы формирование информационной компетентности всех участников образовательного процесса было не мучительным и тернистым, а творческим, целеустремленным и результативным. При этом не стоит забывать о том, что компьютерные технологии — это только средство, которое никогда не заменит живое слово учителя. Сегодня современный педагог, работает с молодым поколением, готовит его к жизни в новом обществе, значит, сам должен идти в ногу со временем. Степень успешности педагогов в освоении новых технологий и методик зависит в большей степени от преданности профессии, стремления к познанию нового, заинтересованность в самообразовании.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2021

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика