Цифровая трансформация образования: задачи, проблемы, перспективы

Л.Г.Бухарова, ст.методист,
зав.сектором информационных
ресурсов и технического обеспечения
Информационно-методического отдела
Управления образования г.Казани


По мнению ученых, как российских, так и зарубежных, на протяжении последних десятилетий в мире происходит переход к новой технологической платформе. Это обусловлено увеличением роста скорости появления новейших инновационных разработок во всех сферах деятельности человека, в том числе и в образовании. Важная роль в этом процессе отводится цифровым технологиям, позволяющим существенно повысить эффективность деятельности по всем направлениям.

В образовании, как в любой другой отрасли экономики, уже давно идет процесс цифровизации, который сейчас принято позиционировать как цифровую трансформацию.

Ученые РАНХиГС считают, что «цифровая трансформация понимается как принципиальное переосмысление образовательной деятельности на основе уникальных возможностей цифровых технологий, т.е. кардинальные изменения ее функциональной структуры и роли каждого её элемента» [1]. Т.е. по мнению авторов, каждый участник образовательного процесса должен не просто освоить цифровые технологии, а переосмыслить, преобразовать свою деятельность и создать новые нормы и правила, соответствующие цифровой трансформации. Здесь важно понимать, что цифровая трансформация – это не только внедрение цифровых технологий - нужны кардинальные преобразования.

Цифровые технологии автоматизируют большинство рутинной работы. Но самая важная их характеристика - персонализация в выборе доступных ресурсов, программных продуктов и услуг. «Цифра» высвобождает свободное время для развития способностей и компетенций. Тем самым, существенно повышается эффективность образовательного процесса каждого из его участников за счет личностно-ориентированной организации в цифровой образовательной среде.

В национальный проект «Образование» (01.01.2019 – 31.12.2024) включен федеральный проект «Цифровая образовательная среда», который призван обеспечить повышение квалификации педагогов по вопросам цифровизации, обновление ИКТ-инфраструктуры, внедрение в школы электронного документооборота на базе высокоскоростного Интернет-соединения, создание сети центров цифрового образования детей.

Цифровая образовательная среда предназначена для информационного сопровождения учебной деятельности обучающихся. Она должна быть сконструирована самими участниками образовательного процесса, как педагогами, так и учащимися, с использованием цифровых технологий. Очевидны преимущества «цифры» - массовость и доступность, возможность создавать, проектировать и творить свой собственный мир, игру, образовательное пространство и пр., затрачивая минимум реальных ресурсов (цифровое устройство и интернет). Это должно стать эффективным средством формирования нового поколения педагогов, ориентированных на инновационное обновление современной школы в контексте цифровой трансформации.

Возвращаясь от теории к реалиям нашей системы образования, можно констатировать, что в связи с событиями, ознаменовавшими 2020 год - месяцы вынужденного карантина из-за нового коронавируса, в направлении создания и деятельности в цифровой образовательной среде был осуществлен мощный прорыв и накоплен ценнейший педагогический опыт. Когда организация учебного процесса практически полностью вышла из стен школьных кабинетов в виртуальное пространство и школы перешли на дистанционное обучение, обнажились проблемы цифровизации образования. Это и отсутствие единой образовательной платформы, соответствующей всем требованиям ФГОС и способной обслуживать огромное количество пользователей одновременно, и нехватка цифровых устройств, и доступа в интернет, и пр. А главное, что, если обучающиеся в целом успешно осваивают новые цифровые технологии, то педагоги зачастую испытывают с этим определенные трудности, которые могут многократно возрасти при глубоких цифровых трансформациях в образовательном процессе.

В тоже время, «дистанционка» открыла нам много положительных моментов – это удобно, современно, интересно и более привычно нынешнему поколению обучающихся, уверенно пользующихся гаджетами. Педагоги же развили свои навыки онлайн-обучения и с успехом применяют их в профессиональной деятельности.

Если посмотреть на вышеперечисленные проблемы с точки зрения образовательной организации, понять и определить какие можно решить самим, а какие необходимо решать на государственном уровне, то выходит следующее.

Создание единой цифровой образовательной платформы – задача государственная, которая требует больших финансовых и интеллектуальных затрат. Сегодня государственные и частные крупные компании, такие как СБЕР, Яндекс и другие активно ведут работы по разработке и наполнению контентом образовательных платформ. В дальнейшем выбор наиболее подходящей конкретной школе и ее контингенту учащихся платформы за образовательной организацией.

Сегодня управление образовательной организацией должно опираться на единое информационно-образовательное пространство учреждения, её цифровую образовательную среду. В свете требований новых федеральных стандартов, на основании приказа Министерства просвещения РФ от 2.12.2019 г. №649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды» – цифровая образовательная среда является необходимой составляющей современной инфраструктуры образовательного учреждения.

Цифровая образовательная среда (ЦОС) включает в себя:

• данные участников ЦОС (логины и пароли аккаунтов, электронная почта преподавателей и обучающихся, права доступа, результаты учебной деятельности и пр.);

• платформу ЦОС, включая информационные системы и ресурсы платформы ЦОС;

• государственные и иные информационные системы и ресурсы (ИСиР), используемые в сфере образования и необходимые для обеспечения работоспособности ИСиР платформы ЦОС, информационных систем и ресурсов в сфере образования в единой информационной среде;

• цифровой образовательный контент.

Цифровой образовательный контент создается как самими педагогами и обучающимися, так и может быть взят из открытых информационных источников. Сегодня, когда педагоги вплотную познакомились с ведением онлайн-уроков, цифровых образовательных ресурсов уже создано огромное количество – их только необходимо собрать, систематизировать и объединить в цифровую образовательную среду школы. Здесь задача – не дать растерять накопленный багаж и продолжать формировать стойкую мотивацию всех участников учебно-образовательного процесса в дальнейшем освоении и применении цифровых ресурсов и ИКТ в целом. Этим решается еще одна проблема - овладение цифровыми технологиями «отстающих» педагогов.

Следующий положительный пункт для ЦОС образовательной организации - активизация работы сайтов. В период карантина сайты школ стали более востребованы пользователями: родителями, учащимися и самими педагогами. Поэтому поддержка актуальности информации, размещаемой на сайте, является одним из ключевых аспектов для ЦОС школы. Но для удобства пользователей необходимо четко соблюдать структуру сайта и легкость навигации по нему. В нашей республике все образовательные организации имеют бесплатные сайты на платформе информационной системы «Электронное образование в РТ». Но многие школы создали и поддерживают свои альтернативные сайты, которые имеют больше возможностей для расширения информационного пространства, но они и более затратные в финансовом плане. Здесь каждый также выбирает для себя лучшее.

В копилку школьной ЦОС можно добавить и издание собственного средства массовой информации (СМИ). В большинстве наших школ уже существуют свои газеты, журналы, радио и даже телевидение.

Говоря о ЦОС образовательной организации, невозможно не сказать и о документообороте. Деятельность любой организации обеспечивается системой взаимосвязанной документации. Работа с документами (письма, приказы, инструкции, планы, отчеты и т.д.) – неотъемлемая часть труда всех сотрудников образовательной организации. Отчеты различного уровня пока никто не отменял, и более того, как считают многие, объем бумажной работы только увеличивается из года в год. А это значит, что для упрощения «жизни» образовательной организации, её цифровой трансформации, данный процесс подлежит обязательной автоматизации. От этого будет зависеть и скорость обмена информацией между сотрудниками, и ее обработка, и автоматизация принятия решений по некоторым вопросам без участия человека, используя определенный, заранее заложенный алгоритм. Существует множество готовых IT-решений для автоматизации управления деятельностью образовательной организации (электронные таблицы, Google - формы, базы данных и т.д.), из которых можно выбрать наиболее подходящую для своего учреждения.

Основополагающими документами в области цифровой трансформации являются «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» и Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». В них указывается на необходимость формирования цифровых компетенций руководителей и педагогических работников образовательных организаций. Задача руководителя образовательной организации повышать в первую очередь свои цифровые компетенции и создать условия для повышения компетенций педагогическому коллективу. Предложений пройти обучение по различным программам повышения цифровых компетенций как от органов управления образованием, так и от коммерческих организаций поступает большое количество. Решение в этом вопросе за образовательной организацией.

Следующая проблема - отсутствие дома цифровых устройств у обучающихся и педагогов для дистанционного обучения - также сложная и важная.

В экстремальный период внезапной самоизоляции из-за коронавируса с ситуацией нехватки гаджетов для дистанционного обучения каждый регион, школа или семья справлялись по-своему. Были организованы различные акции по обеспечению нуждающихся, в первую очередь учащихся, смартфонами, планшетами, ноутбуками и компьютерами. Но все равно этот вопрос остается пока открытым.

ЮНЕСКО, Международная Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Всемирный банк, в сложившейся по всему миру ситуации, провели исследования и выделили основные задачи, стоящие перед правительствами при внедрении цифрового (дистанционного) обучения:

- установить баланс между цифровым обучением и деятельностью «вне экрана», чтобы не навредить здоровью обучающихся;

- следить за психоэмоциональным состоянием обучающихся;

- обеспечить обучающихся портативными компьютерами и другими необходимыми ресурсами для обучения;

- обеспечить безопасность обучающихся;

- использовать открытые образовательные ресурсы и разработать новые платформы;

- наладить международное сотрудничество для обмена образовательными онлайн-ресурсами;

- использовать электронные средства обучения более эффективно.

Перед правительствами поставлены задачи – значит, будет и решение. От этого зависит успех перехода к цифровой экономике.

При успешном решении вышеперечисленных задач, хорошим заделом на пути к цифровой трансформации образования будет:

- стойкая мотивация к самостоятельной деятельности, сформированная у обучающихся и педагогов;

- высокая профессиональная IТ-компетентность;

- развитая школьная цифровая образовательная среда.

Список использованных источников:

1. П.Д.Рабинович, К.Е.Заведенский, М.Э.Кушнир, Ю.Е.Храмов, А.Р.Мелик-Парсаданов. Цифровая трансформация образования: от изменения средств к развитию деятельности. Научно-методический журнал «Информатика и образование» №5 2020 г.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2021

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика