Проблемы изучения программирования в школьном курсе информатики

Брекоткин Алексей Сергеевич,
учитель математики и информатики
первой квалификационной категории
МБОУ "Школа №169", г.Казань


Глобальные процессы формирования автоматизированного и информационного общества создают большие возможности для развития человечества, а также для эффективного решения многих экономических, социальных проблем. Полностью использовать эти возможности смогут только те члены общества, которые будут иметь необходимые знания и умения, чтобы ориентироваться в таком информационном пространстве. Современный курс информатики ? беспрецедентное явление в мировой педагогической практике. Как правило, от возникновения научной дисциплины к осмыслению ее общеобразовательной значимости и включение ее основ в систему школьного образования проходит минимум несколько десятков, а то и сотен лет. В течении этого времени стабилизируется научный аппарат, формируется методология и т.д.

Информатика в среднем учебном заведении относится к группе технологических дисциплин. Цели, содержание и методики ее обучения направлены на получение учащимися определенных практических компетенций и способствуют развитию основных форм мышления. Источником фундаментальных тем в курсе школьной информатики является раздел, касающийся вопросов моделирования, алгоритмизации и программирования.

Устаревшие подходы к трактовке традиционного раздела «Алгоритмизация и программирование» привели сегодня к уменьшению его роли, значимости и места в курсе школьной информатики и к попыткам изъять его из учебных программ, заменив традиционный математико-алгоритмический подход к изучению информатики на информационно-технологический («пользовательский подход»).

Несмотря на то, что почти в каждой семье есть персональный компьютер, «пользовательский подход» постепенно теряет актуальность. Наличие компьютера в личном пользовании предполагает владение определенными пользовательскими навыками, приобретать или совершенствовать которые в школе, не иметь смысла.

Сейчас актуальны попытки усовершенствовать методику обучения классического раздела информатики «Алгоритмизация и программирование». Внутри программного курса по информатики увеличено количество часов на содержательную линию алгоритмизации и программирования. Теперь перед школой встает вопрос: как максимально эффективно использовать эти часы, предназначено для обучения школьников программированию. Здесь есть как минимум две объективные проблемы:

1) недостаточная подготовка школьных учителей информатики именно в вопросах алгоритмизации и программирования;

2) многочисленность платформ, на которых осуществляют обучение программированию в школах: от Pascal в Java с C #.

С другой стороны, изучение программирования имеет неоспоримое преимущество над другими предметами ? заинтересованность учащихся, которую можно и нужно сконцентрировать в нужном направлении. Конечная цель обучения программированию должна быть понятна для ученика, например: получение комплекса знаний и навыков профессионального программиста-новичка, способного реально программировать мобильные гаджеты на системе Android. Для того, чтобы не потерять интерес учащихся, необходимо обеспечить:

• непрерывность содержания обучения,

• формирование и показ промежуточных результатов, важных и интересных для школьника.

Следовательно, при обеспечении непрерывности обучения необходимо придерживаться нескольких принципов:

? обучение от простого к сложному,

? поддержания темпов постоянного развития,

? соблюдение требований ИТ-рынка.

Все эти критерии удовлетворяет следующая схема-концепция обучения программированию, которая вписывается в учебную программу по информатике:

• Scratch-программирования (2-4 классы),

• основы структурного (алгоритмического) программирования (5 класс),

• ознакомление с объектным программированием (6 класс),

• ознакомление с программированием на Android (7 класс),

• основы объектного программирования (8 класс),

• основы функционального программирования (9 класс).

Информатика все больше влияет на процесс дальнейшего развития общества. Она становится доминирующим фактором, определяет общий потенциал общества и перспективы его развития. Информатизация общества является важнейшей составляющей современной цивилизации, которая характеризуется высоким уровнем информационно-коммуникационных технологий и развитыми информационными структурами.

Информатика превращается из чисто технической в фундаментальную науку об информации и информационных процессах в природе и обществе. Всестороннее разработки и принятия новой прогрессивной концепции обучения программированию в курсе информатики в общеобразовательной школе будут способствовать тому, что потенциал курса будет более востребован. Реализация концепции вызовет за собой изменение обучения программированию и в ходе вузовского обучения информатике, необходимость в которых становится очевидной сегодня и позволит поднять уровень подготовки школьных учителей информатики именно в вопросах алгоритмизации и программирования.

Список литературы

1. Колин К.К. О структуре и содержании образовательной области «Информатика» // Информатика и образование. – 2000. – №10. – С.3-10.

2. Кузнецов А.А., Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Современный курс информатики: от элементов к системе // Информатика и образование. – 2004. - №1. – С.2-8.

3. Методика преподавания информатики: Учебное пособие для вузов / под ред. М.П. Лапчика. - М.: Академия., 2001. – 621 с.

4. Основы программирования: Учебник / Семакин И.Г. ? М.: Мастерство, 2001. ? 432с.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2021

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика