Современное состояние использования информационно-коммуникативных технологий на уроках физической культуры в общеобразовательном учреждении

Фанзиль Маратович Ибрагимов,
МБОУ «Многопрофильный лицей №186 - «Перспектива»
Приволжского района г.Казани


Современное образование трудно представить без информационно-коммуникативных технологий (далее – ИКТ). Компьютер дома, в школе в настоящее время, уже не роскошь, а средство для работы. Необходимость использования ИКТ в образовательных процессах продиктована самой жизнью, дети живут в технологическом пространстве, и в школе, и дома.

Вместе с тем, наблюдается слабая тенденция (а порой и отсутствующая) применения информационно-коммуникативных технологий в образовательных целях в процессе физкультурного образования. Это обуславливает изучение основных проблем применения информационно-коммуникативных технологий учителем физической культуры и способы их разрешения, что и определило цель нашего исследования — выявить современное состояние использования информационно-коммуникативных технологий на уроке физической культуры в общеобразовательном учреждении.

Для достижения цели исследования мы поставили следующие задачи:

1. Провести анализ применяемых на уроках физической культуры программных разработок и приложений.

2. Выявить основные проблемы по использованию информационно-коммуникативных технологий учителями на уроке физической культуры.

Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной средней школе.

Предмет исследования: инновационные технологические приемы в процессе преподавания физической культуры в школе.

Гипотеза: применение информационных технологий в обучении позволяет в значительной степени оптимизировать образовательный процесс. Использование средств мультимедиа при обучении физической культуры открывает широкие возможности для эффективного наглядно-демонстрационного сопровождения на уроке.

Исследование состояло из двух этапов и проводилось в 2019 году.

Базой исследования являлась «Многопрофильный лицей №186 - «Перспектива» г.Казани.

На первом этапе осуществлялось осмысление теоретико-методологических аспектов исследования, выявлялось состояние проблемы, определялись ведущие позиции исследования (объект, предмет, цель, гипотеза, задачи, база исследования).

Второй этап включал проведение анализа, итоговую обработку результатов эксперимента, формулировку выводов и оформление дипломной работы.

1. Возможности применения информационно-коммуникативных технологий на уроках физической культуры

Использование ИКТ на уроках физической культуры возможно на всех этапах.

При изучении нового материала учитель координирует, направляет, руководит и организует учебный процесс, а сам материал «объясняет» вместо него компьютер. С помощью видеоряда, звука и текста школьник получает представление об изучаемом двигательном действии, учится моделировать последовательность движений (собирает на компьютере пазл), что делает урок более содержательным и увлекательным.

На стадии закрепления знаний компьютер позволяет решить проблему традиционного урока – индивидуального учета знаний, а также способствует коррекции полученных умений и навыков в каждом конкретном случае.

На этапе повторения в компьютерном варианте учащиеся решают различные проблемные ситуации. В результате в мыслительную деятельность включены все ученики. Степень их самостоятельности в освоении материала регулируется учителем.

Эффективность применения ИКТ зависит от этапа урока. В начале изучения ИКТ применяются в подготовительной части урока, при закреплении или проверке знаний – в заключительной части урока и могут использоваться как проверка домашнего задания. Использование ИКТ не должно длиться на уроке более 15 минут подряд: ученики устают, к тому же экспериментально проверено, что 15 минут достаточно для усвоения техники двигательного действия или подачи нового материала, темы. По мере необходимости лучше скорректировать технику при практическом освоении на следующих занятиях.

2. Виды применяемых информационных технологий на уроках физической культуры

Использование информационных технологий в учебном процессе очень актуально. ИКТ способствует формированию творческой личности учащихся, делает урок более многогранным, интересным и ярким. Целесообразность использования ресурсов Интернет в разделе физическая культура более результативен во внеклассной работе и внеурочной деятельности.

Первоначально одной из форм использования ИКТ для учителя физической культуры - это составление текстовых документов в программе «MS Office Word»:

• Календарно – тематическое планирование;

• Годовое планирование учебного процесса и тренировочных занятий;

• Планы работ по четвертям и поурочное планирование;

• Все виды текстовых документов: заявки, отчёты, положения о соревнованиях, протоколы соревнований, объявления, поздравления, печатание грамот и др.

Следующая форма при работе на компьютере – работа с таблицами в программе «MS Office Excel». Даёт возможность использования электронных таблиц и работа с ними при проведении соревнований различного уровня с большим количеством участников, быстрое подведение итогов соревнований и т.д.

Способ накопления информации:

• быстрый способ поиска информации через систему интернета;

• способ хранения информации;

• быстрый поиск необходимого материала.

Уроки физической культуры включают большой объём теоретического материала, на который выделяется минимальное количество часов, поэтому применение электронных презентаций позволяет эффективно решать эту проблему.

Следующий помощник при работе с компьютером – программа создания электронных презентаций «MS Office Power Point». На уроках физкультуры показ презентаций позволяет облегчить процесс обучения технически сложных видов спорта (волейбол, баскетбол и т.д.). Учитель, работая с презентацией, имеет возможность, разбив технический прием на слайды, показывать их с такой скоростью, с какой это необходимо для детального изучения и понимания материала в классе. Такой метод обучения техническим действиям и приемам очень эффективен, нагляден и нравится учащимся.

Рассмотрим интернет-сервисы, которые можно использовать на уроках физической культуры. Не смотря на то, что на уроках физической культуры дети не сидят за партами, как на других уроках, можно найти не мало программ и интернет-сервисов, которые помогут сделать урок физической культуры более насыщенным, плодотворным и необычным. Один из них, которого мы сейчас рассмотрим, называется «Health».

Рис.1. Вид мобильного приложения «Health»

В верхней части экрана отображается количество пройденных шагов, чуть ниже размещен период активности, далее показаны упражнения. В их списке можно увидеть такие, как бег, ходьба, велоспорт, жим лежа и многие другие. Если, например, запустим режим бег, то мы можем установить норму дистанции, увидеть преодоленный путь, время, среднюю и максимальную скорость, потраченные килокалории.

Следующее мобильное приложение, которое мы рассмотрим, называется – бросок в кольцо (Basketball Sniper). Применяя это приложение, мы помогаем ребенку понять технику броска и отработать их виртуально.

Рис.2. Вид из приложения «Basketball Sniper»

Далее мы рассмотрим Интернет-ресурс – Жизнь в движении (L4H). Это сайт, на котором расположена необходимая информация для педагогов по физической культуре. Информация разнесена по таким вкладкам, как спорт, здоровый и активный образ жизни, питание, саморазвитие и упражнения.

Рис.3. Скрин с сайта «https://life4health.ru» - «Жизнь в движении (L4H)»

На каждой вкладке расположена подборка материалов. Она включает в себя программу упражнений и тренировок. В начале каждой записи идет вводная часть, далее идут упражнения, видеоматериалы. Упражнения имеют подробное описание и иллюстративный материал.

Другой полезный Интернет-ресурс – сайт «Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс ГТО». На сайте размещены упражнения, которые необходимо выполнить ученику для получения знака отличия. Здесь так же можно ознакомиться с техникой выполнения упражнений, перечнем нормативов в соответствии каждой возрастной категории.

Рис.4. Скрин с сайта «https://www.gto.ru»

Компьютерные технологии все шире входят в нашу жизнь, хотя они не могут заменить непосредственное общение ученика с живым человеком, учителем. Использование ИКТ в учебном процессе в области физической культуры и спорта позволяет самостоятельно работать учащимся с информационным ресурсом, сократить время на усвоение материала, повысить иллюстративность излагаемого материала, использовать материал на практических занятиях в спортивном зале. Применяя ИКТ в своей деятельности, мы делаем уроки современными и интересными, тем самым переходим на качественный новый уровень преподавания своего предмета.

Таким образом, я считаю, что информационно-коммуникативные технологии могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2021

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика