Цифровизация в ДОУ

Хайруллина Гульчачак Ибхаровна,
воспитатель МАДОУ «Детский сад №167 комбинированного вида
с татарским языком воспитания и обучения»
Советского района г Казани


«Если мы хотим идти вперед,
то одна нога должна оставаться на месте,
в то время как другая делает следующий шаг…»
Йожеф Этвёш


Современные дети в 2-3 года уже умеют пользоваться гаджетами, их родители привыкли общаться через мессенджеры, а у педагогов появляются новые вызовы и возможности. Сегодня развитие новых технологий идёт очень быстрыми темпами, практически все сферы жизнедеятельности человека внедряют всё новые и новые технологии, среди которых и цифровые. В связи с этим в обществе в последнее время стал популярным термин «цифровизация», но далеко не все понимают, в чём его суть. Обратимся к понятию этого слова. Цифровизация – процесс преобразования информации в цифру.

Давайте посмотрим глубже на влияние цифровизации на жизнь дошкольного учреждения. «Цифровые технологии» могут быть использованы лишь в качестве «инструментов» для педагога, а без педагогического опыта ни одна «технология» работать не будет. Например вебинар никогда не заменит живое общение, а цифровые услуги являются лишь дополнением к насыщенному рабочему процессу. Он-лайн мастер классы не дают возможность получить качественную обратную связь от участников. Организация вебинара требует тщательной предварительной подготовки. И не всегда у педагога есть необходимые навыки по созданию цифрового материала или по работе на камеру. Каждый день педагоги наполняют рабочий процесс, используя новые возможности. Но только благодаря личности каждого участника нашей команды, его опыту, стремлениям и талантам, мы идем вперед.

• Какие возможности есть в ней? Компьютер хранит наши данные и экономит время. Анализ большого количества информации, работа с таблицами, отчётность: это всегда отнимает много времени и внимания. Допустишь ошибку в расчете и всю бумажную работу нужно переделывать. Чтобы максимально эффективно использовать ресурсы, мы постоянно осваиваем новые технологии: обмен материалами через облачное хранилище, сдача отчётности в электронном виде, онлайн совещания. Если правильно настроить совместную работу в гугл-таблицах и доверить расчет процентных показателей формулам, можно не только сэкономить несколько часов работы, но и следить за изменениями параметров в режиме реального времени.

• С какими сложностями сталкиваются? Мы не можем знать всех деталей, как работает технология. Или починить браузер, если вдруг завис вебинар. Мы задействуем лишь малую часть потенциала цифрового мира. Наши дети принадлежат новому миру гаджетов, а нам приходится его изучать. Чем выше компьютерная грамотность педагога, тем лучше услуги и счастливее сотрудники и дети.

• Какие цифровые инструменты уже помогают в работе? Цифровая отчетность меняет сферу образования. Система ЕИСДОУ обеспечивает прозрачный процесс зачисления воспитанника в ДОУ и управления дальнейшими изменениями. Все движения воспитанников по электронной системе контролируются Управлением образования, что исключает риск нарушений или ошибки. Мы постоянно отчитываемся о проделанной работе: электронные таблицы и обмен файлами через электронную почту помогает не только беречь ресурсы, ведь теперь не нужно печатать отчеты на бумаге и везти их в Управление образования. Такой способ отчетности помогает оперативно реагировать при необходимости, а также понимать динамику процессов в каждом учреждении.

Мы развиваемся вместе с детьми. Основной вид деятельности дошкольника – игра. Так вот и основное условие использования цифровых технологий для детей дошкольного возраста это- игра. А самая распространенная цифровая игра – это компьютерная. Появление таких игр в жизни ребенка оказывает как положительное влияние на интеллектуальное развитие и подготовки его к жизни в информационном веке, так и отрицательное. Положительное влияние становиться возможным, потому, что помимо развлекательного направления, в последнее время все больше можно говорить об обучающих и развивающих играх, которые формируют и развивают у детей высшие психические функции – восприятие, память, мышление, речь.

Использование интерактивной доски обогащает не только

знания ребенка, но и опыт педагога. Мы практикуем различные

форматы, включаем в сценарии материалы из других занятий и

вместе с детьми создаём новые истории. Мы изучаем новые возможности всемирной сети, чтобы научить детей новой эпохи ориентироваться в цифровом мире: понимать, как он устроен, и уметь ценить реальные знания.

Всё интерактивное оборудование позволяет детям быть участниками интерактивной деятельности – играть, рисовать, слушать, смотреть и тому подобное, где проявляется самостоятельность ребенка и даётся ему возможность самому делать открытия в новом цифровом мире, а также развивается самостоятельность, что имеет большое значение для будущей его взрослой жизни.

Мы всегда на связи. Каждый день родителей наших воспитанников наполнен большим списком дел: нужное много успеть и найти время побыть с семьёй. Им хочется больше знать о том, как проходит день ребёнка, но нет возможности постоянно поддерживать связь. Поэтому мы общаемся в чате, сообщаем важные новости, совместно обсуждаем ключевые вопросы. Иногда мы проводим родительские собрания онлайн. Но в первую очередь мы ценим живой контакт. Поэтому через группу обсуждаем мастер классы родителей с детьми или договариваемся о проведении субботника. У нас очень активные и талантливые родители, и мы рады быть с ними онлайн.

• Меняется и роль педагога в мире, где цифра меняет все. Современные технологии делают информацию доступной. У нас есть возможность постоянно расти профессионально, перенимать у коллег лучшие практики и обмениваться идеями. Педагоги благодаря цифровизации чувствуют себя уверенно, потому что важная информация всегда под рукой. Педагоги проходят аттестацию, повышают квалификацию, повышают уровень самообразования. На сегодняшний день, роль педагога со знанием цифровых технологий, играет не маловажную роль, педагог растет и шагает в ногу со временем повышая свой профессионализм.

Изучив тему о цифровизации, можно сделать ,следующий вывод. Если каждый педагог будет владеть и грамотно использовать цифровые технологии - то это позволит разнообразить форму подачи и закрепления учебного материала, и самое главное, что у воспитанников будет желание и интерес к познавательному развитию в целом.

Но не стоит забывать, что педагог - это в первую очередь личность, а цифровые технологии это лишь инструменты в его руках, которыми он должен владеть в совершенстве.

Список литературы

1. Афонина Н.Ю. Цифровые технологии в ДОО. Условия внедрения интерактивных средств. – 26.05.2016. Режим доступа https://edguru.ru/blog/doshkolka/210.html -

2. Афанасьев А. Цифровизация образования, все минусы электронной школы. Что будет с детьми? – 2018г. Режим доступа: https://plusiminusi.ru/cifrovizaciya-obrazovaniya-osnovnye-plyusy-i-minusy/

3. Бокова Л.Н. Правовой режим создания безопасной цифровой образовательной среды/Вестник Российского университета дружбы народов. Серия:Юридические науки.-2020-Т.24.-№2.-С.274-292.

4. Бастрыкина А.Ю. Ребенок – дошкольник в мире цифровых технологий. – Тамбов, 2019 Режим доступа: https://infourok.ru/vistuplenie-po-teme-rebenok-v-mire-cifrovih-tehnologiy-3805643.html

5. Глушкова Е., Леонова Л. Компьютер в детском саду/ Глушкова Е., Леонова Л.// Дошкольное воспитание. - 1990. - №10. - с. 44-49

6. Государственной программе «Развития образования» на 2018 – 2025 гг.

7. Дрокина О.В., Колмакова М.Г. Развитие цифровой среды в ДОУ. – Красноуфимск, 2018. Режим доступа: http://ds3.com.ru/?page_id=1890

8. Комарова И.И. Будущее дошкольного образования в эпоху цифровизации // Современное дошкольное образование. – 2018. – №8(90). – С. 16–25. DOI: 10.24411/1997-9657-2018-10032

9. Плужникова Л. Использование компьютеров в образовательном процессе / Плужникова Л. // дошкольное воспитание. - 2000. - №4. С.16.

10. Сафуанов Р. М., Лехмус М. Ю., Колганов Е. А. Цифровизация системы образования // Вестник УГНТН. Наука, образование, экономика. – Уфа. 2019г. г.Уфа - № - с. . DOI: 10.17122/2541-8904-2019-2-28-108-113

11. ФГОС ДО Режим доступа: https://infourok.ru/vistuplenie-po-teme-rebenok-v-mire-cifrovih-tehnologiy-3805643.html


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2021

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика