Применение современных информационных технологий на уроках родного (татарского) языка

Гильманшина А.Р.,
заместитель директора по УР и НО,
учитель родного языка и литературы
МБОУ «Гимназия №28» г.Казани


В современном обществе все более возрастает роль языков. Знание языков дает молодежи возможность приобщиться к мировой культуре, использовать в своей деятельности потенциал обширных ресурсов глобальной сети Интернет, а также работать с информационными и коммуникационными технологиями и мультимедийными средствами обучения.

Цель обучения языку – это коммуникативная деятельность обучающихся, то есть практическое владение языком. Задачи учителя - активизировать деятельность каждого обучающегося в процессе обучения, создать ситуации для их творческой активности. Основной целью обучения языку обучающихся - это воспитание личности, желающей и способной к общению и стремящийся получить самообразование. Участие в разных международных и республиканских конкурсах, олимпиадах дает возможность не только общаться на родном языке, но и помогает раскрыть обучающемуся особенности своей личности: коммуникабельность, отсутствие языкового барьера, знание традиций и обычаев своего народа, широкий кругозор, умение что называется “ подать” себя. Как правило, при выполнении различных тестов, контрольных работ на уроке или при сдаче основного государственного экзамена после окончания 9 класса или участии в конкурсах и олимпиадах устанавливается строгий лимит времени выполнения каждого задания, что требует особый вид подготовки. Для достижения вышеперечисленных целей учителю эффективную помощь оказывает использование компьютерных технологий и ресурсов Интернет.

Компьютер в наше время очень важная и независимая вещь. Многие школьники и даже взрослые используют его лишь для того, чтобы поиграть в компьютерные игры. Но не мало и тех, кто нашел ему правильное применение. Например, он помогает в учебе ученикам. Ведь очень удобно, когда под рукой есть такой помощник и мы не выходя из дома, можем напечатать рефераты, доклады, одним словом, все что нужно. Кроме того, компьютер может помочь в изучении татарского языка, как и в изучении иностранных языков. Существует огромное количество дисков, электронных учебников, мультимедийных обучающих программ, которые приводят к хорошим результатам в изучении татарского языка.

В связи с тем, целью своей работы я обозначила:

- раскрыть роль компьютера и программного обеспечения в успешном овладении татарским языком.

Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:

- показать роль компьютера в современной коммуникативной технологии преподавания татарского языка,

- раскрыть многообразие форм применения компьютера и программного обеспечения в успешном овладении татарским языком, использование информационных ресурсов Интернета.

Роль компьютера в современной коммуникативной технологии преподавания родных языков

В настоящее время внедрение персонального компьютера, технологии мультимедиа и глобальной информационной компьютерной сети Интернет влияет на систему образования, вызывая значительные изменения в содержании и методах обучения татарскому языкам. Перед современным учителем встает проблема поиска нового педагогического инструмента. В своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что в современных условиях, учитывая большую и серьезную заинтересованность обучающихся информационными технологиями, можно использовать эту возможность в качестве мощного инструмента развития мотивации на уроках татарского языка.

Компьютер позволяет качественно изменить контроль за деятельностью обучающихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Роль преподавателя здесь не менее важна. Он подбирает компьютерные программы к уроку, дидактический материал и индивидуальные задания, помогает обучающимся в процессе работы, оценивает их знание и развитие. Применение компьютерной техники делает и позволяет осуществить обоснованный выбор наилучшего варианта обучения.

Применение компьютера как инструмента для работы с информацией очень разнообразно и многообразно. Он может за несколько секунд просмотреть электронную библиотеку и найти требуемую информацию.

При использовании компьютера вербальную коммуникативную деятельность следует рассматривать в трех аспектах. Во-первых, как свободное общение обучающихся в режиме реального времени посредством использования электронной почты и информационных сетей, то есть как аутентичный диалог в письменной форме между партнерами по коммуникации. Во-вторых, как интерактивное диалоговое взаимодействие обучаемого с компьютером, при котором преследуются реальные цели коммуникации, то есть как человеко-машинный диалог. В-третьих, как общение обучаемых в классе в процессе работы с компьютерными обучающими программами, выступающими в качестве стимула для коммуникации и средства воссоздания условий ситуации общения.

Специфика языкового предмета обуславливает активное и уместное применение компьютера на уроках. Ведущим компонентом содержания обучения татарского языка является обучение различным видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению, письму. Обучающая компьютерная программа является тренажером, который организует самостоятельную работу обучаемого, управляет ею и создает условия, при которых обучающиеся самостоятельно формируют свои знания.

Использование компьютерных технологий на уроках татарского языка.

В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий. Это не только современные технические средства, но и новые формы преподавания, новый подход к процессу обучения. Среди учителей татарского языка этот вопрос особенно остро встал после серьезных изменений в законодательсвтве о языках народов Российской Федерации. Ведь на тот момент нужно было заинтересовать обучающихся как можно больше, чем требовалось этого ранее. И использование мультимедийных средств помогло реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, который обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учетом особенностей детей, их уровня обученности, склонностей. Изучение татарского языка с помощью компьютерных программ вызвал огромный интерес у обучающихся.

Существующие сегодня диски позволяют выводить на экран компьютера информацию в виде текста, звука, видеоизображения, игр. Обучение с помощью компьютера дает возможность организовать самостоятельную работу каждого ученика. Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет преподавателю переложить часть своей работы на компьютер, делая при этом процесс обучения более интересным и интенсивным. При этом компьютер не заменяет преподавателя, а только дополняет его. Подбор обучающих программ зависит, прежде всего, от текущего учебного материала, уровня подготовки обучаемых и их способностей.

Работа с компьютером не только способствует повышению интереса к учебе, но и дает возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, поощрение правильных решений. Кроме того, компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием материала или проблема в знаниях. Именно этот аспект и предусмотрен авторами многих компьютерных обучающих программ. Обучаемому предоставлена возможность использовать различные справочные пособия и словари, которые можно вызвать на экран при помощи одного лишь щелчка по мышке. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь.

Существенный прогресс в развитии персональных компьютеров и компьютерных технологий приводит к изменению и в процессе обучения татарскому языку. Активное и уместное применение компьютера на уроке татарского языка представляется возможным и целесообразным исходя из специфики самого предмета. Ведущим компонентом содержания обучения татарскому языку является обучение различным видам речевой деятельности говорению, аудированию, чтению, письму. При обучении аудированию каждый ученик получает возможность слышать иноязычную речь. При обучении говорению каждый ученик может произносить фразы на татарском языке в микрофон. При изучении грамматических явлений каждый ученик может выполнять грамматические упражнения, имеет возможность разгадывать кроссворды, чайнворды, заниматься поиском слов, выполнять игровые упражнения.

В практике применения компьютера в учебном процессе особо подчеркивается его обучающая функция, а также, компьютер является инструментом, который организует самостоятельную работу обучаемых и управляет ею, особенно в процессе тренировочной работы с языком и речевым материалом.

Сфера применения компьютера в обучении татарскому языку необычно широка. Компьютер может быть эффективно использован для ознакомления с новым языковым материалом, новыми образцами высказываний, а также с деятельностью общения на татарском языке. На этапе тренировки и на этапе применения сформированных знаний, навыков, умений компьютер может быть использован в самых разнообразных коммуникативных заданиях и ситуациях с учетом личностных особенностей обучаемых.

Он может создавать оптимальные условия для успешного освоения программного материала: при этом обеспечивается гибкая, достаточная и посильная нагрузка упражнениями всех учеников в классе. Кроме того трудно переоценить роль компьютера как средства осуществления контроля над деятельностью обучающихся со стороны учителя, а также как средства формирования и совершенствования самоконтроля. В затруднительных случаях компьютер позволяет ученику получать необходимые сведения справочного характера за короткий промежуток времени, предъявлять ему те или иные “ключи” для успешного решения задания.

Отмеченные возможности компьютера делают его прекрасным техническим средством для различного рода пояснений и обобщений явлений языка, речи, речевой деятельности.

Часто на уроках татарского языка процесс вовлечения обучающихся в устную речь по различным темам бывает неинтересным. При работе с использованием компьютеров это исключено, так как необходимые на уроках наглядность и ситуации на мониторах вполне реальны – “изображения” движутся, разговаривают по-татарски, задают вопросы и т.д. Некоторые учителя могут спросить: а не превратится ли урок при этом из творческой работы в нечто развлекательное? Нет, так как, чтобы получить при работе с компьютером хорошую оценку, ученику приходится творчески работать. Он делает все с радостью а учителю приходится приобретать необходимые электронные учебники и делать подборку по ним нужных ситуаций, а также распечатку дополнительных вопросов и текстов. Это большой труд, но себя оправдывает. Радость познания – вот что дает использование компьютеров на уроках. А это, в свою очередь, вместе с развитием мышления ведет к развитию инициативной речи.

У каждого ребенка есть внутренний мотив, направленный на познавательную деятельность. Задача учителя - всячески способствовать развитию этого мотива, не дать ему угаснуть.

Сейчас имеется большое разнообразие современных мультимедийных учебников, где можно найти достаточно упражнений для обучающихся всех возрастов и разных знаний.

В сложившейся на сегодняшний день в России ситуации учителям приходится работать с обучающимися в дистанционном режиме. В такой ситуации компьютерные технологии оказались нужнее еще больше, чем никогда. При такой работе меняется и роль педагога, основная задача которого – поддерживать и направлять развитие личности обучающихся, их творческий поиск. Отношения с учениками строятся на принципах сотрудничества и совместного творчества. В этих условиях неизбежен пересмотр сложившихся сегодня организационных форм учебной работы: увеличить самостоятельную индивидуальную работу обучающихся, отойти от традиционного урока с преобладанием объяснительно-иллюстративного метода обучения, увеличить объем практических и творческих работ поискового и исследовательского характера.

Большую помощь при обучении фонетике, формированию артикуляции, ритмико-интонационных произносительных навыков, для повышения мотивации обучающихся к изучению татарского языка оказывает программа http://tatar.com.ru/index.php а также ряд других мультимедийных программ. Звуки, слова, словосочетания и предложения воспринимаются обучающимися на слух и зрительно. Обучающиеся имеют возможность наблюдать на экране компьютера слова и воспринимать на слух правильную интонацию. Для этого есть программа http://balasuzlek.ru/ который помогает изучать три языка (татарский, русский и английский) одновременно. При этом в силу достаточно высоких имитативных способностей обучающихся, в их памяти запечатлеваются правильные образцы.

Также помогают сайты Министерства образования и науки Республики Татарстан https://anatele.ef.com/ и электронные учебники https://tatkniga.ru/ и пособия https://books.google.ru/books?id=m4taDwAAQBAJ&lpg=PA235&ots=T-pYrDizq9&dq=дуслар%20бел?н%20аралашу&hl=ru&pg=PA201#v=onepage&q=дуслар%20бел?н%20аралашу&f=false

Для подготовки к ОГЭ использую учебные пособия с сайта Министерства образования и науки Республики Татарстан http://mon.tatarstan.ru/file/g2b/File/Методик%20?сбап%20(вариантлар)%202020(1).pdf и другие обучающие программы. Очень интересная обучающая программа по татарскому языку с Дмитрием Петровым, которую транслировал канал ТНВ https://yandex.ru/video/preview/?filmId=11057838107350017356&parent-reqid=1587805649213563-1673762074815635660800121-production-app-host-vla-web-yp-214&path=wizard&text=ютуб+татарский+с+дмитрием+петровым.

Таким образом, компьютеры облегчают нашу жизнь и делают ее более интересной. Ведь если при помощи этой машины в течение часа или двух можно посетить обучающие курсы в Интернете по любому предмету школьной и внешкольной программы, увидеть мир в его нынешнем состоянии и многообразии, пообщаться с огромной массой самых разных людей и получить доступ в библиотеки, музеи и на выставки, о которых можно только мечтать, то лучшего средства для саморазвития и индивидуального образования и самообразования действительно нет.

Использование Интернет-ресурсов и компьютерных презентаций на уроках татарского языка.

Сейчас уже все понимают, что Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатляющими услугами. Интернет создает уникальную возможность для изучающих татарский язык пользоваться аутентичными текстами, слушать и общаться с носителями языка.

Важно определиться, для каких целей мы собираемся использовать его возможности и ресурсы. Например:

- для включения материалов сети в содержание урока,

- для самостоятельного поиска информации обучающимися в рамках работы над проектом,

Используя информационные ресурсы сети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке:

- формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности,

- совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет, также соответственно подготовленных учителем,

- совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения представленных учителем или кем-то из обучающихся материалов сети,

- пополнять свой словарный запас, как активный, так и пассивный, лексикой татарского языка, отражающего определенный этап развития культуры народа, социального и политического устройства общества,

- знакомиться с культуроведческими знаниями, включающими в себя речевой этикет, особенно речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка.

Оптимальным является также создание мультимедийной Power Point презентаций. Применение компьютерных презентаций на уроках позволяет ввести новый лексический, страноведческий материал в наиболее увлекательной форме, реализуется принцип наглядности, что способствует прочному усвоению информации.

Задачи модернизации образования не могут быть решены без оптимального внедрения информационных технологий во все его сферы. Использование информационных технологий дает толчок развитию новых форм и содержания традиционных видов деятельности обучающихся, что ведет к их осуществлению на более высоком уровне. Работа с компьютером должна быть организованна так, чтобы с первых же уроков начальной ступени обучения она стала мощным психолого-педагогическим средством формирования потребностно-мотивационного плана деятельности школьников, средством поддержания и дальнейшего развития их интереса к изучаемому предмету. Правильно организованная работа обучающихся с компьютером может способствовать в частности росту их познавательного и коммуникативного интереса, что в свою очередь будет содействовать активизации и расширению возможностей самостоятельной работы обучаемых по овладению татарским языком, как на уроке, так и во внеурочное время.

Нам - педагогам стоит учитывать и помнить, что современные дети с раннего возраста начинают пользоваться компьютером, айфоном, планшетом и другими средствами информационных технологий, порой они лучше учителя владеют ими и готовы работать на этих гаджетах круглые сутки, поэтому, если учитель хочет получить хороший результат от преподавания своего предмета, он должен шагать в ногу с временем и с уровнем развития наших детей.

Литература

1. Пахомова Н. Ю. Компьютер в работе педагога М., 2005, с. 152-159.

2. Полилова Т. А. Внедрение компьютерных технологий, №6, 1997., с 2-7.

3. Потапова Р.К. Новые информационные технологии и филология. СПБ., 2004.

4. Протасеня Е. П. Компьютерное обучение: за и против, №3, 1997

5. Цветкова Л. А. Использование компьютера при обучении лексики в начальной школе, №2, 2002. с. 43-47.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2021

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика