ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИЙ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Халикова Татьяна Михайловна,
старший воспитатель МАДОУ «Детский сад №328
комбинированного вида» Советского района г. Казани


Применение мультимедиа технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной игровой форме развивать логическое мышление детей, познавательные способности, усилить творческую составляющую образовательного процесса.

В данной статье выделим основные педагогические условия использования мультимедиа технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Первым педагогическим условием выделим использование компьютера с целью приобщения детей к современным техническим средствам передачи и хранения информации, что осуществляется в различных мультимедиа технологиях. Это различные компьютерные игры – «игрушки»: развлекательные, обучающие, развивающие, диагностические, сетевые игры. В работе с дошкольниками педагоги используют в основном развивающие, реже обучающие и диагностические игры. Выбор компьютерных игровых средств играет важную роль для использования мультимедиа технологий в образовательном процессе. В настоящее время выбор компьютерных игровых программных средств для дошкольников достаточно широк. Но, к сожалению, большинство из этих игр не рассчитаны на реализацию программных задач, поэтому могут использоваться лишь частично, преимущественно с целью развития психических процессов: внимания, памяти, мышления.

Вторым педагогическим условием выделим мультимедиа технологию, как средство интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний. Речь идет о созданных педагогами играх, которые соответствуют программным требованиям. Эти игры предназначены для использования на занятиях с детьми. Интерактивные игровые средства позволяет создавать программа PowerPoint.

Третьим педагогическим условием использования мультимедиа технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста выделим создание общей сетевой мультимедийной базы, банка компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов, которыми могли бы пользоваться в своей практике воспитатели ДОО.

Четвертым педагогическим условием выделим использование мультимедийных презентаций в работе с дошкольниками, что позволяет образовательный процесс сделать более ярким, эмоциональным, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых эффектов и видеозаписей. Мультимедийность облегчает процесс запоминания, позволяет сделать образовательную деятельность более интересной и динамичной, «погрузить» ребенка в определенную обстановку, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействует становлению объемных и ярких представлений. Однако при этом важно не забывать о том, что компьютер должен только дополнять педагога, а не заменять его. Нельзя слишком часто использовать мультимедийные технологии, так как при частом использовании у детей теряется особый интерес к таким занятиям.

Организация предметно-пространственной среды – важное педагогическое условие использования мультимедиа технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОО на сегодняшний день наиболее актуален, так как важным критерием оценки деятельности дошкольной организации по ФГОС является созданная предметно-пространственная среда. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть вариативной и содержательно насыщенной, т. е. оснащена средствами обучения и воспитания – техническим, спортивным, игровым оборудованием. Поэтому основная задача ДОО: совместить в едином развивающем пространстве традиционные игры, игрушки с ярким и наглядным материалом и современные мультимедиа технологии. Это должно стать отправной точкой для работы над целым направлением – создание интерактивной образовательной среды.

Значимым педагогическим условием является использование педагогами мультимедиа технологий в виде инструмента развития мотивации образовательного процесса. Мультимедиа технология, тем самым, помогает перенести тяжесть с вербальных методов образования на методы поисковой и творческой деятельности воспитателей и воспитанников. В связи с этим воспитатель, в большей степени, становится соучастником, помощником.

Педагогическим условием выделим создание презентаций в программе Microsoft Рower Рoint в различных образовательных областях: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие» и др. Педагог создает серии презентаций к занятиям, праздникам, педагогическим советам, родительским собраниям. Для большей эффективности презентации строятся с учетом программы детского сада и возрастных особенностей дошкольников, в них включаются занимательные вопросы, анимационные картинки, игры, просмотр познавательных мультфильмов. Презентация помогает объединить огромное количество демонстрационного материала, освобождая от большого объема бумажных наглядных пособий, таблиц, репродукций, аудио и видео аппаратуры.

Компьютер – новое мощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации, как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил. Обычное занятие длится от 20 до 30 минут. При этом использование экрана должно быть не более 7-10 минут. После окончания работы за компьютером для профилактики нарушений зрения и снятия напряжения с глаз необходимо выполнить несложную гимнастику для глаз.

Итак, выделены такие педагогические условия использования мультимедиа технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста, как: приобщение дошкольников к современным техническим средствам; интерактивное обучение, стимулирующее познавательную активность дошкольников; создание мультимедийной базы; использование мультимедийных презентаций в работе с дошкольниками; создание презентаций в программе Microsoft Рower Рoint в различных образовательных областях; организация развивающей предметно-пространственной среды; использование педагогами мультимедиа технологий в виде инструмента развития мотивации образовательного процесса.

Список литературы:

1. Горвиц, Ю.М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании / Ю.М. Горвиц. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2018. – 241 с.

2. Бент, Б.А. Мультимедиа в образовании / Б.А. Бент. – М.: Дрофа, 2016. – 224 c.

3. Шлыкова, О.В. Мультимедиа в дошкольном образовании: дефиниции и подходы / О.В. Шлыкова. – М.: Высшая школа, 2016. – 654 c.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2021

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика