Цифровизация и информационная безопасность в ДОУ

Алексеева Разиля Мансуровна, воспитатель
Валиуллина Ризеда Фирдинантовна, воспитатель
Гатина Эльвира Гилемхановна, воспитатель
Салахова Разиля Рашитовна, воспитатель
МБДОУ «Детский сад №148» г.Казань


Аннотация: В статье рассмотрены особенности информационной безопасности в ДОУ в связи с цифровизацией. На основе анализа специфики этого процесса в статье сформулированы основные направления обеспечения информационной безопасности в ДОУ, выделены основные составляющие этого важного фактора, проведен достаточно углубленный анализ угроз показаны все сложности и особенности этого вопроса в современном информационном поле. Особое внимание уделено логике развития информационной безопасности в ДОУ.

Ключевые слова: ДОУ информационная безопасность цифровизация, интернеь, угозы, противодействие, правила, нормы.

Цифровизация – это внедрение современных цифровых технологий в различные сферы жизни и производства. Цифровизация позволяет добиться создания систем хранения и обмена информацией и способствует укреплению связей между ДОУ как региона так и всей страны. Цифровая трансформация является перспективной линией его развития [8].

Вместе с тем цифровизация в ДОУ предъявляет повышенные требования к информационной безопасности. Это объясняется тем что за последние годы информационные технологии совершили эволюцию до практически совершенных систем без которых немыслима работа любой образовательной о организации. В процессе решения задач ДОУ, объём производимой и потребляемой информации постоянно растет, оказывая значительное влияние на ее деятельность. С этим связаны угрозы информационной безопасности в ДОУ.

Понятие информационной безопасности в современной трактовке означает защищенность систем передачи и хранения информации во всех жизнедеятельности современного общества. Оно включает в себя как саму информацию, так и поддерживающую ее сохранность от нежелательного воздействия на ее инфраструктуру.

В области информационных технологий правовой базой являются Федеральный закон от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [1], Концепция информационной безопасности детей, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.12.2015 N 2471-р[2].

Они содержат положения по обеспечению информационной безопасности детей, производства и оборота информационной продукции для детей и позволяют выявить подходы к созданию системы безопасности в ДОУ, позволяющие удовлетворить основные требования его сотрудников в информационном пространстве.

Основными задачами при организации работы по информационной безопасности являются обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, снижение роста правонарушений и преступности среди несовершеннолетних, повышение уровня правовой грамотности специалистов, несовершеннолетних и их родителей по вопросу обеспечения информационной безопасности, выявления фактов распространения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации, способной причинить вред здоровью и развитию несовершеннолетних [7].

Как показывает отечественная практика понятие информационной безопасности ДОУ включает в себя задачу обеспечения сохранности информации и недопущения нежелательного контента пользователям. В силу этого во всех ДОУ должна быть налажена организация контроля за обеспечением контент-фильтрации Интернет-трафика.

В ДОУ безопасный доступ сотрудников в сеть «Интернет» должен обеспечиваться за счёт контентной фильтрации запрещённой и нежелательной информации. В этой связи ежегодно все дошкольные образовательные учреждения должны заключать договора с лицензированным провайдером на установку и обеспечение контентной фильтрации «SkyDNS», соответствующей требованием ФЗ № 343 от 29.12.2010 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (в редакции от 01.05.2017г) [1].

Возможна также практика фильтрации запрещённого контента по «белому списку» сайтов. В соответствии с циклограммой деятельности образовательные учреждения проводят внутреннюю проверку эффективности использования контент-фильтров не реже одного раза в месяц. Также проверка проводится обязательно перед приёмкой образовательного учреждения к новому учебному году. По факту проверки составляются Акты.

Во всех ДОУ должен быть Федеральный список экстремистских материалов, который обновляется один раз в месяц. Электронная версия списка сохраняется на компьютере ответственного специалиста с указанием даты обновления. Бумажная версия списка при обновлении распечатывается и хранится также у ответственного специалиста. Обновления Федерального списка экстремистских материалов добавляются в программное обеспечение с целью недопущения выхода на запрещённые сайты [4].

В ДОУ в соответствии с обновляемым Федеральным списком экстремистских материалов осуществляются ревизии книжного фонда, дидактических игр, DVD-дисков на выявление материалов, содержащих экстремистскую направленность, причиняющих вред здоровью и развитию детей и литературы, ограниченной и запрещенной для распространения среди детей. Составляются Акты по результатам ревизии книжной и иной продукции на выявление наличия материалов экстремистской направленности, причиняющих вред здоровью и развитию ребёнка, запрещённой для распространения среди детей, ограниченной для распространения среди детей. Результаты фиксируются в Журнале сверки библиотечного фонда учреждения с Федеральным списком экстремистских материалов.

Контроль безопасности содержания приобретаемой информационной продукции для детей в соответствии с возрастными категориями (соответствие фондов открытого доступа библиотек (расстановка, маркировка) требованиям ФЗ от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию») [1].

Вся приобретаемая информационная продукция по мере её поступления в ДОУ проходит контроль соответствия возрастным категориям, по результатам проверки составляются Акты.

Поскольку работники ДОУ являются субъектами информационных взаимоотношений, они должны максимально ответственно относиться к охране своих интересов в этой важной сфере.

Информационная безопасность в ДОУ обеспечивает использованием лицензионного программного обеспечения, в том числе программ, обеспечивающих антивирусную защиту на 100% компьютеров, используемых в образовательном процессе. Основной программой, обеспечивающей антивирусную защиту, является Kaspersky Endpoint Security [3].

С технико-технологической точки зрения защита от противоправного контента предполагает использование лицензионного программного обеспечения, в том числе программ, обеспечивающих антивирусную защиту.

В дошкольных образовательных учреждениях рабочих мест для занятий воспитанников в сети «Интернет» не предусмотрено. Однако это не значит что воспитанники ничего не знают о Интернете. В силу этого при обучении детей старшего дошкольного возраста безопасному поведению в сети «Интернет» используются различные методы и формы работы: беседы «Безопасность в сети «Интернет», тематические занятия: «Мир Без Опасности», «Основные угрозы безопасности детей в Интернете», «Что делать если звонит незнакомый человек», чтение цикла стихотворений «Про компьютер, Интернет, про прекрасный белый свет», защита детско-родительских проектов «Наш друг - компьютер», «Компьютер – наше настоящее», беседы «Игры на компьютере и телефоне», «Онлайн-игры».

Для родителей осуществлялась рассылка информации «Советы по безопасной работе в Интернете», видеороликов «Основные правила безопасного интернета для детей и их родителей», «Безопасный интернет: простые правила и невредные советы» через групповые чаты.

По этим материалам можно сделать вывод, что для Российской Федерации ХХI века характерно цифровизация ДОУ. Цифровизация и информационная безопасность в ДОУ это требование времени. Цифровизация ДОУ позволит сформировать новые знания и технологии, которые в свою очередь окажут положительное воздействие продвижению знаний и технологий в учебно-воспитательном процессе [3].

Таким образом, в работе рассмотрены и проанализированы существующие подходы к управлению информационными технологиями в целом, и в ДОУ, в частности. Результатом исследования стала разработка методических подходов к обеспечению информационной безопасности в ДОУ, управлению качеством процесса цифровизации и его безопасности.

Список источников и литературы

Нормативно-правовые акты:

1. Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" от 29.12.2010 N 436-ФЗ (последняя редакция) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108808/

2. Концепция информационной безопасности детей, утвержденна Распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.12.2015 N 2471-р.https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71167034/

Литература:

3. Денисенкова Н.С., Красило Т.А. Развитие дошкольников в эпоху цифровой социализации // Современное дошкольное образование. – 2019. – №6(96). – С. 50–57.

4. Есаулов B. Противодействие информационным угрозам как важное направление политики национальной безопасности Российской Федерации // Власть. 2016. № 12.С.72-74.

5. Кибыш А.И. Педагогика безопасности в эпоху нестабильности и перемен // Современное педагогическое образование. 2020. №9. С.90-92.

6. Кон И.С. Ребенок и общество. – М.: Академия, 2003. – 336 с.

7. Организационно-правовое обеспечение информационной безопасности / Под ред. А.А.Стрельцова. - М.: Академия, 2017.

8. Солдатова Г.У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире //Социальная психология и общество. – 2018. –Т.9. – №3. – С. 71–80.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2021

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика