ПРИОБЩЕНИЕ К ЧТЕНИЮ КНИГ – ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ

Ахмадиева Ильмира Камилевна
заведующая библиотекой МБОУ «СОШ №112»
Авиастроительного района г.Казани


Аннотация.

Влияние книги на человека огромно. Регулярно читающий человек не только грамотен, но и обладает хорошими речевыми навыками, которые позволяют ему четко, грамотно излагать свои мысли. По данным научных исследований наблюдается кризис регулярного чтения. Лучший способ мотивации ребенка к чтению – это личный пример родителей, братьев и сестер, одним словом семьи.

Ключевые слова: книга, чтение, мотивация, электронная книга, способность.

Чтение - вот лучшее занятие, следовать за мыслью

великого человека – есть наука самая занимательная.

А.С. Пушкин

Мы живем в век информационных технологий, где отовсюду идут огромные потоки информации, и в этом информационном хаосе, нам и особенно детям надо «не потеряться» и «не заблудиться», выбрать правильную, достоверную и нужную информацию. Телевидение, радио, интернет, гаджеты и мобильные телефоны – эти средства массовой информации стали неотъемлемой частью жизни современного человека. И, кажется, что в этом потоке совсем не осталось места обычной книге. Неужели она отживает свой век?

А теперь, давайте представим, что будет с человеческой цивилизацией, если исчезнут книги. Без книг люди очень скоро разучатся не только мыслить, но и работать. Школы и театры закроются, перестанут функционировать заводы и фабрики, остановятся поезда, перестанут летать самолеты, плавать корабли. Освоение космоса, развитие науки, появление новых открытий станет невозможным. Ибо, книга – это хранилище человеческого опыта, накопленного в течение многих тысячелетий. Люди активно используют опыт предшествующих поколений, без этого немыслим прогресс. «Книга – есть жизнь нашего времени» – так утверждал русский критик В.Г. Белинский, - в ней все нуждаются – и старые, и молодые, и деловые и ничего не делающие: дети также».[3]

Влияние книги на человека огромно. Чтение расширяет кругозор. Читая, мы начинаем лучше понимать этот мир, людей, события. Регулярное чтение книг развивает образное мышление, мы визуализируем происходящее в книге, а это повышает уровень воображения и развивает нестандартное мышление. Регулярно читающий человек не только грамотен, но и обладает хорошими речевыми навыками, которые позволяют ему четко, грамотно излагать свои мысли. Читая книги, мы становимся интересными собеседниками, умнее и образованнее. Чтение развивает память, наше умение концентрироваться на содержании книги и выделять главное. Поэтому очень важно прививать у детей любовь к чтению.

Масштабное онлайн–исследование по теме детского внеклассного чтения провел интернет-магазин «Лабиринт».[2] В опросе приняли участие 738 специалистов образовательных учреждений и родители 3 856 школьников из 13 регионов Российской Федерации, причем самыми активными оказались жители Москвы — они составили 52,5% от общего числа опрошенных. Целью исследования было выяснить, насколько велика мотивация у школьников к чтению, каковы количественные и качественные показатели внеклассного чтения в нашей стране.

• На вопрос «Можно ли назвать вашу семью читающей?» 58% родителей ответили «Скорее, да. По возможности читаем»; 34% опрошенных респондентов ответили «Конечно. Вся семья постоянно читает»; 8% родителей назвали свои семьи скорее не читающими.

• 41% школьников 6-10 лет прочитывают 1-2 книги в месяц, у 37,8% количество прочитанных книг в месяц возрастает до 3-5. 6-10 книг – 16,2% детей. Более 10 книг читают за месяц только 5% младших школьников.

• Большинство детей 11-14 лет, 55,1%, читают 1-2 книги в месяц; 3-4 книги прочитывают 30,8% школьников; 6-10 книг – 10,2% детей; более 10 книг читают всего 3,9% детей

• У детей старшего школьного возраста, 15-17 лет , 46,7% читают 1-2 книги в месяц; 3-5 книг успевают прочитывать 31,1% учеников старших классов; 6-10 книг читают 14,2% школьников; больше 10 книг прочитывают 8% детей 15-17 лет.

• Только в 29% семей чтение является ежедневным ритуалом.

Согласно данному исследованию, проведенного в нескольких регионах России, большинство школьников уделяют чтению 1-2 часа в неделю, прочитывая за месяц 1-2 книги. Мы, наблюдаем кризис регулярного чтения, а это отражается на успеваемости в обучении и воспитании детей. Как пробудить у ребенка интерес к чтению? Этим вопросом задаются и педагоги, и родители. Данные научных исследований говорят о том, что отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Лев Семенович Выготский считал, что «прежде чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею. А интерес к любому занятию, в том числе и к чтению, будет стабильным при условии, если ребенок готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельностью».[1]

Насильно любовь к чтению книг не привить. Лучший способ мотивации ребенка к чтению – это личный пример родителей, братьев и сестер, одним словом семьи, но не всегда это есть в современных семьях.

Способ для мотивации школьников к чтению, который использую я в своей практике - это проведение различных интеллектуальных конкурсов, викторин, интерактивных игр, способствующих появлению интереса к литературным произведениям, истории, архитектуре нашего любимого города, памятникам и т.д. В ходе соревнований к ребятам приходит осознание своих пробелов в знаниях и понимание необходимости вдумчивого чтения. Проводя библиотечные уроки в классах, знакомя ребят с творчеством какого-либо писателя, рассказывая о его биографии и интересных фактах жизни, предыстории возникновения одного из его литературных произведений я возбуждаю интерес к писателю и его книгам. После проведения таких мероприятий наблюдается увеличение потока ребят в библиотеку.

В век информационных технологий появились новые возможности для чтения книг. Эти возможности открывает проект ЛитРесШкола», разработанный на базе «ЛитРесБиблиотеки». Он позволяет школьным библиотекарям, подключенным к проекту выдавать электронные книги прямо на устройства читателей. В электронной библиотеке «ЛитРесШкола» зарегистрированы 730 пользователей (педагоги и учащиеся), активными читателями являются 524 человека. Для каждого класса созданы и бесплатно выданы библиотечные подборки, куда входят: художественная литература из школьной программы и литература для внеклассного и самостоятельного чтения. Главное достоинство системы – быстрое получение книг в любом месте, где есть Интернет, а также удобное чтение на любых устройствах: компьютере, планшете, ноутбуке, смартфоне или айфоне (в том числе в режиме «офлайн»). Компактность и возможность «закачивания» большого количества электронных книг на легкое и небольшое устройство; использование мобильного приложения «ЛитРесШкола»; легкость загрузки (запуска); возможность иметь огромное количество книг на одном устройстве (все определяется памятью); возможность предварительного просмотра оглавления и даже фрагментов текста для выбора; возможность использования различных настроек, удобных для пользователя: размер шрифта, закладки и т.д.; возможность читать в поездках, путешествиях все это является неоспоримым достоинством электронной книги. И не важно, какие книги читает школьник электронные или печатные, важно, что он читает!

Список литературы

1. Выготский Л.С. Избранные сочинения. М.,1979.

2. Масштабное онлайн–исследование по теме детского внеклассного чтения провел интернет-магазин «Лабиринт» на сайте http://pro-books.ru/news/3/12562

3. Симфония разума. Афоризмы и изречения отечественных и зарубежных авторов. Композиция В.Воронцова. М., Молодая гвардия,1976

4. Цитаты и афоризмы на сайте https://citatnica.ru/citaty/tsitaty-belinskogo-200-tsitat


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2021

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика