ЦИФРОФИЗАЦИЯ И САНИТАРНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИКТ И ГАДЖЕТОВ

Петрова Фарида Фаритовна,
старший воспитатель МБДОУ «Детский сад №128»
Кировского района г.Казани.
E- mail автора: fulm55@mail.ru
Залётова Наталья Владимировна,
старший воспитатель МАДОУ «Детский сад №62»
Кировского района г. Казани.
E- mail автора: Zaletova.1979@mail.ru


Аннотация

Цифровая образовательная среда – это то, с чем однозначно придется столкнуться ребенку на пороге школы. Формирование цифровой грамотности начинается с дошкольного возраста как процесс, основанный на текущих и перспективных интересах ребенка, по освоению разнообразных видов деятельности с компьютером.

Развитие современных детей напрямую связано с процессами цифровизации, происходящими в обществе. Сегодня с цифровыми технологиями знакомы уже дошкольники. Никого не удивляет ситуация, когда ребенок легко пользуется гаджетами последнего поколения. Исследования в области педагогики и психологии личностного развития показывают, что дети являются продуктом «информационной социализации» (А.Г. Асмолов), живут в условиях быстрого увеличения объёма информации, получают её в облегченном и переработанном виде, в результате не успевают осмыслить и понять происходящее. (А.Г. Гогоберидзе, М.В. Крулехт, В.Т. Кудрявцев, А.И. Савенков, Л.В. Трубайчук, Д.И. Фельдштейн и др.).

Взрослые меньше читают и рассказывают детям, перекладывая эту функцию на развлекательные телепередачи, просмотр мультфильмов или сюжетов из YouTube.

Таким образом, для сегодняшних детей визуальная форма предъявления информации стала доминирующей. Все это, несомненно, отражается на интеллектуальном развитии и приводит к формированию необычных процессов и явлений, получивших в детской психологии наименования «клипового сознания» и «кнопочного мышления». Это главные риски внедрения компьютеров в воспитательно-образовательный процесс.

Цифровые технологии сделали современных дошкольников активными участниками образовательного процесса, стали инструментом саморазвития. Ранний опыт самостоятельной деятельности с гаджетами, полученный ребенком в дошкольном возрасте, развивает в нем уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с новыми компьютерными проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения в насыщенной информационной среде.

Цифровая среда привлекательна для дошкольников, поэтому в современном детском саду могут найти место электронные пособия, игрушки и компьютерные игры, спроектированные с учетом их интересов и субкультуры. Однако следует помнить, что их доминирование влечет за собой очень серьезные проблемы, связанные не только со здоровьем, но и с изменением структуры умственной деятельности малышей, обеднением и ограничением общения детей, нарушением межличностных отношений, мотивации достижения и пр.

В мире существует система норм, направленных на ограждение ребёнка от разных видов опасностей. В отдельный пункт выделено воздействие на ребёнка экранных технологий. Физиологические и морфологические особенности организма дошкольника вызывают необходимость регламентировать использование компьютеров в деятельности с детьми в условиях ДОУ. На ранней стадии воспитания и обучения применение средств массовой информации (телевидение, видео и DVD), просмотр и использование компьютера не должно разрешаться для детей младше двух лет.

При организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста с применением ИКТ очень важно учитывать существующие нормативные документы, регламентирующими правила работы дошкольников с компьютерной техникой и техническими устройствами.

1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ ст.16 (ред. от 31.07.2020). Статья 16. «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий».

2.Санитарные правила и нормы 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» (с изменениями на 21 июня 2016 года), статья 12 «Требования к оборудованию и организации помещений с ПЭВМ для детей дошкольного возраста».

3. Инструктивно-методическое письмо Минобразования России №65/23-16 от 14.03.2000 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»

4.Санитарные правила и нормы 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (с изменениями на 27 августа 2015 года).

5.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22 июля 2010 г. № 91 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" (утратил силу)

Что интересно, в СанПиНе 2.4.1.3049-13 не прописаны требования к организации детей в использовании техническими интерактивными устройствами. А были прописаны в СанПиН 2.4.1.2660-10, который утратил силу. Поэтому можно ориентироваться на данный СанПиН.

Согласно СанПиН 2.4.1.2660-10, выделяются ключевые моменты, на которые следует обращать внимание при организации детей дошкольного возраста в помещениях, оснащённых техникой, телевизорами и другими техническими интерактивными устройствами, заключаются в следующем:

1. Просмотр телепередач и диафильмов: для детей 5-7 лет непрерывный просмотр не более 30 минут и не чаще 2 раза в день в первой или второй половине дня. Для показа диафильмов используют стандартные проекторы и экраны с коэффициентом отражения 0,8. Высота подвеса экрана над полом должна быть не менее 1 м и не более 1,3 м. Показ диафильмов непосредственно на стене не допускается.

2. Использование проекционных экранов: высота проекционного экрана над полом должна составлять не менее метра и не более 1,3 метра; минимальное расстояние от зрителя до экрана должно равняться полуторной ширине экрана; максимальное расстояние до экрана должно равняться шестикратной ширине экрана; важно обеспечить равномерное освещение поверхности экрана без световых пятен и бликов.

3. Диаметр экрана. Для просмотра телевизионных передач и видеофильмов используют телевизоры с размером экрана по диагонали 59-69 (см). Высота их установки должна составлять 1 - 1,3 м. При просмотре телепередач детей располагают на расстоянии не ближе 2 - 3 м и не дальше 5 - 5,5 м от экрана. Стулья устанавливают в 4 - 5 рядов (из расчета на одну группу); расстояние между рядами стульев должно быть 0,5 - 0,6 м. Детей рассаживают с учетом их роста. Регламентированная длительность просмотра телепередач и диафильмов в младшей и средней группах - не более 20 мин., в старшей и подготовительной - не более 30 мин. Просмотр телепередач для детей дошкольного возраста допускается не чаще 2 раз в день (в первую и вторую половину дня). Экран телевизора должен быть на уровне глаз сидящего ребенка или чуть ниже. Если ребенок носит очки, то во время передачи их следует обязательно надеть. Просмотр телепередач в вечернее время проводят при искусственном освещении групповой верхним светом или местным источником света (бра или настольная лампа), размещенным вне поля зрения детей. Во избежание отражения солнечных бликов на экране в дневные часы окна следует закрывать легкими светлыми шторами.

В инструктивно-методическом письме Минобразования России №65/23-16 от 14.03.2000 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» в п.5: изложены следующие требования:

- Для снижения утомляемости под воздействием компьютерных занятий чрезвычайно важна гигиенически рациональная организация рабочего места за компьютером: соответствие мебели росту ребенка, оптимальное освещение, соблюдение электромагнитной безопасности.

- Компьютерная техника, которая используется в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ), обязательно должна иметь гигиеническое заключение (сертификат), подтверждающее ее безопасность для детей.

- В детском саду могут использоваться только такие компьютерные программы и игры, которые соответствуют психолого-педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям.

Однако освоение детьми основ компьютерной грамотности на ступени дошкольного образования не следует рассматривать как самоцель, а использовать как одну из составляющих образовательного процесса, интегрируя в специфичные для детей дошкольного возраста виды деятельности. При этом компьютер становится лишь элементом среды развития ребенка при организации компьютерно-игрового комплекса, принципиально отличающегося от компьютерного класса в школе.

Взаимодействие с современными информационными средствами не должно вычеркивать: прогулку, рисование, занятие спортом, чтение книги, общение с друзьями и т. д. Ведь никакая современная техника не может заменить радость и тепло живого общения! Дети не виноваты, что живут в том мире, который создали мы с Вами- взрослые! Ведь они наше с вами продолжение!

Литература

1. Асмолов А., Кудрявцев В. Дошкольное образование в режиме инноваций // Обруч. 2016. № 1.

2. Крулехт М.В. Инновационный путь развития дошкольного образования: проблема качества и возможные риски // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. 2014. № 6.

3. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. М., 2004. 672 с.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2021

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика