ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ

Фасфиев Б.Р.
учитель физики
МАОУ «Гимназия №19» Приволжского района


Аннотация

Современной системе образования приходится решать новые серьезные задачи. Одна из задач – это цифровизация российского образования. «Цифра», с одной стороны помогает решать проблемы образования, с другой стороны – создает новые вызовы. Одним из средств цифровизации образования является технология дополненной реальности.

В статье рассматривается тема использования технологий дополненной в современной системе образования; преимущества и недостатки данной технологии.

Ключевые слова: дополненная реальность, образовательные технологии, образование, инновации

Abstract

The modern education system has to solve new serious problems. One of the tasks is the digitalization of Russian education. The "figure," on the one hand, helps to solve the problems of education, on the other hand, it creates new challenges. One means of digitalizing education is augmented reality technology. The article deals with the use of technology supplemented in the modern education system; advantages and disadvantages of this technology.

Keywords: augmented reality, educational technologies, education, innovation

Актуальность исследования: Информационные технологии активно используются в сфере образования, цель которых усовершенствовать устаревшие методы управления информацией. Одной из информационных технологий является технология дополненной реальности.

Технология дополненной реальности сравнительно недавно используется в образовании. Цель данной технологии дополнить окружающий мир виртуальными объектами. Если дать более точное определение дополненной реальности, то это современная технология, которая позволяет связать реальный мир и виртуальную среду, при этом происходит их синхронизация. С помощью такой технологии мы можем интегрировать 3D объекты в реальный мир. Это популярная технология может применяться на стационарных компьютерах, ноутбуках, портативных устройствах и в смартфонах. AR приложения работают с трехмерными объектами, текстами, изображениями, видео и анимацией. При этом пользователь может взаимодействовать с ними. [1]

В статье речь пойдет о такой информационной технологии, как дополненная реальность. Каким образом можно использовать технологию дополненной реальности в образовательном процессе.

AR-технологии могут быть инструментом для наглядности и интерактивности изучаемых объектов. Применение AR и 3D моделирования мотивирует учащихся к изучению программирования и 3D моделирования. Данная технология может быть использована при выполнении проектных заданий, для визуализации результатов работы обучающихся над проектом, сделав его максимально интерактивным. С помощью такой технологии можно более глубоко погрузиться в изучаемых предмет, провести виртуальную лабораторную работу. Например, на уроке физики, можно пользоваться приложением дополненной реальности «PhysicLab», для построения электрических цепей и изучения электромагнитных явления, на уроках астрономии можно пользоваться данным приложением для построения и изучения солнечной системы. Приложение «JigSpace» Позволяет изучить 3D модели современных устройств и ракет. Также данное приложение возможно использовать и на уроках истории для демонстрации механических устройств, таких как катапульта. На уроках географии данное приложение можно использовать для демонстрации сдвига тектонических плит.

К сожалению, не каждый педагог пользуется этой технологией. В дальнейшем планируется создать методическое пособие для использования технологий дополненной реальности данного приложения учителями физики на уроках.

Об идее применения технологии дополненной реальности в образовании говорится в статье Таран В.Н. “Применение дополненной реальности в обучении”. Использование этой технологии вызывает мотивацию к самообучению. В следствии чего повышается качество обучения [2].

Элементы дополненной реальности применимы в образовательном процессе. Проведены ряд исследований, которые подтверждают перспективность дополненной реальности. Например, при изучении физики с использованием приложений дополненной реальности, во время эксперимента выяснили, что понимание предмета по сравнению контрольной группой было более глубокое и помимо этого дети были более заинтересованы процессом обучения [3].

Технология дополненной реальности также применима на уроках биологии [4]. Данное исследование показало, AR- технологии вызывают положительные эмоции у детей.

Также имеются минусы этой технологии. В основном эти минусы касаются технической части обеспечения.

В статье «Технологии дополненной реальности в образовании» Хохловой Т. Ю. мы встречаемся с теми же недостатками и преимуществами данной технологии [5].

Согласно с авторами Катхановой И. Ф. и Бестыбаевой К. И. на данный момент нет возможности применения AR в образовательном процессе, в связи с тем, что нет единой методологии применения технологии дополненной реальности в образовательной среде, но возможно использовать ее элементы [6].

Рис. 1 График “Какую модель хотели бы вы эффективно визуализировать с помощью дополненной реальности?”, где 1 – не нужна визуализация на уроке, 2 – применимо визуализация данной модели, в случаях отсутствия других источников знаний, 3 – применимо на уроках дистанционного обучения, 4 – применимо на основных уроках.

Был проведен опрос молодых учителей “Какую модель хотели бы вы эффективно визуализировать с помощью дополненной реальности?”, учащихся на магистратуре второго курса 2020/2021 учебного года в КФУ института психологии и образования (до 35 лет). Проведя опрос, можно сделать вывод, что любую из перечисленных моделей учитель хотел бы визуализировать у себя на уроке. Наиболее эффективным считают визуализацию солнечной системы и модель функционирования живого организма. Отсюда можно сделать вывод, что сложные системы лучше визуализировать в трехмерном пространстве, с помощью технологии дополненной реальности. Педагоги и студенты бы с радостью поработали с этой технологией.

Таким образом можно сделать вывод, что у учащихся и педагогов есть интерес к этой технологии и использования ее элементов на уроке, для повышения мотивации у учащихся, что приводит повышению качества обучения.

Список литературы

1. Wojciechowski R, Cellary W. Evaluation of learners’ attitude toward learning in ARIES augmented reality environments. Computers and Education. №68. 2013. P. 570-585

2. Таран В. Н. Применение дополненной реальности в обучении //. Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60–2. С. 333–337. 5.

3. Cai S, Chiang FK, Sun Y, Lin C, Lee JJ. Applications of augmented reality-based natural interactive learning in magnetic field instruction. Interactive Learning Environments. №25(6). 2017. P. 778-791.

4. Huang TC, Chen CC, Chou YW. Animating eco-education: To see, feel, and discover in an augmented reality-based experiential learning environment. Computers & Education. №96. 2016. P. 72-82.

5. Хохлова Елена Анатольевна, Павлова Инна Сергеевна Анализ 3D виртуальной реальности как подхода к дистанционному обучению // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №60-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-3d-virtualnoy-realnosti-kak-podhoda-k-distantsionnomu-obucheniyu (дата обращения: 28.02.2021).

6. Катханова Ю.Ф. Технология дополненной реальности в образовании / Ю.Ф. Катханова, К.И. Бестыбаева // Педагогическое мастерство и педагогические технологии : материалы VIII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 17 июля 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – С. 289-291

7. Кравченко Ю. А., Лежебоков А. А., Пащенко С. В. Особенности использования технологии дополненной реальности для поддержки образовательных процессов // Открытое образование. №3. 2014. С. 337 49-54. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-ispolzovaniya-tehnologii-dopolnennoy-realnosti-dlyapodderzhki-obrazovatelnyh-protsessov

8. Что такое дополненная реальность? URL: http://arnext.ru/dopolnennaya-realnost

9. Дементьева А.В., Откупщикова И.А., Реськов К.Н. Дополненная реальность в учебном процессе // Научное сообщество студентов: междисциплинарное исследование: сб. ст. по мат. XLII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(42). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/7(42).pdf (дата обращения: 23.08.2018)

10. Дополненная реальность = школа будущего! URL: http://evtoolbox.ru/evtoolbox/education/

11. Зенкина С. В., Панкратова О. П. Использование информационных образовательных технологий в условиях внедрения новых стандартов общего образования / Информатика и образование. 2014. № 7 (256). С. 93-95.

12. Технологии дополненной реальности в сфере образования URL: http://kvantorium37.ru/texnologii-dopolnennoj-realnosti-v-sfere-obrazovaniya


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2021

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика