ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ В ФОРМИРОВАНИИ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Халикова Татьяна Михайловна,
старший воспитатель,
Хузина Гульназ Фанисовна,
воспитатель
МАДОУ «Детский сад №328 комбинированного вида»
Советского района г.Казани


В настоящее время наряду с традиционными приемами воспитания и обучения находят применение информационно-коммуникативные технологии (ИКТ). Информационно-коммуникативные технологии играют системообразующую роль. Любой этап занятия «оживляется» внедрением ИКТ.

Применение ИКТ в формировании фразеологического словаря у детей дошкольного возраста имеет ряд преимуществ:

- эффективно организована работа на занятии;

- совершенствуются знания фразеологизмов, так как они наглядно представлены на экране;

- повышается интерес к изучению и запоминанию фразеологизмов;

- активизируется познавательная активность дошкольников;

- высокий эстетический уровень занятий.

Приемы ИКТ в формировании фразеологического словаря у дошкольников можно разделить на три группы:

- мультимедийные презентации;

- обучающие игры;

- игры на выявление знаний.

Презентация – это наглядность, дающая возможность педагогу логично построить изучение темы. При изучении фразеологизмов, презентация даст возможность наглядно показать дошкольникам их значение, с использованием видеофрагментов. Презентации дают возможность поэтапного изучения материала, возможность остановиться на тех моментах, которые не понятны детям. Использование анимации повышает интерес детей к изучению фразеологизмов.

В работе по формированию фразеологического словаря у детей могут быть использованы следующие развивающие игры и упражнения с использованием мультимедийной презентации:

1. Выбор изображений или иллюстраций для образных выражений. Детей просят определить и назвать, какие выражения могут быть связаны с этими изображениями (нос, комар, язык).

2. Подбор конкретных жизненных ситуаций, которые могут включать в себя пословицу: «Семейные истории», «Придумывать историю с фразеологическими единицами». Этот вид работы можно выполнять совместно с педагогами группы, создавая альбом или журнал «Семейные истории нашей группы».

3. «Закончи..» («Как кошка с…»).

4. «Исправить ошибку» («Два сапога – друзья»).

5. Подбор синонимов и антонимов для фразеологических единиц «слова-друзья», «слова-враги».

6. «Расскажите мне о животном». Детей просят назвать, какое выражение связано с этим животным: лиса хитрая, еж колючий, трусливый, как заяц, и смелый, как лев.

7. «Кто постарше?». Детям предлагается назвать как можно больше необычных выражений.

8. «Найдите фразеологизм в рассказе».

9. Дидактическое упражнение «Спросите маму, папу...».

Поэтому рекомендуем широкое использование дидактических игр на мультимедийных презентациях для развития фразеологического словаря у старших дошкольников.

Работа с применением ИКТ проводится в следующих областях: расширение объема словаря параллельно с расширением представлений о действительности, формирование познавательной деятельности (мышления, восприятия, памяти, внимания и т.п.); уточнение значений слов; формирование семантической структуры слова в единстве его основных компонентов; организация привыкания семантических полей, лексической системы; совершенствование процессов поиска слов, перевод лексемы из пассивного в активный словарь.

Включение ИКТ в образовательный процесс позволяет педагогу организовать различные формы познавательной деятельности на занятиях, сделать активную и целенаправленную самостоятельную работу дошкольников. ИКТ можно рассматривать как средство доступа к образовательной информации, предоставляя возможности для поиска, сбора и работы с источником, в том числе в Интернете, а также средства доставки и хранения информации. Использование ИКТ в образовательном процессе может улучшить качество изучаемого материала и улучшить образовательные эффекты.

Компьютер позволяет педагогу значительно расширить возможности представления различных видов информации. При дидактически правильном подходе компьютер активизирует внимание детей, повышает их мотивацию, развивает когнитивные процессы, мышление, внимание, развивает воображение и фантазию.

Реализация ИКТ основана на следующих принципах:

- работа с интернет-ресурсами;

- использование готовых учебных программ;

- разработка и использование авторской программы;

- создание презентаций для занятий.

Таким образом, работа по обогащению словаря дошкольников фразеологическими единицами включает в себя следующие традиционные и информационно-коммуникативные приемы и методы:

- знакомство с фразеологическими единицами, переводя их на язык, который дети могут понять, используя визуальный материал;

- с помощью игровой деятельности для активизации фразеологических единиц в речи детей;

- самостоятельное использование фразеологических единиц в детской речи посредством игр-драматизаций, дидактических игр;

- мультимедийные презентации;

- обучающие интерактивные игры;

- развивающие игры и упражнения с использованием мультимедийной презентации.

Список литературы:

1. Еремина, В.Н. Обогащение словаря старших дошкольников фразеологизмами / В.Н. Еремина // Дефектология. – 2012. – № 5. – С. 73-75.

2. Мигранова, Л.Ш. Формирование фразеологической картины мира у детей старшего дошкольного возраста / Л.Ш. Мигранова // Филология и культура. – 2018. - №23. – С.123-126.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2021

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика