Организация проектной деятельности учащихся с использование ИКТ в системе профориентации и профессионального развития учащихся

Салихова Альфия Медировна,
учитель информатики МБОУ «Лицей №149 с татарским языком обучения»
Советского района г.Казани


Использование технологии проектов позволит активизировать инновационную творческую деятельность педагогического коллектива; обеспечить учащимся практическую подготовку и знания прикладного характера по всему блоку предметов, используя их для формирования у учащихся творческого стиля мышления. Тем самым создаются условия для социализации выпускников школ, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда. Сегодня успешная профессиональная и социальная карьера невозможна без готовности решать новые профессиональные задачи с использованием ИКТ и адаптироваться к иным условиям труда. Поэтому перед образованием остро стоит вопрос ранней специализации и профориентации.

ИКТ предоставляют возможность доступа к огромным ресурсам информации, что способствует творческому их применению в учебном процессе, в частности, в работе по профессиональной ориентации учащихся. Программы профессиональной ориентации старшеклассников в большей части не ориентированы на применение новых информационных технологий в целях повышения эффективности работы по профессиональной ориентации школьников. Чтобы создать педагогические условия применения современных информационных и коммуникационных технологий в профессиональной ориентации старшеклассников нужно включить учащихся в проектно–исследовательскую деятельность, основным инструментом которой являются ИКТ.

В процессе исследовательской деятельности учащиеся не только овладевают базовыми знаниями и умениями в области информатики и ИКТ, но и у них формируются профессиональные, социально- трудовые и личностные компетенции, интерес к той или иной профессии, тем более к специальностям в области ИКТ и, в результате, они делают осознанный выбор. Главной целью исследовательской работы является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цели исследовательской деятельности:

приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности;

активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе субъективно новых знаний;

формирование творческих компетенций, развитие способности к исследовательскому типу мышления. Применяя компьютерные технологии в качестве средства исполнения проекта, расширяются возможности творческой самореализации ученика, развиваются его способности, так как ему приходится работать с информацией, необходимой для раскрытия темы исследовательской работы, и с информацией, необходимой для представления результатов исследования.

Практическая реализация проекта осуществляется при помощи тех или иных программных средств. Представляя результаты работы, дети учатся формулировать свои мысли, выделять наиболее существенные моменты, отстаивать свою точку зрения, опираясь на убедительные аргументы, принимать и оценивать критику. Основным потенциалом современных компьютеров являются, во-первых, огромные возможности глобальной сети Internet, во-вторых, пакет Microsoft Office и программное обеспечение, реализующее различные направления деятельности. Internet даёт возможность для самообразования и приобретения новой информации. Поисковые системы сети Интернет позволяют осуществлять поиск и отбор источников информации и необходимой литературы. Это развивает одну из компонент информационной грамотности учащихся. На этом этапе важно одновременно с регистрацией собранного материала научить учащихся группировать, сопоставлять, сравнивать, полученные данные. Отбор научных фактов и проверка достоверности – это творческий процесс, требующий целеустремлённой работы. Возможность быстро и качественно обмениваться информацией, производить социальный опрос с помощью Google форм, мессенджеров, электронной почты или ресурсов социальных сетей существенно облегчают работу над групповыми проектами, социальными проектами.

Функции прикладных программ Microsoft Office (используются на всех стадиях разработки проектов):

1. Microsoft Word – это программа, предназначенная для ввода и редактирования любого текста, для вёрстки печатной продукции с результатами исследований, отчётов, альманахов, буклетов.

2. Microsoft Excel – позволит создать математическую модель задачи, произвести необходимые расчёты, представить данные в виде таблиц и оформить результаты в виде графиков и диаграмм.

3. Microsoft Access – для формирования баз данных с результатами статистических данных, опросов, анкет.

4. Microsoft Publisher – позволит оформить буклеты с результатами своих исследований, выводов для представления слушателям во время выступления.

5. Microsoft PowerPoint – программа презентаций позволит сопровождать выступление и облегчит слушателям восприятие основных моментов проекта.

Кроме того существуют программные средства, которые удобны в освоении и полезны при работе над проектами:

1. Графические редакторы позволят оформить проектные работы, отредактировать и отформатировать графические изображения.

2. MiniGraphSL2.4 – является удобным инструментом для исследований. Это – наиболее простой графический калькулятор, ценным качеством которого является способность строить графики функций с различной точностью и выводом промежуточных значений функции в табличной форме;

3. Master Function – это многофункциональная программа, предназначенная для построения графиков и их детального анализа

4. Maple V – представляет собой один из наиболее мощных математических пакетов. Его возможности охватывают достаточно много разделов математики и могут с пользой применяться на разных уровнях, включая и уровень серьезных научных исследований. Maple умеет не только вычислять, но и обладает богатыми возможностями графического представления математических объектов и процессов.

В условиях внедрения ФГОС контроль направлен не только на определение степени предметных и метапредметных знаний и умений, определённых ФГОС, но и на управление познавательной деятельностью в целом и мотивацией к самостоятельному овладению необходимым учебным материалом. Привлечение самих учащихся в процесс создания тестов с использованием новых технологий положительно скажется на IT-компетентность. Для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей существует множество удобных приложений, которые можно предложить учащимся, например: LearningApps.org является приложением Web 2.0 Существующие модули могут быть непосредственно включены в содержание обучения, а также их можно изменять или создавать в оперативном режиме; редактор тестов и модуль сбора результатов тестирования MyTestXPro; бесплатный сервис для создания интеллект-карт (ментальных карт) Mind42. Технология Mind Mapping позволяет представлять информацию в графической, систематизированной и комплексной форме при создании любого проекта.

Инструментом для контроля и мониторинга знаний может стать и приложение Plickers.

Овладение знаниями и навыками работы на уровне опытного пользователя ПК, получение первого профессионального опыта, формирование профессиональных компетенций в области IT–технологий, осознание личностного потенциала положительно отразится на процессе ранней профилизации. Решение конкретных практических задач с использованием ИКТ в ходе проектно-исследовательской деятельности позволят развить компетенции, необходимые для адаптации в профессиональной среде. Возможности современных информационных технологий, соединенные с профессионализмом педагогов, представляют, на мой взгляд, основу эффективной стратегии развития современных образовательных систем в целом и профессиональной ориентации, в частности.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2021

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика