Садретдинова Оксана Ильнуровна,
старший воспитатель
МАДОУ «Детский сад №67 комбинированного вида
с татарским языком воспитания и обучения»
Советского района г.Казани
Всем известно, Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 годы включает в себя приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». Данный проект направлен на создание возможностей для получения качественного образования с использованием современных информационных технологий.
Одним из важных компетенций педагога ДОУ, в соответствии с профессиональным стандартом, является владение ИКТ-компетенциями, т.е. использование инновационных цифровых технологий в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста. Они необходимы для того, чтобы повысить качество и доступность образования, разнообразить обучение и идти в ногу со временем. Для этого педагоги ДОУ используют в своей работе информационно – коммуникационные, цифровые технологии (интернет, компьютер, телевидение, видео, мультимедийное, аудиовизуальное оборудование, образовательные программы на интерактивной доске и др.).
В связи с актуальностью данного вопроса, а также для повышения эффективности образовательного процесса и качества образования была определена тема обобщения опыта работы – образовательный сайт на основе Проекта - обучения детей родному и татарскому языку с использованием музейной педагогики – «Интерактивный музей «Мирас» (Наследие)» https://vk.com/ds_67_miras, важное направление данного проекта – это использование цифровых технологий в образовательном процессе в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО.
Основой проекта «Интерактивный музей «Мирас» (Наследие)» являются следующие приоритетные направления:
- совершенствование методов обучения родному и татарскому языку, культуре своего народа на основе современных методических и программных продуктов;
- внедрение новых методов билингвального обучения;
- разработка и апробирование образовательно-познавательных и игровых электронных ресурсов для детей дошкольного возраста.
Цель образовательного сайта на основе проекта «Интерактивный музей «Мирас» (Наследие)» - активизация электронных образовательных ресурсов в учебно-образовательном процессе обучения детей родному и татарскому языку с использованием музейной педагогики, содействующих:
-внедрению в учебный процесс новых методов и организационных форм учебной работы по обучению детей родному и татарскому языку, основанных на использовании ИКТ и отвечающих требованиям современного цифрового сообщества;
-повышению качества образования в обучении детей родному и татарскому языку;
-совершенствованию учебно-воспитательного процесса билингвального образования посредством музейной педагогики;
-повышению IT- компетентности педагогов, родителей.
Образовательный сайт МАДОУ «Детский сад №67 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения» Советского района г.Казани направлен на:
1. Модернизацию содержания образования в обучении детей родному и татарскому языку, форм организации учебно-воспитательной деятельности за счет использования средств ИКТ.
2.Совершенствование педагогических практик в билингвальном образовании.
3.Обеспечение доступности высококачественных образовательных ресурсов для всех участников учебно-воспитательного процесса.
4.Формирование у обучающихся навыков работы с ИКТ при изучении отдельных предметов и способности применять полученные знания в жизни.
На данный момент сайт находится в открытом доступе, систематически обновляется и пополняется актуальной информацией.
Сайт предназначен для педагогов ДОУ, обучающихся дошкольного возраста и их родителей.
Ресурс содержит:
- подробное описание сайта
- полную информацию об образовательной организации, о педагогическом коллективе
- информацию о достижениях ДОУ, педагогов и обучающихся
- виртуальную экскурсию в музей «Мирас», а также подборку экскурсий, созданных педагогами, детьми и родителями по различным музеям РТ
- методические разработки, необходимые для работы педагогов ДОУ
- дидактические материалы для обучающихся
- мастер-классы от педагогов ДОУ
- видео и аудиозаписи (мероприятий, конкурсных работ, рекламные ролики, обзоры, флешмобов, поздравления и т.д.)
- рекомендации (консультации) для педагогов, родителей и обучающихся
- информацию о количестве подписчиков и подписок
- актуальную информацию о деятельности ДОУ.
Данный образовательный сайт можно использовать:
- при подготовке занятий, мероприятий, конкурсов, олимпиад и.т.д.,
- при проведении занятий, вебинаров, семинаров, мастер- классов и т.д.,
- при взаимодействии сообщества «Воспитатель – ребенок – родитель»,
- при обучении детей правильному использованию информационных ресурсов.
Инновационность и уникальность образовательного сайта на основе проекта «Интерактивный музей «Мирас» (Наследие)» состоит в том, что были разработаны следующие мини-проекты – БАНК ИДЕЙ по направлениям:
- дидактические игры;
- декоративно-прикладное искусство народов;
- национальная кухня;
-художественная выставка, биография татарских художников;
- предметы быта;
- Габдулла Тукай;
- народные промыслы;
- орудия труда;
- «Помним, чтим, гордимся»;
- национальные костюмы народов Поволжья;
- коллекции;
- Старая и новая Казань;
- народные музыкальные инструменты;
- народные праздники;
- 100-летие ТААССР;
- «Год родного языка и народного единства».
«Банк идей» (электронный материал) - разработан и составлен педагогами ДОУ. Он содержит самый богатый содержательный материал по представленным направлениям (дидактический материал, сценарии, музыкальный материал, рисунки, фотографии, презентации и т.д.). Любой участник образовательного процесса может воспользоваться данным электронным ресурсом. В каких именно областях своей деятельности педагоги ДОУ могут применить данные цифровые технологии:
- ведение документации (при организации образовательной деятельности (НОД/ООД), календарно-тематическое и перспективное планирование, различные отчеты, контроль усвоения детьми основной образовательной программы ДО, при подготовке материалов для родителей в родительских уголках (консультации, папки-передвижки и др.).
- методическая работа, повышение квалификации педагога, самообразование (обновление знаний, непрерывное самообразование, повышение квалификации (подготовка к видеоконференциям, вебинарам, онлайн конференциям, мастер классам, дистанционное повышение квалификации и переподготовки, конкурсы профессионального мастерства, при подготовке методических разработок по направлению проекта).
- воспитательно – образовательный процесс (использование мультимедийных презентаций, развивающих игр, мастер-классов из сайта делают занятия педагогов интересным, эмоциональным, являются наглядным пособием и демонстрационным материалом. В работе с родителями (законными представителями) – на информационный материал, объявления в родительских уголках ДОУ родители практически перестали обращать внимания, им удобнее общаться с помощью современных средств на сайте детского сада, такое общение более результативнее вовлекает родителей в жизнь дошкольного учреждения, что делает их непосредственными участниками образовательного процесса).
Нужно отметить, что данный проект «Интерактивный музей «Мирас» (Наследие)» в 2021 году стал победителем III городского конкурса Управления образования г.Казани «Электронные образовательные ресурсы в учебно-воспитательном процессе» в номинации «Лучшее представление образовательной организации в социальных сетях» https://vk.com/ds_67_miras
Подводя итоги, можно сказать с уверенностью, что использование цифровых технологий в дошкольном образовании позволяет расширить творческие способности педагога ДОУ и оказывает положительное влияние на повышение эффективности образовательного процесса у дошкольников.