Эффективные цифровые инструменты учителя на уроках русского языка и литературы

Губайдуллина А.Е.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия №179 – центр образования»
Ново-Савиновского района г.Казани


Безусловно, современный урок должен способствовать развитию у ученика целого ряда важнейших навыков. Функционируют новые стандарты, модернизируются методы и формы педагогической работы, а значит – ме-няются требования и к выпускникам XXI века. Сегодня они должны уметь ориентироваться в меняющихся жизненных обстоятельствах, добывать и ин-терпретировать информацию, критически мыслить, проявлять находчивость и креативность. А потому урок, содержательный и технологичный, должен включать в себя проблемные и поисковые задачи, в ходе решения которых будет грамотно организовано сотворчество учащихся с педагогом. Важно каждому учителю грамотно спроектировать современный урок в условиях электронного обучения.

Именно поэтому сегодня моя педагогическая мастерская учителя-словесника, ведущего работу в классах с большим числом учеников, пред-ставляет собой исключительно те ресурсы, что в процессе педагогической де-ятельности показали себя как наиболее эффективные цифровые инструменты для достижения образовательных результатов по русскому языку и литера-туре учащимися среднего звена. Характеристике данных инструментов и обоснованию их практической значимости и посвящена настоящая статья.

Говоря об информационных педагогических инструментах, хочется отметить, что их целевое назначение – не только передать необходимый об-разовательный контент, но также индивидуализировать и активизировать по-знавательные действия обучающихся. Это достигается через интерактивное взаимодействие с содержанием ресурса и мультимедийное представление контента, что усиливает его практическую направленность и вовлеченность ученика в процесс получения знаний. В этом отношении моим надежным подспорьем стал целый ряд ресурсов одним из которых является Якласс. Значимой особенностью данного портала для моей практики стала возмож-ность формировать рейтинг достижений обучающихся внутри одного класса, а также применение электронных рабочих тетрадей как учебного тренажёра. Отдельным блоком в этой связи хочется также выделить сервисы, позволяю-щие конструировать собственные интерактивные задания, включая их в структуру онлайн-уроков и активизируя тем самым устойчивый познава-тельный интерес к изучаемой теме. Это сервис LearningApps. В период ДО были создавать аккаунты для моих учеников, что позволили проводить ра-боту в режиме онлайн.

Следующий интернет-ресурс myQuiz.ru нередко становился не только интерактивным элементом моих презентаций, но и позволял создать полно-ценную интеллектуальную игру, вопросы которой отражались как на мо-бильных устройствах учеников, так и на экране монитора учителя. (Прило-жение 1)

Кроме того, незаменимым инструментом при организации уроков рус-ского языка и литературы в период электронного обучения стали онлайн-сервисы для создания интеллект-карт. В частности, мною была реализована работа на платформе Coggle.it, где стало возможно эффективно систематизи-ровать информацию, создавая любое количество веток, работать с ученика-ми совместно над одним проектом и синхронизировать созданную карту с Google Диск. Помимо этого, продолжая тему интерактивности, необходимо упомянуть облачное приложение ClassFlow, благодаря которому я имела возможность взглянуть на процесс создания онлайн-урока под абсолютно новым углом. Такой формат удобен. Он предоставляет возможность исполь-зовать одну платформу для создания и надежного хранения мультимедий-ных уроков.

Завершая обзор информационных педагогических инструментов, хо-чется отдельно выделить ряд ресурсов, служащих ценным подспорьем при подготовке уроков литературы. Таковым является образовательный портал Полка (polca.academy), где содержатся не только аудио- и видеоматериалы филологической направленности, но и информативные литературоведческие комментарии и обзоры; интернет-портал Tolstoy.ru, вобравший в себя пол-ное собрание сочинений писателя и служащий как источник информации для литературных исследований школьников; приложение «Живые страницы», где к текстам классических произведений прилагаются уточняющие коммен-тарии, информация о персонажах и их прототипах, а также перечень вирту-альных экскурсий по литературным местам.

Говоря же о педагогических инструментах коммуникации и управле-ния, отмечу, что задачи каждого из них в моей практике были успешно ре-шены с помощью двух сервисов. Это платформа Google classroom, использу-емая мною для офлайн-взаимодействия с учащимися посредством создания виртуальных курсов для каждого предмета, где осуществлялось взаимное общение и размещалась вся необходимая информация для учащихся, вклю-чая аудио- и видеоматериалы, задания, ссылки, опросы, комментарии. А также широко известный и доступный сервис видеоконференций Zoom, бла-годаря которому были организованы онлайн-уроки педагогов нашей гимна-зии, осуществлялось управление образовательным процессом в реальном времени.

Таким образом, в связи с постоянно расширяющимися возможностями цифровых педагогических инструментов, приоритетная задача учителя – со-вершенствовать компетенции владения цифровыми инструментами, осваивая новые средства и технологии, проявляя профессиональное творчество в по-иске приемов их применения. Именно в этом и кроется мастерство професси-онала. Именно с этого начинается будущий успех его учеников.

Список литературы

1. Бороненко Т.А., Кайсина А.В., Федотова В.С. Активные и интерак-тивные методы педагогического взаимодействия в системе дистанционного обучения. / Научный диалог. 2017. №1.

2. Лаптев В.В., Носкова Т.Н. Педагогическая деятельность в электрон-ной среде: перспективы нового качества. / Педагогика. 2016. №10.

3. Каракозов С.Д., Уваров А.Ю. Успешная информатизация – транс-формация учебного процесса в цифровой образовательной среде./ Проблемы современного образования. 2017. №2.

4. Киренкина М.В., Колесникова Н.Ю., Пароконная О.Ю. Современные педагогические технологии как эффективный инструмент решения педагоги-ческих задач. / Педагогическое призвание. 2019.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2021

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика