ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Сабирзянова А.А.,
старший воспитатель,
Сайфутдинова Д.Н.,
музыкальный руководитель
МБДОУ «Детский сад № 112 комбинированного вида
с татарским языком воспитания и обучения»


Информационно-коммуникационные технологии широко используются в различных областях человеческой деятельности. С целью занять ребенка, родители с малых лет приучают детей к телефонам, планшетам, ноутбуку. Дети смотрят мультфильмы, играют в игры и овладевают первоначальными навыками работы с интерактивным оборудованием. А для того, чтобы обучать новому воспитатель должен идти в ногу со временем, постоянно повышая профессиональную компетентность.

«Мы живем в эпоху, когда расстояние от самых безумных фантазий до совершенно реальной действительности сокращается с невероятной быстротой», – писал в свое время Максим Горький. И сейчас, в век сплошной компьютеризации, в век, когда техника шагнула далеко вперед, особенно актуально звучат слова М. Горького: «В карете прошлого никуда не уедешь…»

Статья 16 федерального закона "Об образовании в РФ" № 273-ФЗ "Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий" предполагает применение ИКТ в образовательной деятельности. Важным условием внедрения современных информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс является кадровая подготовка, оснащение материально-технической базы.

В рамках проекта "Цифровая образовательная среда" прошла курсы повышения квалификации по программе "Профессиональная компетентность тьютора в сфере цифровых образовательных технологий в условиях реализации ФГОС дошкольного образования". Являясь тьютором в сфере цифровых технологий, совместно с коллегами, тьюторами, на основе каскадной модели, проводим обучение старших воспитателей Советского района г. Казани. В нашем дошкольном образовательном учреждении обучаю педагогов создавать и использовать цифровые образовательные ресурсы в учебно-воспитательном процессе.

Для осуществления цифрового образовательного пространства в ДОУ старшие и подготовительные группы оборудованы интерактивной доской и проектором, имеется переносной экран и проектор, планшет, документ-камера, датчик захвата движения – кинект.

Дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №112 комбинированного вида" является городской инновационной площадкой по формированию ИКТ компетентности педагогов с помощью интерактивного редактора "Сова". "Сова" - это программа, предназначенная для создания интерактивных игр, занятий для детей. Она разработана программистами ООО "Интерактивные системы" г. Екатеринбурга. Мы активно сотрудничаем с данной организацией, на сайте компании размещены разработанные нашими педагогами интерактивные игры.

Цель интерактивного обучения состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых обучаемый чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным и эффективным весь процесс обучения.

Интерактивность вырабатывает у ребенка ответственность, самокритичность, развивает творческий подход к решению проблем.

В организованно-образовательных и свободных деятельностях детей воспитатели активно применяют интерактивные игры программы "Волшебная поляна", которая включает в себя игры для общего развития детей, для психологической разгрузки, для развития инженерного мышления, мелкой моторики, навыков программирования.

При обучении детей правилам дорожного движения применяется интерактивный тренажер "Безопасность: ПДД". Данная игра включает группу игр: Светофор, Знаки дорожного движения, Проезжая часть, Транспорт, Игра ПЕШЕХОД. Выгодное отличие программы в том, что игры здесь имеют возможность управления не только прикосновением к экрану, но и через движения тела с использованием кинекта. А это значит, что выполняя задания, дети чередуют формы усвоения материала: сначала они занимаются на интерактивном устройстве, осваивая теорию, далее — переходят к практике, погружаясь в реальные условия дорожной среды. Они прыгают, приседают, маршируют на месте и в режиме реального времени видят себя переходящими через дорогу, водителями автомобиля и даже инспекторами ГИБДД. Ребенок полностью вовлечен в процесс, но при этом находится в безопасной среде, тем самым он максимально эффективно усваивает столь важные для себя модели безопасного поведения.

Датчик захвата движения кинект так же применяется в организации свободной и индивидуальной деятельности детей по образовательной области «Физическое развитие» инструктором по физической культуре Хузяхметовой Кариной Альбертовной. С помощью программы «Спорт» Карина Альбертовна знакомит детей с видами спорта, ребенок визуально видит себя на большой спортивной арене, где много болельщиков и они будут поддерживать ребенка во время выполнения упражнения, соревнования. Ребенок видит на экране как пробегает дистанцию, преграды, преодолевает их и прибегает на финиш, где указывается результат, болельщики аплодируют ребенку. Все это создает ситуацию успеха. Ребенок с увлечением занимается, развивается.

Для активизации "трудных" звуков и развития словарного запаса учитель-логопед Гилязова Миляуша Наилевна применяет интерактивную игру ЛогоСтарт компании Мерсибо. Данная интерактивная игра включает в себя 12 игр на автоматизацию «трудных» звуков и 12 игр на развитие словарного запаса. Миляуша Наилевна активно использует интерактивные методы обучения: дети в интерактивных рабочих тетрадях выполняют задания, совместно с родителями снимают сюжеты логопедических игр.

Для обучения русскоязычных детей татарскому и татароязычных – родному языку я разработала интерактивные дидактические игры «В гостях у Гульчачак» в интерактивном редакторе Сова. Данные игры позволяют закрепить активную словарную лексику по УМК «Говорим по-татарски».

Интерактивная дидактическая игра "В гостях у Гульчачак" включает в себя 5 интерактивных игр: "Собираем урожай", "Вершки и корешки", "Тень", "Посчитайка", "Пиктограмма". Называя животных, учебные принадлежности, членов семьи, птиц, продуктов питания ребенок повторяет, закрепляет активную лексику, произносит глаголы и составляет с этими глаголами предложения. Играя, изучает язык!

Для реализации этнокультурной региональной составляющей в ДОУ мы совместно с музыкальным руководителем Сайфутдиновой Дилярой Наильевной разработали серию интерактивных игр «Музыкальные игры тетушки Совы». Методическая разработка состоит из 7 интерактивных дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста: «Кто на каком инструменте играет?», «Граммофон», «Музыка народов Поволжья», «Угадайка», «Лабиринт», «Четвертый лишний», «Подарок Деда Мороза». Среди игр имеются авторские игры С. Вохринцевой, и игры придуманные нами.

Основная цель деятельности: сделать игру интерактивной, чтобы ребенок нажимал, перетаскивал, выполнял задание и получал результат! Дети повторяют, запоминают названия, звучания, виды музыкальных инструментов, соотносят композитора и произведение, прослушивают и распределяют музыкальный репертуар к национальностям. Интерактивные игры педагоги применяют в организованно-образовательной, в свободной деятельности детей. Родители с удовольствием играют в эти игры с детьми дома. Игры опубликованы на сайте организации ООО «Интерактивные системы» https://systemekb.ru

Интерактивные игры активизируют детей, нацеливают на себя внимание, дети, играя, учатся. Наблюдается преемственность со школой. Ребенок учится работать с интерактивной доской, стилусом, выступает перед аудиторией, учится выражать свою мысль. При создании игр обращено огромное внимание на развитие логического мышления, воображения. Игры способствуют активизации мыслительных процессов, развивают культуру речи, учат дошкольников грамотно выстраивать предложения. Интерактивные игры задействуют все основные способы восприятия информации детьми: визуальный, аудиальный, тактильный. Благодаря совмещению этих трех видов восприятия информации пройденный материал воспринимается проще и запоминается надолго!

Интерактивные игры в ДОУ становятся первым контролируемым шагом в знакомстве детей с интерактивным оборудованием, без которого сложно представить современную жизнь. Осознанное использование и демонстрация педагогами всех возможностей программ позволяет научится детям грамотно применять свои знания на практике. А также помогает педагогу правильно позиционировать компьютер для ребенка. Малыши, выполняя различные задачи, начинают относиться к компьютеру ни просто, как к игрушке, но и всё больше понимают, что это серьёзный инструмент, который в будущем станет для них помощником в учебе и работе.

Обучение детей татарским песенно-хороводным играм ведется на основе разработанных мной и Д.Н. Сайфутдиновой интерактивных схем в программе Smart. Схема состоит из условных обозначений, которые определяют движение в игре. Педагог с детьми анализирует схемы, а затем воспроизводит движение. Данная разработка опубликована в сборнике материалов с научно-практического семинара для слушателей республиканских курсов повышения квалификации воспитателей по обучению татарскому языку Советского района г. Казани "Новые педагогические технологии в развитии коммуникативных способностей детей дошкольного возраста".

Кодирование информации с помощью QR-кодов, можно применить в организации просветительской работы с родителями.

В рамках проекта, организованного к 120-летию со дня рождения татарского композитора Салиха Сайдашева, под руководством музыкального руководителя Диляры Наильевны, воспитатель Лотфуллина Танзиля Ильгамовна оформила румбоксы: мини-сцены с музыкальными инструментами. На заднем плане изображение спектакля, где прозвучала музыка Салиха Сайдашева. На переднем плане, на маленьких стульчиках, находятся мини-инструменты. На сцене антракт. На каждом инструменте бирка с QR-кодом. Отсканировав код, можно узнать название инструмента, ознакомиться с кратким описанием, даже прослушать его звучание. Мини-музей музыкальных инструментов нашла актуальность среди родителей. Они совместно с детьми с помощью мобильного устройства сканировали код и знакомились с музыкальными инструментами оркестра: слушали звучание инструмента, знакомились с музыкальными произведениями, прозвучавшими в спектаклях.

Необходимость внедрения в образовательный процесс интерактивных методов очевидна, поскольку: сегодня, как никогда ранее, повышаются требования к обновлению дошкольного образования воспитанников; происходит дифференциация и индивидуализация образования дошкольников; изменяются требования к качеству дошкольного образования, ее оценка не только за уровнем познавательной подготовленности, но и элементарной жизненной компетенции выпускников ДОУ, их способности применять знания в собственной жизни, постоянно их обновлять и обогащать.

Список литературы

1. Федеральный закон "Об образовании в РФ" № 273-ФЗ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

2. ООО «Интерактивные системы» https://systemekb.ru

3. Образование и личность: от инноваций к педагогическим технологиям. Сборник материалов научно-практической конференции, под редакцией Лукишиной Т.А. и др. – Казань: издательство НОУ ДПО «Центр социально-гуманитарного образования», 2020 – 102 с.

4. Калинина Т., Кротова Т., Дмитриев Ю. Информационные и коммуникационные технологии в профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. МПГУ. – Москва, 2016 г.

5. Комарова Т.С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. – Мозаика – Синтез, 2011г.

6. Сборник материалов с научно-практического семинара для слушателей республиканских курсов повышения квалификации воспитателей ДОО совместно с РМО воспитателей по обучению татарскому языку Советского района г. Казани «Новые педагогические технологии в развитии коммуникативных способностей детей дошкольного возраста» - Казань, «Печать – Сервис XXI век», 2017 г.

7. Шаехова Р.К. «С?енеч – Радость познания» региональная образовательная программа дошкольного образования. Казань: Магариф – Вакыт, 2016.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2021

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика