Петрова Фарида Фаритовна, старший воспитатель
Петрова Татьяна Георгиевна, учитель-логопед,
Белова Ольга Васильевна, воспитатель,
Леонова Анастасия Сергеевна, воспитатель
Аннотация: в данной статье раскрыта тема внедрения цифровых технологий в дошкольных образовательных учреждениях, а также вытекающие в ходе данного процесса и другие нововведения.
Ключевые слова: цифровые технологии, цифровизация дошкольного образования, условия внедрения.
Сегодня развитие новых технологий идёт очень быстро, все сферы жизнедеятельности человека внедряют всё новые и новые цифровые технологии. В последнее время стал популярным термин «цифровизация», но не все понимают, в чём его суть. Понятие цифровизация – это процесс преобразования информации в цифру. Образование цифровизации можно назвать процесс перехода на электронную систему образования.
Фундаментальные изменения стереотипов мышления, методов работы и управления данным процессом внедрения, это самое главное в цифровой технологии.
Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом
отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет
качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.)
С ранних лет надо прививать готовность к изменениям, к творческому поиску, учить работе в команде, что очень важно в современном мире, навыкам жизни в цифровую эпоху.
Актуальность внедрения цифровых технологий в ДОУ обусловлена нормативной базой, интересами и потребностями детей и родителей, а также педагогов.
Создание условий для внедрения современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей формирование ценности к саморазвитию и самообразованию у обучающихся образовательных организаций всех видов и уровней, путем обновления информационно-коммуникационной инфраструктуры, подготовки кадров, создания федеральной цифровой платформы.
В требованиях ФГОС к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования в пункте 3.3.4. говорится о том, что «развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
По ФГОС дошкольное образование ставит перед педагогами-дошкольниками задачу стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных игр и сформировать основы информационной культуры личности ребенка, а также предъявляет высокие требования к материально-техническим условиям дошкольных учреждений и применению современных инновационных технологий.
Внедрение цифровых технологий в ДОО – это длительный путь формирования технологической среды детских садов.
Игра –это основной вид деятельности. Иры с использованием цифровых технологий в жизни ребенка оказывает как положительное влияние на интеллектуальное развитие и подготовки его к жизни в информационном веке, так и отрицательное. Положительное влияние становиться возможным, потому, что помимо развлекательного направления, в последнее время все больше можно говорить об обучающих и развивающих играх, которые формируют и развивают у детей высшие психические функции – восприятие, память, мышление, речь.
Правильно подобранный материал и наличие необходимого цифрового оборудования прямым образом влияет на умственное развитие детей дошкольного возраста. Среди такого оборудования можно выделить наиболее известные: компьютеры, ноутбуки, планшеты, интерактивные доски; а также специально созданные цифровые устройства для обучения дошкольников: интерактивные скалодромы, интерактивные песочницы, столы, полы, тумбы, мультимедийные детские студии, интерактивные комплексы.
Все правильно подобранные оборудования позволяют детям быть участниками интерактивной деятельности – играть, рисовать, слушать, смотреть и тому подобное, где проявляется самостоятельность ребенка и даётся ему возможность самому делать открытия в новом цифровом мире, а также развивается самостоятельность, что имеет большое значение для будущей его взрослой жизни.
Каждый педагог должен выстроить свой план внедрения в свою работу с детьми использование цифровых технологий, тем более, что привлечение детей к данным устройствам имеет ограничение по времени в работе с ними. Так как дети увлекаются играми с цифровой техникой, то одной из основных задач педагога является сохранение здоровья детей при работе с цифровым оборудованием, пребыванием за экранами.
Педагог обязан следить и контролировать количество времени проводимого детьми в данной работе, а также за тем, чтобы были перерывы с включением пауз как двигательных, так и для расслабления глаз, разминкой мелкой моторики рук и суставов во время организации подобных занятий. [2] В процессе решения виртуальных образовательных задач у детей развиваются творческий потенциал, инициатива, любознательность, настойчивость, трудолюбие, ответственность, что является целевыми ориентирами ФГОС дошкольного образования.
При внедрении и использовании новых образовательных цифровых технологий в ДОУ необходимо учесть еще одно условие – необходимость познакомить и обучить с работой с данными устройствами педагогический состав учреждений. А в реализации этого пункта можно активно использовать широко развитую сегодня сеть дистанционного обучения, где созданы очень удобные условия для обучения без отрыва от производства.
В современной социальной и эпидемиологической обстановке дистанционные образовательные технологии стали актуальны и востребованы.
Цифровые технологии могут стать важным звеном в организации сотрудничества детского сада с семьей, в том числе, при организации дистанционного обучения, создания социальных образовательных сетей и сообществ. В работе с семьей мы очень часто используем интернет ресурсы, как для общения с ними, так и для размещения различной информации. Это удобно и при консультировании родителей часто болеющих детей по вопросам образовательной деятельности проводимой в саду во время его отсутствия.
Таким образом, в современном мире дошкольное образование невозможно с применением цифровых технологий, внедрение и применение которых расширяет возможности всех участников образовательного процесса ДОУ.
Список литературы
1. Афонина Н.Ю. Цифровые технологии в ДОО. Условия внедрения интерактивных средств. – 26.05.2016. Режим доступа https://edguru.ru/blog/doshkolka/210.html -
2. Афанасьев А. Цифровизация образования, все минусы электронной школы. Что будет с детьми? – 2018г. Режим доступа: https://plusiminusi.ru/cifrovizaciya-obrazovaniya-osnovnye-plyusy-i-minusy/
3. Бастрыкина А.Ю. Ребенок – дошкольник в мире цифровых технологий. – Тамбов, 2019 Режим доступа: https://infourok.ru/vistuplenie-po-teme-rebenok-v-mire-cifrovih-tehnologiy-3805643.html
4. Гайдаровский форум // Москва, 2020. Режим доступа https://gaidarforum.ru/
5. Государственной программе «Развития образования» на 2018 – 2025 гг.
6. Дрокина О.В., Колмакова М.Г. Развитие цифровой среды в ДОУ. – Красноуфимск, 2018. Режим доступа: http://ds3.com.ru/?page_id=1890
7. Комарова И.И. Будущее дошкольного образования в эпоху цифровизации // Современное дошкольное образование. – 2018. – №8(90). – С. 16–25. DOI: 10.24411/1997-9657-2018-10032
8. Путин В.В. Послание Президента Федеральному Собранию 1 марта 2018 года. URL: http:// kremlin.ru/events/president/news/56957
9. Сафуанов Р. М., Лехмус М. Ю., Колганов Е. А. Цифровизация системы образования // Вестник УГНТН. Наука, образование, экономика. – Уфа. 2019г. г.Уфа - № - с. . DOI: 10.17122/2541-8904-2019-2-28-108-113
10. ФГОС ДО Режим доступа: https://infourok.ru/vistuplenie-po-teme-rebenok-v-mire-cifrovih-tehnologiy-3805643.html
11. Федеральный закон № 273 «Об образовании в РФ» 2017