«Эстодидактика» по ФГОС через призму цифровых технологий в проектной деятельности обучающихся

Л.Ф.Якупова
ГАОУ «Адымнар-Казань»


Процесс модернизации системы образования сопровождается переосмыслением отечественной и зарубежной образовательной теории и практики, присвоением образованию гуманистического характера и уточнением механизмов всестороннего, гармонического развития личности. Актуальным направлением модернизации системы образования является художественно-эстетическое воспитание как одно из основных средств духовно-нравственного, культурного развития личности. Сегодня, когда возрождается интерес к проблеме художественно-эстетического развития личности и возрастает понимание его роли в ситуации развития современного общества, необходимо вести научно-практический поиск оптимизации образовательно-воспитательного процесса и инновационных форм организации художественного образования. Художественно-эстетическое развитие по ФГОС, предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) Актуальным является решение задач в образовательном учреждении, направленных на организацию художественно-творческой деятельности, которая в настоящее время рассматривается в качестве значимой с точки зрения развития личности, её творческой инициативности, самостоятельности, формирования мира личностных смыслов и практического опыта. Стратегическую линию художественно-эстетического развития определяет задача направленного и последовательного формирования основ художественно-эстетической культуры в целях содействия формированию у ребёнка эстетического отношения к миру и гармонизации мировосприятия картины мира. Активное применение педагогических технологий в образовательном процессе вызвано необходимостью реализации Федерального государственного образовательного стандарта образования, что способствует совершенствованию методической работы с педагогическими кадрами образовательных учреждений, призванных осуществлять воспитательно-образовательный процесс на основе новых педагогических технологий. Педагогическая технология художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста выстраивается из алгоритмических компонентов: цель художественно-эстетической деятельности – интерес к творчеству – художественно-творческая деятельность – самоконтроль – коррекция – продукт творческой деятельности ребёнка. Практика работы показывает, что реализация технологии художественно-эстетического развития в творческом образовательном направлении обеспечивается соблюдением следующих организационно-педагогических условий, созданных педагогом: 1. проектирование творческой личности ребёнка в образовательном пространстве; 2. осуществление творческой деятельности на основе ценностей культуры в сотворчестве педагога и учащегося; 3. синтез художественных средств разных видов искусств; 4. интеграция видов художественной деятельности в творческом процессе; 5. проектирование и конструирование технологических карт и проектов художественно-творческого развития обучающихся и т.д.

Для развития эстетической осознанности в проектной деятельности полилингвальной школы за основу мы взяли работу Р.Ф. Брандесова – преподавателя Челябинского государственного педагогического института и единомышленника В.Г.Маранцмана. Р.Ф.Брандесов основатель научного направления - эстодидактика и автор оригинальных книг и статей по вопросам методики преподавания литературы.

Задача эстодидактики заключается в коммуникативной функции искусства со всеми приемами и средствами воздействия, где роль учителя заключается в функции посредника между обучающимся и искусством слова.

Процесс эмоционального воздействия может быть сконструирован уже на этапе создания конспекта урока, который превращается в некую «эмоциональную партитуру» куда закладываются «эмоциональные пики». Чаще всего в роли таких пиков выступают выразительное чтение сильных позиций фрагментов текста, а также включение в процесс чтения текста элементов иноязычной языковой культуры. К примеру, при чтении произведения на русском языке в полилингвальной школе можно включить похожее по содержанию стихотворение из татарского или английского языка, при этом учитывая эмоциональную окраску и ментальность человека определенной культуры. Все это может быть подготовлено учителем заранее, либо, в случае если это форма организации урока – перевернутый класс, работа может быть выполнена определенными учащимися дома или в качестве одной из части проектной деятельности.

Развитие эстетической осознанности учеников в проектной деятельности формируется с введением приемов эстетической деятельности. По словам Л.И.Стрелец: «Ученик – это завершающее звено коммуникативной ситуации постижения искусства, его позиция на уроке всегда задана процессами восприятия, исполнения и творчества. Эти процессы формируют соответствующие виды работ. Так, восприятие соотносится с актуализацией воображения, эмоций, пониманием смысла и осознанием формы, исполнение прежде всего связано с выразительным чтением и инсценированием» [Стрелец 2018: 91]. Также к числу приёмов можно отнести словесное рисование, составление киносценариев, режиссерское комментирование текста, мизансценирование и т.д. Творческому постижению литературы в старших классах способствует работа над созданием литературно-творческих связных высказываний.

В качестве примера, можно привести нашу работу над инсценировкой отрывка из комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». Ученикам была дана задача через словесное искусство обыграть свои роли выразительно. Донести до зрителей свое видение отрывка. Со своей стороны, как учитель, я всегда стараюсь в моментах инценировки давать полную свободу выбора детям, будь то отрывок, выбор костюма, образа, который им представляется наиболее подходящим. Также практикуем во время инсценирования различные конкурсные номинации: «За лучший костюм», «За лучший образ героя», «За лучшую роль». В данном случае не стоит забывать и о психологическом моменте связанным с так называемым «юношеским максимализмом», когда учителю достаточно лишь направить учеников, подав идею, которую они возьмут на вооружение. В моей практике достаточно примеров, когда награждение дипломами, даже только публичная словесная благодарность мотивирует учащихся и те, кто не принимал участия в одном проекте либо мероприятии, изъявляют желание участвовать и просят роли, либо назначения на какую-либо деятельность в процессе создания проекта.

Таким образом, термин «эстодидактика» отвечает всем современным требованиям ФГОС в качестве развития у учащихся эстетической осознанности на уроках литературы. Применение данного метода помогает расширить понимание проектной деятельности, а использование цифровых технологий дает возможность привлечь учеников к познанию искусства слова и вызвать интерес к развитию читательской грамотности.

Литература

1. Сергеев С.Ф. Педагогический конструктивизм: концептуальная модель// Школьные технологии. 2006. №2. С.48-53.

2. Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» // [Электронный ресурс]. https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71748426/

3. Брандесов, Р. Ф. Вопросы эстодидактики : учеб. пособие к спецкурсу / Р. Ф. Брандесов ; [науч. ред. Л. С. Шепелева]. – Челябинск : Изд-во ЧГПИ, 1983. – 77 с.

4. Методика преподавания литературы : учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 Рус. яз. и лит. / Р. Ф. Брандесов, Т. В. Зверс, М. Г. Качурин [и др.]; под ред. З. Я. Рез. – 2-е изд. дораб. – М. : Просвещение, 1985. – 385 с.

5. Лотман Ю. М. Об искусстве. — СПб., 1998. — 704 с.

6. Стрелец Л. И. Коммуникативная стратегия изучения литературного произведения в школе. — Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2016. — 360 с.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2021

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика