Облачные сервисы в учебно-воспитательном процессе (из опыта работы)

Домрачева И.Н., учитель информатики
Домрачев А.С, учитель информатики
МБОУ «Гимназия №75» Московского района г.Казани


Бурное развитие информационных и коммуникационных технологий кардинально меняет нашу жизнь, выдвигает новые требования к учителю и ученику. В современных условиях на первый план выдвигается задача формирования личностных качеств, наиболее значимых для общества и рынка труда, таких как самоорганизация и самообразование, умение работать самостоятельно и в группе, критическое мышление и оценка, инициативность, креативность и др. Причем, результаты обучения должны быть выражены не только в предметном формате, но и иметь характер универсальных (метапредметных) умений, обеспечивающих общекультурную направленность общего образования, универсализацию и интеграцию знаний и представлений.

ИКТ-средства часто являются ключевым инструментом процесса обучения. Сделать уроки интереснее и повысить эффективность обучения с помощью ИКТ можно разными способами: подготовить разнообразные материалы и предоставить к ним доступ; записывать опыты на видео и повторно их показывать, чтобы пошагово объяснить происходящее; проводить тренинги, тестирование и мониторинги учащихся; использовать имитационные и информационные модели; онлайн-ресурсы, организовать дистанционное обучение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; вовлекать учеников в проектно-исследовательскую работу, сетевые проекты, дистанционные конкурсы и олимпиады.

Очень важно правильно выбрать из огромного многообразия программных продуктов подходящие ИКТ-ресурсы. Как правило, учителя активно используют в своей работе офисные продукты: текстовый редактор для создания печатных отчетов, опросников, тестов, раздаточных материалов; программы для создания презентаций, иногда – табличные процессоры. Некоторые «продвинутые» учителя используют на уроках онлайновые и мобильные системы для проведения анкетирования, опросов, тестирования.

Но очень немногие используют в своей работе облачные сервисы и сетевое взаимодействие, суть которых заключается в предоставлении пользователям удаленного доступа к услугам, вычислительным ресурсам и приложениям через Интернет, хотя эффективность и удобство облачных технологий в учебно-воспитательном процессе неоспоримы.

В МБОУ «Гимназия №75» г. Казани на протяжении последних нескольких лет активно внедряется в учебно-воспитательный процесс Microsoft Office 365, который объединяет комплект Microsoft Office с облачными версиями следующего поколения коммуникаций и совместной работы служб корпорации Майкрософт и включает в себя программы Word, Excel, PowerPoint, OneNote, Outlook, Access и Publisher. Обязательными условиями использования являются регистрация на сайте www.office.com/getOffice365 и проверка "на соответствие требованиям", которая подтвердит, что зарегистрированный пользователь действительно является участником образовательного процесса.

Средства MS Office 365 позволяют организовать дистанционное разноуровневое обучение в группах, классах и индивидуально, создать единую общешкольную информационную систему взаимодействия всех участников образовательного процесса, совместную работу по редактированию документов и созданию различных проектов, в рамках работы над которыми осуществляется метапредметное и межпредметное обучение. Результатом данного взаимодействия является освоение важных ключевых компетенций: формирование и развитие теоретического мышления, навыков переработки информации, критического и творческого мышления, регулятивных умений.

Итак, что дает учителю, ученику, гимназии использование облачных технологий?

• Участие в новых формах деятельности без специальных знаний и навыков в области информатики, которые связаны как с поиском в сети информации, так и с созданием и редактированием собственных цифровых объектов.

• Общее структурированное и систематизированное хранилище данных: рабочие программы, конспекты уроков, раздаточный материал, презентации, видеоматериалы и пр., что необходимо учителю для проведения урока и организации работы учащихся. Доступ к материалам имеют учителя-предметники гимназии с любого устройства, имеющего выход в Интернет.

• Совместная работа над документами, например, отчет по выполнению программы и корректировка планирования; подготовка проектов, печатных материалов, справок и др. документов возможна с использованием Microsoft 365 Word, Excel.

• Сетевой класс позволяет осуществлять демонстрацию материалов, групповое обсуждение вопросов, выполнять практические задания, обучать других, непосредственно применяя полученные знания на практике. Администратор создает класс, аккаунты учащихся и учителей-предметников. Учителя размещают домашнее задание, практические задания, дополнительные учебные и видео материалы, ссылки на ресурсы. Учитель может задавать задания для выполнения в электронном виде, результаты работы учащихся он может просмотреть и оценить в своем электронном кабинете.

• Прошли те времена, когда по классам ходил дежурный ученик, чтобы отметить отсутствующих. В настоящее время наши учителя заполняют патронажный журнал в режиме онлайн через службу Microsoft Forms, неоспоримым преимуществом которой является автоматическая обработка данных. С помощью форм удобно организовать мониторинг и анкетирование, можно создать онлайн тест с обработкой результатов, чем активно пользуются учителя и ученики гимназии в проектно-исследовательской деятельности. Ссылка на форму размещается на школьном сайте, а разработчик имеет возможность оперативно получать обработанные и визуализированные результаты опроса.

Интернет-гигант Google охватил своими сервисами практически все возможные сферы онлайновой деятельности. Не стали исключением создание и хостинг пользовательских сайтов.

Google-сайт – бесплатный хостинг на базе структурированной вики. Создатель сайта может приглашать других пользователей для совместной работы над сайтом, контролировать их доступ к материалам, может добавлять информацию из других приложений Google, например, Документы Google, Календарь Google, YouTube, Google Maps и из других источников.

Сайт может быть использован в приватном режиме, например, для организации личного wiki-блокнота, либо для ведения записей по частному проекту с доступом к информации только после авторизации.

Наши учащиеся оформляют свои проектно-исследовательские работы, используя Google Site. Например, сайты «Виртуальный музей Великой Отечественной войны 1941-1945гг.», «Гипотезы происхождения жизни на Земле», «Зеленый мир Московского района г.Казани», «Звук вокруг нас» и др., что дает возможность привлечения к работе новых учеников, расширение и углубление контента.

Создание Google-сайта не требует специальных знаний и навыков и может быть использована учителями для создания персональных сайтов.

В своей работе мы часто обращаемся к следующим сервисам Google:

• Google ArtProject – интерактивно-представленные популярные музеи мира – актуальный ресурс для поиска нужной информации.

• Google Календарь – онлайновый календарь, который дает возможность справляться с повседневными делами, планировать работу, и, по сути, является online-ежедневником учителя и учащихся.

• Google Docs – онлайновый офис, предназначенный для совместной работы над документами, проектами, контроля версий документов и пр.

• Gmail – бесплатная электронная почта для оперативного обмена информацией, пересылки документов, архивов.

• Google SketchUp – программа для моделирования относительно простых трёхмерных объектов, которую можно использовать для создания различных информационных моделей.

• YouTube – видеохостинг, на котором размещено огромное количество обучающих, познавательных видеороликов.

• WikiWall – доступный и простой сервис для коллективной работы по созданию газеты. Его «плюс» - доступность и простота использования. Для организации совместной деятельности достаточно отправить ссылку на страницу участникам процесса. Работа над газетой не требует регистрации. С помощью вкладок можно вставить текст, изображение, видео, редактировать результат. Сервис WikiWall использовался для организации работы над проектом, выпуска школьной газеты «Мы». Участники проекта могут работать как в школе, так и дома. У руководителя проекта есть возможность контролировать этот процесс и участвовать в совместной работе. Для просмотра конечного продукта ссылку можно разместить на сайте или в блоге. Недостаток сервиса в том, что нет возможности для обмена сообщениями.

• Blogger – сетевой журнал, веб-ресурс, который некоторые учителя гимназии используют для создания электронного дневника класса, на страницах которого размещаются новости из жизни класса, поздравления, происходит общение с родителями и пр. Блог можно использовать для организации обучающей, развивающей и познавательной среды обучающихся.

Сервисы Google позволяют создавать электронные рабочие листы, таблицы, презентации, и работать с ними совместно.

В заключение хотелось бы отметить, что при интенсивном использовании сетевых сервисов огромная нагрузка ложится на учителя. Он должен отвечать на большое число вопросов, отслеживать электронную почту, проверять версии документов, оперативно реагировать на сообщения в чатах, на форумах, направлять дискуссию и держать ее в заданных рамках, а при необходимости отключать от дискуссии «нарушителей конвенции», так как именно на преподавателя ложатся функции модератора и администратора ресурса. Но все эти трудности с лихвой окупаются результатами работы детей, экономией времени и сил. «Дорогу осилит идущий».


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2021

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика