РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКИ ГЛУХИХ ДЕТЕЙ

Байбекова Гузяль Рафаэловна,
МБОУ «СОШ №167 с углубленным изучением отдельных предметов»
Советского района г.Казани


Лев Семёнович Выготский в 20 веке указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой ребенок-инвалид не исключался бы из общества детей с нормальным развитием. Он указывал, что при всех достоинствах наша специальная (коррекционная) школа отличается тем основным недостатком, что она замыкает своего воспитанника в узкий круг специфичного школьного коллектива, создает замкнутый мир, в котором всё приспособлено к проблеме ребенка, всё фиксирует его внимание на своём недостатке и не вводит его в настоящую жизнь. Таким образом, Л. С. Выготский одним из первых обосновал идею инклюзивного обучения, но до конца внедрить её так и не смог [1]. Согласно 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст. 2, п. 27 «Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» ожидалось, что учителя из коррекционных школ будут заниматься с глухими и слабослышащими детьми дистанционно, как это проходит среди слышащих ребят.

С недавнего времени мир столкнулся с очередной проблемой эпидемии COVID-19, что подтвердило наличие нехватки учебного материала для детей с проблемами слуха, а таких у нас около 2 млн. на 2020 год. Дистанционное обучение, до недавнего времени, казалось нереальным, но очень удобным. Детям не приходилось бы тратить время и средства на дорогу, более комфортное восприятие информации. Однако иллюзии в скором времени рассеялись. Появилась потребность в разработке более новых форм, средств обучения глухих детей.

Для начала, следует разобрать само понятие инклюзивного образования. Слово «инклюзия» переводится как «включённый», то есть мы говорим о включении детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) к обучению детей в обычных общеобразовательных школах.

По статистике, которую приводит в своей статье информационное агентство «Татар-Инфо» [2] - из шести тысяч глухих людей в Татарстане трудоустроены только примерно две тысячи (32%), в свою очередь, две с половиной тысячи находятся в активном поиске работы. Анализ проведен на 27 апреля 2019 года. Отсюда вытекает вывод, что людям с проблемами слуха недостаточно тех знаний, которые они получают самостоятельно или заканчивая образовательные учреждения. Не существует такого учителя, который имел бы педагогический навык работы в своей предметной области и, одновременно, владел языком жестов, специальным алфавитом (дактилем) и другими знаниями для работы с детьми с ОВЗ, тем более если мы говорим о молодых преподавателях Требуется несколько лет, чтобы овладеть такими навыками. Пока человек привыкает, в это время ученики теряют возможность для получения знаний, а учитель теряет возможность развиваться в других сферах.

В данной статье рассматривается проблема отсутствия подходящих образовательных ресурсов для детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках обучения в школе предмета «Физика». Составлен алгоритм создания электронного образовательного ресурса для глухих и слабослышащих детей. Исследование показало, что при использовании созданного ресурса произойдёт спад некомпетентности в сфере преподавания физики в специализированных школах, и, соответственно, увеличение уровня знаний и интереса к предмету физики детей с ОВЗ.[3]

В особенности, для детей с нарушением слуха это реально организовать путём создания информационной системы в которую будут входить следующие элементы:

1. Методика работы по предмету физики с глухими и слабослышащими детьми.

2. Видео-уроки по физике, составленные с учётом Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС), учитывающие методику работы с глухими и слабослышащими детьми.

3. Практические занятия (лабораторные работы), подходящие детям с нарушением слуха.

Все компоненты будут продемонстрированы на языке жестов, что усложняет задачу. Именно поэтому так мало проектов, которые направлены на работу с детьми с ОВЗ. Получается, что для создания подобной информационной системы понадобятся знания в области инклюзивного образования, педагогики, знания в области физики, психологии работы с детьми с ОВЗ, методика создания информационных ресурсов (в том числе электронных), а также социальные данные.

Общую последовательность действий при создании электронного образовательного ресурса по физике для глухих детей для удобства можно записать в виде алгоритма:

1) изучение методики работы с глухими детьми;

2) изучение психологии глухих и слабослышащих детей при обучении или любой другой деятельности;

3) подбор учебных пособий и государственных стандартов для составления рабочей программы (методики) обучения физики школьников с ОВЗ (в частности глухих и слабослышащих детей);

4) подбор возможности хранения информационной системы и способа его передачи (рассылки) покупателям и другим пользователям;

5) патентное исследование;

6) составление финансовой модели и экономическое обоснование проекта;

7) запись видеоуроков;

8) редактирование и приведение видеоуроков к конечному результату;

9) создание методических рекомендаций по работе с созданным ресурсом;

10) рекламное размещение о ресурсе, которое готово для использования и покупки;

11) Произведение анализа, модернизации и обновления ресурса.

В настоящее время, любой созданный продукт нуждается в рекламе или так называемой рассылке по пространству мировой паутины. Пользователи должны знать, что существуют различные возможности для развития их дальнейшей деятельности, о том, что мир не стоит на месте. И всё это доступно в сети, находится «под рукой» и постоянно модернизируется. Конечно, данный социальный продукт не может взымать прибыль с пользователей, не переступая моральные принципы или закон. Ресурс ограничивает скачивание и передачу продукта другим лицам, которые самостоятельно не приобрели лицензию. Финансовая выгода собирается из участия в проектах разного уровня и грантах, а также размещением цены на однопользовательскую покупку, но никак не на приобретение образовательными учреждениями – для данных пользователей ресурс отдаётся бесплатно (под лицензией), но без возможности делиться им с другими. Это производится для того, чтобы ресурс не редактировался не разработчиками продукта, для личного контакта с пользователями, а также для дальнейшего анализа пользования ресурсом с последующем обновлением системы. Для рекламы созданного продукта, а также для участия в грантах были сняты социальные ролики, проходили фотосессии и мероприятия с глухими и слабослышащими детьми в средне-специальных и общеобразовательных учреждениях.

В ходе разработки образовательного ресурса по физике для глухих и слабослышащих детей было разобрано понятие инклюзивное образование, составлена общая последовательность действий, рассмотрен состав всех элементов, которые будут входить в созданный ресурс, составлена финансовая модель проекта, а также проведено патентное исследование по базам России и Европы. Работая над социально важными проектами, мы показываем, а самое главное используем все возможности современности для достижения лучшей жизни.

Список использованной литературы

1. Байбекова, Г.Р. Физика – как вид инклюзивного образования // Инновации в науке и практике / Сборник статей по материалам X международной научно-практической конференции (2 октября 2018г., г. Барнаул). В 4 ч. Ч.4 / – Уфа: Изд. НИЦ Вестник науки, 2018. – С. 12-19.

2. Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. – http://wikipedia.org . – (дата обращения: 03.05.2019).

3. Информационное агентство «Татар-информ» – свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. – http://tatar-inform.ru . – (дата обращения: 28.10.2018).


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2021

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика