Информационно-образовательная среда МАОУ «Лицей №146 «Ресурс»

Галеев Роберт Илгизярович,
исполняющий обязанности заместителя директора по информатизации
МАОУ «Лицей №146 «Ресурс»


Модель комплексного использования информационных и коммуникационных технологий в лицее и управлении образовательным процессом необходима сегодня для реализации ФГОС нового поколения. Перед нами стоит задача проектирования такого вариативного образования, в котором личность воспринимает перемены как норму и не переживает «шока настоящего» образования, позволяющего будущим поколениям видеть, предвидеть и успешно действовать в мире технологических, информационных и социальных ускорений.

Информационно-образовательная среда (далее – ИОС) МАОУ «Лицей №146 «Ресурс» строится как интегрированная многокомпонентная система, компоненты которой соответствуют учебной, внеучебной, научно-исследовательской деятельности, измерению, контролю и оценке результатов обучения, деятельности по управлению образовательной организацией. При построении ИОС в нашем лицее учитывается, что она должна обладать максимальной вариативностью, обеспечивающей дифференциацию всех возможных пользователей.

Единое информационное пространство лицея – это открытая развивающаяся система, в которой задействованы и на информационно-коммуникативном уровне связаны все активные участники учебно-образовательного процесса:

• администрация лицея, учителя и методисты, ученики и их родители;

• общественность;

• учебные и методические материалы, ресурсы ИОС, педагогические и информационно-коммуникативные технологии (далее - ИКТ), объекты инфраструктуры.

Родители учеников также оказываются вовлеченными в ИОС нашего лицея и, следовательно, являются участниками ее информатизации. Они имеют возможность:

• ознакомиться с педагогической системой, разобраться в ней и помочь сориентироваться своим детям;

• следить в оперативном режиме за успехами своих детей, корректировать их состояние и поведение своим родительским информационно-психологическим воздействием, при необходимости оказывать помощь;

• участвовать в жизни лицея, знать новости и проблемы, предлагать их решения.

Учитывая ритм, в котором живет наш лицей, мы стремимся создать единое образовательное пространство, построенное по единым законам, опирающееся на единые педагогические принципы и общие традиции.

Сайт лицея играет одну из ключевых ролей в учебной жизни. Каждый день на него заходят десятки пользователей, для того чтобы познакомиться с нашим образовательным учреждением, нормативными документами и локальными актами, программой развития и реализуемыми инновационными образовательными программами, познакомиться с историей лицея, анонсами ближайших событий.

Фото- и видеоотчеты о мероприятиях, проводимых в лицее, новости на страницах официального сайта, анонсы всероссийских олимпиад, городских конкурсов, волонтерские и благотворительные акции, все это и многое другое, освещаемое оперативно, просто и ярко, является востребованным и у учеников, и у родителей, и у педагогов, и у партнеров лицея. Ежедневно на страницах сайта появляется информация о партнерских проектах, в том числе с ВУЗами и культурно-досуговыми организациями города, о днях открытых дверей и социокультурных программах. Также организована «обратная связь», «дистанционный образовательный ликбез» для родителей и прочее. С помощью видеодневника и видеодайджеста новостей учителя и ученики могут восстановить картину событий прошедшей недели в подразделениях.

Также сайт лицея является примером сетевого объединения учителей. Любой современный учитель испытывает потребность общения с коллегами, обмена опытом. Интернет предоставляет такую возможность. Создание собственного сайта позволяет учителям активизировать свою профессиональную деятельность в сети, повысить свою профессиональную подготовку и найти ответы на многие волнующие профессиональные вопросы в любое время суток, не отрываясь от учебного процесса.

Ученики и учителя, родители, выпускники, партнеры, подписавшись на новости лицея в социальных сетях «Вконтакте», «Instagram», «Google+», «Youtube», имеют новый ресурс для получения информации об образовательном учреждении. Это способствуют открытости лицея, ее привлекательности для поколения ХХI века.

Информатизация, как условие эффективности образовательной и управленческой деятельности лицея, в течение ряда лет является одним из ключевых направлений развития образовательного учреждения. Основной целью использования информационной системы является автоматизация труда педагогов и администрации лицея: оперативность предоставления отчетов; единое расписание уроков, доступное всем участникам образовательного процесса; электронные журналы, дневники; электронные портфолио учителей и обучающихся; возможность контроля учебной деятельности. Также возможности информационной системы позволяют осуществлять дистанционное обучение долго болеющих учащихся, спортсменов, выезжающих на сборы и соревнования в другие города. Есть у нас опыт дистанционного обучения и всех учащихся во время карантина и актированных дней.

Практически ни один урок в лицее не проводится без использования ИКТ. Учителя лицея активно используют учебно-методические материалы, ориентированные на внедрение современных методов обучения и ИКТ: цифровые образовательные ресурсы, разнообразные тематические и предметные коллекции, интерактивные образовательные ресурсы, готовят к урокам собственные презентации, тесты, создают электронные учебники. Кроме этого, учителя проводят дистанционные занятия и консультации с использованием видеоконференцсвязи.

Материально-техническая база лицея позволяет учителям и учащимся нашего лицея использовать на уроках разнообразные цифровые образовательные ресурсы: электронные учебники, интерактивные пособия, медиапрезентации, видеофильмы. Это позволяет делать урок интересным и увлекательным, способствует увеличению объёма полученной информации, качественному усвоению материала.

На сегодняшний день в учебной работе лицея стали уже почти традиционными такие формы использования ИКТ как:

- мультимедийное сопровождение уроков;

- компьютерный контроль знаний различного уровня;

- использование ресурсов медиатеки для организации самостоятельной работы обучающихся;

- электронные лабораторные практикумы;

- поисковая работа с использованием ресурсов сети Интернет.

- использование различных видов Интернет-тренажеров.

Кабинеты в лицее оборудованы телевизорами и DVD плейерами, компьютерами с хорошей аудиосистемой, с подключением к локальной сети и выходом в Интернет; внутренним чатом; оборудованы презентационным оборудованием (интерактивные доски, проекторы с экранами, плазменная панель).

В лицее созданы и эффективно функционируют компьютерная лаборатория, одной из задач которой является апробирование, отбор и внедрение в практику пакетов компьютерных программ по различным разделам, в частности для подготовки обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ; лаборатория по физике, химии с современным оборудованием. На стадии внедрения - лаборатория инженерной 3D графики, для которой приобретен 3D принтер. На сегодняшний день в рамках сотрудничества с образовательным комплексом «Технополис КАИ» проводятся дополнительные занятия по 3D моделированию и программному обеспечению «Компас3D».

Таким образом, используемая информационная система позволяет комплексно решать управленческие, образовательные, информационные и коммуникационные задачи. Сегодня коллектив лицея, обучающиеся и их родители активно работают в ней.

В свою очередь педагоги лицея прошли курсовую подготовку по информатизации образования, информационно-коммуникационной и медиакультуре. Учителя принимают активное участие в различных конкурсах, вебинарах, являются членами лицейских интернет - сообществ. Администрацией лицея осуществляется моральная и материальная стимуляция учителей в их профессиональной и творческой деятельности. Всё это позволит повысить качество преподавания профилирующих предметов в лицее и достичь высоких результатов.

Особое внимание в лицее уделяется образовательной робототехнике. Начиная с начальных классов, ведется преподавание непрерывного курса «Образовательная робототехника. Моделирование и конструирование», который предусматривает работу с простейшими конструкторами. Для преподавания курса в лицее создана лаборатория по робототехнике, закуплены наборы конструкторов - роботов как импортные, так и российского производства.

На сегодняшний день в лицее также функционирует инженерная лаборатория. Благодаря которой лицеисты 7-11 классов в рамках урочной и внеурочной деятельности и дополнительного образования могут применить на практике знания по физике, математике, информатике, используя современные инженерные технологии. Лаборатория позволяет приобщить лицеистов к современной технологической культуре обработки различных материалов и творческому проектированию изделий, а также позволяет развить у них конструктивное мышление и навыки моделирования, что помогает подготовить учащихся к самостоятельной трудовой жизни.

На базе инженерной лаборатории также проводятся вебинары по развитию лицейского инженерно-технологического образования. В рамках работы Консорциума в Российской Федерации с участием представителей Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Инженерно-технологическая школа №777» Санкт-Петербурга прошел всероссийский вебинар «Обучение и воспитание будущих инженеров». Педагогам был представлен опыт развития технической культуры лицеиста на уровне начального и среднего образования, его информационной компетентности, опыт реализации программ внеурочной и проектно-исследовательской деятельности, а также программ дополнительного образования, в рамках которых осуществляется развитие инженерных компетенций обучающихся.

Таким образом, основными направлениями информатизации лицея на сегодняшний день являются:

1. Совершенствование материально-технической базы.

2. Повышение квалификации и методической поддержки учителей в области использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.

3. Организация образовательного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий (проведение уроков с использованием ИКТ и для компьютерной поддержки уроков; переход от эпизодического применения ИКТ учителями-предметниками к системе).

4. Развитие информационно-управленческой системы (ведение базы данных лицея; внедрение управленческих баз данных, компьютерная поддержка расписания).

5. Информационное взаимодействие с другими образовательными учреждениями (организация постоянного доступа в сеть Интернет, участие в телекоммуникационных проектах, создание и поддержка официального сайта лицея, ведение переписки с учителями и учащимися других школ).

6. Организация досуга лицеистов (вовлечение учащихся в проектную деятельность с использованием средств ИКТ, участие в сетевых образовательных проектах).

7. Организация доступа к средствам ИКТ и оказание помощи в их применении обучающимся и работникам лицея, проведение и консультирование проектной деятельности учащихся, связанной с применением информационно-коммуникационных технологий.

8. Внедрение компьютерных программ в психолого-педагогический мониторинг.

Для нас принципиально важно, что ИОС лицея создается общими усилиями всех участников образовательного процесса на основе командного взаимодействия. Учащиеся, педагоги, руководители лицея и его партнеры передают информацию, включаются в обсуждение общезначимых для лицея вопросов. Надежность информационного пространства лицея, его оперативный отклик на то, что происходит в лицее, городе, стране, мире, готовность предоставить всем заинтересованным лицам результаты деятельности – необходимое условие развития образовательной организации сегодня, позволяющего будущим поколениям видеть, предвидеть и успешно действовать в мире технологических, информационных и социальных ускорений.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2021

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика