«Путь полный интриг и приключений» (по произведению Т.Ш. Крюковой «Гордячка»)

Азина Виктория Владимировна,
педагог-библиотекарь
высшей квалификационной категории
МБОУ «Гимназия № 7 имени Героя России А.В. Козина»


Образовательный web-квест для учащихся 6-х классов

В современном обществе принято считать, что молодое поколение мало читает, и книга перестала играть важную роль в их жизни. Все начинается с семьи. Если в ней царит культ чтения и книги, то прививается уважение к слову. Произведения каждого писателя — это ведь целый мир, погружаясь в который нельзя не поражаться безграничным возможностям слова, богатству и красоте мысли.

Самое главное — увлекать детей чтением с самого детства, показывать им, как и что читать, обсуждать с ними книги и делиться впечатлениями. В этом случае книги никогда не уйдут из жизни человека и никакие современные технологии не смогут заменить лучшие произведения. [10]

Новизна деятельности заключается в усовершенствовании и разнообразии процесса внеурочного обучения посредством использования образовательной технологии web-квеста, которая способствует формированию коммуникативных и информационных компетенций обучающихся с учётом воспитательной составляющей и дополняет традиционную модель «библиотекарь – книга – ученик» актуальной моделью «ученик – информационная среда – библиотекарь». Данная модель является приоритетной в процессе организации, активизации познавательной деятельности и повышении мотивации обучающихся во внеурочное время. [10]

Ход мероприятия

Библиотекарь: Здравствуйте, дорогие друзья! Начинаем наше занятие. Ребята, методом жеребьевки ваш класс разделен на три команды по 8 человек. Вам необходимо выбрать капитана своей команды. Для решения данного задания вам отводится одна минута.

Каждая команда представляет своего капитана.

Библиотекарь: На нашем занятии присутствует еще одна команда № 4 «7Я» – это ваши родители. У них тоже есть капитан команды, но задания у них уже подготовлены. После каждой станции ваши родители представят свои таланты.

Я попрошу выйти капитанов команд учащихся для получения пакета документов с заданиями. Каждый файл с документами пронумерован.

Приступаем к выполнению заданий. В файле под номером 1 находятся три конверта разных цветов: коричневый, зеленый и фиолетовый. Только в одном из конвертов находится задание. Для того чтобы определить в конверте какого цвета задание, подумайте:

• Команда № 1, какой цвет получается, если смешать красный и зеленый цвета?

• Команда № 2, какой цвет получается, если смешать синий и желтый цвета?

• Команда № 3, какой цвет получается, если смешать красный и синий цвета?

На выполнение задания вам отводится 30 секунд, если затрудняетесь с ответом, можете воспользоваться фломастерами, которые лежат на ваших столах.

Ответы ребят: у первой команды конверт коричневого цвета, у второй команды – зеленого, у третьей – фиолетового.

Библиотекарь: В выбранном конверте карточка с заданием. Прочитайте слова, подумайте и скажите, что характеризуют они? (благодарность, лень, зависть, равнодушие , великодушие, замкнутость, скупость, трудолюбие, искренность, милосердие, приветливость, лживость, честность, щедрость, злорадство, хамство, гордость). [5]

Ответы ребят: (моральные качества человека).

Библиотекарь: Распределите в две колонки данные слова: первая колонка «Что хорошо?», вторая – «Что плохо?». На выполнение этого задания вам отводится две минуты.

Библиотекарь: Команда № 1 прочитает слова из колонки «Что хорошо?»,

команда № 2 прочитает слова из колонки «Что плохо?» Ответ: Гордость.

Библиотекарь: Команда № 3, какое слово прозвучало дважды? Ответы ребят. (Гордость)

Библиотекарь: Ребята, как вы думаете, над какой проблемой мы будем работать? Ответы ребят. (Гордость – это хорошо или плохо?)

Библиотекарь: Ребята, подумайте, чем может гордиться человек? Чем в своей жизни вы особенно гордитесь? Каждая команда готовит ответ.

Ответы детей.

Библиотекарь: Все перечисленные вами высказывания - это хорошо или плохо? Ответы ребят. (Хорошо)

Библиотекарь: Другой пример, человек стремится к славе, создает себе преувеличенное мнение о своих достоинствах, ему постоянно кажется, что окружающие недооценивают его. Такой человек очень самолюбив, он никогда не признается в своих ошибках. Как вы назовете поведение таких людей?

Ответы детей: зазнайство, тщеславие, заносчивость, самодовольство.

Библиотекарь: Всё перечисленное вами мы назовем, одним словом гордыня.

Ребята, мы проведем образовательный web-квест по основам художественного произведения. Квест - это приключенческая игра, которая имеет сюжетную линию, для прохождения которой необходимо решать предложенные задачи. Игра динамичная и познавательная. [10] Разгадывая зашифрованные задания, вы развиваете эрудицию и учитесь работать в команде. На пути игры вас ожидают пять станций. В файле под номером 2 имеется маршрутная карта, предполагающий движение по определенному маршруту.

После успешного выполнения задания, командам вручается карточка с определенными словосочетаниями. В конце мероприятия из собранных карточек вы составите ключевую фразу из произведения, по которому составлен квест. В нашей игре принимает участие еще одна команда под названием «7Я», она представит вашему вниманию свои подготовленные поручения.

Станция № 1. «Лексическая»

Библиотекарь: Переходим к выполнению задания в файле под номером 3. Команда № 1, используя печатные справочные издания [1], команда № 2 - справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ – русский язык для всех определите значение слов: гордость и гордыня [12] . Команда № 3 из книги В.И. Даля «Пословицы русского народа» выберите четыре пословицы о гордости [3]. На книжной выставке «Эти книги знают всё» все необходимые печатные издания представлены. На выполнение задания вам отводится 2 минуты.

Ответы команд.

Библиотекарь: Гордость – сложное понятие, связанное с проявлением как положительных, так и отрицательных качеств человека. Поэтому, мы отнесём всё положительное к понятию «гордость», а отрицательное к понятию - «гордыня». Гордого человека отличает скромность, а горделивого – тщеславие, т.е. качество, когда человек переоценивает себя, не видит достоинств других людей. Основа гордыни - безотчетная любовь к себе. [10]

Ребята, вы справились с выполнением задания, и получаете первую карточку со словосочетанием.

Слово, предоставляется команде № 4 «7Я». Капитан представляет свою команду. Родители подготовили плакаты о значении чтения в жизни каждого человека. ( https://www.google.com/search?q) [9]

Станция № 2 «Библиографическая»

Библиотекарь: Ребята, послушаем притчу «Гордость и Гордыня» (https://proza.ru/2011/05/05/332), а прочитает нам ее ваш одноклассник.

Библиотекарь: В файле под номером 4 вас ждут следующие три задания.

1. Задание для команды № 1: по предложенной подсказке найдите в притче «Гордость и гордыня» нужные буквы, из которых составьте автора книги. (В притче союзы, частицы тоже считать словами).

Воспользуйтесь шифровкой:

2 строка 3 слово 6 буква,

3 строка 3 слово 3 буква,

16 строка 3 слово 4 буква,

18 строка 5 слово 5 буква,

20 строка 4 слово 4 буква,

21 строка 6 слово 1 буква,

22 строка 1 слова 5 буква. Ответ: (Крюкова)

Задание для команды № 2: по предложенной подсказке найдите в притче «Гордость и гордыня» нужные буквы, из которых составьте название книги.

Воспользуйтесь шифровкой:

1 строка 3 слово 1 буква,

2 строка 1 слово 2 буква,

8 строка 1 слово 1 буква,

10 строка 1 слово 3 буква,

16 строка 6 слово 3 буква,

30 строка 2 слово 6 буква,

32 строка 3 слово 5 буква,

34 строка 2 слово 2 буква. Ответ: («Гордячка»)

Задание для команды № 3: по предложенной подсказке найдите в притче нужные буквы, из которых составьте серию книги «… и приключения».

Воспользуйтесь шифровкой:

9 строка 2 слово 3 буква,

10 строка 1 слово 2 буква,

13 строка 2 слово 2 буква,

14 строка 2 слово 2 буква,

19 строка 6 слово 8 буква,

20 строка 2 слово 6 буква. Ответ: («Чудеса и приключения»)

На выполнение задания вам отводится две минуты.

Библиотекарь: Ребята, вы отлично справились с заданием. Мы все еще находимся на станции «Библиографическая». Следующее задание я подготовила для родителей. Команда № 4 вам необходимо отгадать год рождения книги, а для этого придется вспомнить числительные, которые имеются в пословицах и в ответах загадок. Вместо точек вставьте числительное. На выполнение задания отводится 30 секунд.

Задание для команды № 4:

• … палец укусишь – все болят. (Один)

• … мышей вместе потянули, крышку с кадушки стянули. (Девять)

• Уступив однажды, … раз останешься в выигрыше. (Девять)

• … дел в одни руки не берут. (Семь) [3]

Ответ (1997 г.)

Библиотекарь: Переходим ко второму заданию: разгадайте ребус. На выполнение задания отводится три минуты. Ответ вас приведет к выполнению третьего задания.

Ответы ребят. Каталог

Библиотекарь: Переходим к выполнению третьего задания на станции «Библиографическая».

Задание для команды № 1: пользуясь алфавитным каталогом, определите, имеется ли книга Т.Ш. Крюковой «Гордячка» в фонде школьной библиотеки?

Задание для команды № 2: пользуясь электронным каталогом АБИС «Руслан», определите, имеется ли книга Т.Ш. Крюковой «Гордячка» в фонде школьной библиотеки?

Задание для команды № 3: пользуясь электронной библиотекой «ЛитРес: школа», определите, имеется книга «Гордячка» Т.Ш. Крюковой в каталоге электронных книг?

На выполнения задания вам отводится одна минута.

Ответы команд № 1 и № 2: В фонде школьной библиотеки книга Т.Ш. Крюковой «Гордячка» имеется.

Ответ команды № 3: В электронной библиотеке «ЛитРесс: школа» по запросу «Гордячка» Т.Ш. Крюкова ничего не найдено.

Библиотекарь: На станции «Библиографическая» вы определили автора, название, серию книги. Квест «Путь полный интриг и приключений» подготовлен по произведению Т.Ш. Крюковой «Гордячка». Тамара Шамильевна – автор книг для детей и юношества, работающая в разных жанрах и для читателей разного возраста.

На станции «Библиографическая» было три задания. Вы, ребята, успешно справились и получаете сразу 3 карточки со словосочетаниями. Слово предоставляется команде «7Я». Они подготовили слоганы про книги и чтение. (https://www.uicbs.ru/index.php?id=739:s..&option=com_content&view=article)

Библиотекарь: Спасибо большое команде «7Я».

Станция № 3 «Литературная»

Библиотекарь: В файле под номером 5 вы найдете следующие задания. (Задания для трех групп одинаковые).

1. Среди буквенной путаницы найдите имена 11 героев приключенческого романа Т.Ш. Крюковой «Гордячка».

ОВАПМФОРТУНАЛАПШВОПМАИОТМДОЛЯЛАОШУШОМЛСЬЬ

СЫЗЛАТАУШКШЦНТМСЬСЮЗЛЫДНЯГНКЦШШОЛОЛОСИПГУ

ГЬТМГКЕЛИНАДЩРАЫВАСЯТКАЖШЛЩКЩПРИНЦЮУШООГР

РОЗИТАЛУАЛЛКОРГОРУШАБАШПЩКШЩЁГОЛЬДЛДЫСДСД

Ответы ребят: Фортуна, Доля, Злата, Злыдня, Осип, Лина, Васятка, принц, Розита, Коргоруша, Щеголь. [7]

Библиотекарь: Следующее задание для команд.

2. В таблице (Таб.1) в левой колонке герои приключенческого романа, а в правой - слова, которые принадлежат героям. Используя текст книги «Гордячка» Т. Крюковой, вам необходимо правильно подобрать соответствующие слова героям приключенческого романа. Ответы соедините стрелками. На выполнение задания две минуты. [7]

Библиотекарь: Молодцы, ребята, вы успешно справились с заданиями. На станции «Литературная» у вас было два упражнения, и вы получаете две карточки со следующими словосочетаниями. Слово предоставляется команде «7Я». Они подготовили речёвки про библиотеку, чтение и книги. (https://sites.google.com/site/bibliotekadladetej/v-pomos-kollegam/stihi-o-ctenii-i-knigah)

Станция № 4 «Уникальная»

Библиотекарь: В файле под номером 6 вас ожидает следующая задача. Ребята, предварительно я вас попросила скачать QR код генератор онлайн. QR код генератор — это уникальный метод кодирования текстовой информации. В текстовое поле вводится информация и с помощью кнопки «Сгенерировать QR-code» получаем закодированное изображение. Раскодировать текст, созданное генератором QR-кода, можно с помощью мобильного телефона с камерой, на котором установлено специальное приложение.

На данной станции вы воспользуетесь приложением QR кода. Перед вами два документа: в первом - текст с пропущенными словами, во втором - текст с ответами зашифрованные QR-кодом. [11] Тексты для команд разные. На выполнение задания три минуты. (Можно использовать текст «Гордячка» Т.Ш. Крюковой).

Задание для команды № 1: прочитайте отрывок из текста и вставьте пропущенные слова. Вам в помощь второй листок с QR кодом. Зашифрованный текст поможет вам в выполнении.

«Как все странно устроено в этом мире, - думала Злата. – Истинная _________ открылась мне в ________ горбуне-барде, а городской __________ оказался мудрее многих _______. Я искала того, кого сама _________. Я была уверена, что я _______ всех, а теперь должна стать ______под ногами других. Но мне все ______. Моего ________ больше нет». [7]

Задание для команды № 2: прочитайте отрывок из текста и вставьте пропущенные слова. Вам в помощь второй листок с QR кодом. Зашифрованный текст поможет вам в выполнении задания.

«Из окна падал ________луч, в котором мирно плавали _______. Легкие и невесомые, они не знали ни бед, ни забот. Как было бы хорошо так же, как они, ______ над землей в золотом луче. Злата __________ руки и вдруг, к своему удивлению, _________и полетела. Прозрачная и _________, она плыла в воздухе, удивляясь своей _________. Она начала плавно _________, пока, наконец, не опустилась на пол, став ______ у ног других». [7]

Задание для команды № 3: прочитайте отрывок из текста и вставьте пропущенные слова. Вам в помощь второй листок с QR кодом. Зашифрованный текст поможет вам в выполнении задания.

«Принц и ______ сидели, _________ за руки, и не могли ________ друг на друга. _______ казалось им ________, а ЗАКЛЯТИЕ ГНОМОВ – пустой ________. Все радовались, что у этой _______ хороший ______. Но что такое конец? Это лишь _______ чего-то нового…» [7]

Библиотекарь: Молодцы, ребята. Вы получаете карточку со следующим словосочетанием. Слово предоставляется команде «7Я». В исполнении родителей послушаем стихотворение Л. Гусельниковой «Книжкины секреты» (https://rustih.ru/lyudmila-guselnikova-knizhkiny-sekrety/).

Станция № 5 «Интеллектуальная»

Библиотекарь: Ребята, переходим к заданию в файле под номером 7 Вам нужно разгадать кроссворд. Все ответы в кроссворде по горизонтали. Разгадав его, по вертикали у вас получится ответ на вопрос: «Грех, тяжелее которого нет»? На выполнении задания вам отводится пять минут.

Библиотекарь: Молодцы, ребята, с заданием справились, и вы получаете карточку завершающую карточку со словосочетанием.

Вы собрали все карточки со словосочетаниями, и должны составить фразу-приговор, который вынесла своей крестнице фея Доля из произведения Т.Ш. Крюковой «Гордячка». На выполнения задания вам отводится одна минута.

Ответы ребят.

«Чтобы избавиться от греха гордыни тебе придется стать ниже всех, хуже всех, пылью у ног других». [7]

Библиотекарь: Ребята, вы все перед проведением нашего квеста прочитали приключенческий роман Т.Ш. Крюковой «Гордячка». Давайте мы сейчас посмотрим буктрейлер по этой книге, чтобы ваши родители тоже захотели прочитать этот роман. Мы их заинтригуем. Просмотр буктрейлера по ссылке. (https://cloud.mail.ru/public/34vj/pknnKmLky)

Библиотекарь: Занятие подошло к концу. Хочется всех: и вас, ребята, и ваших родителей поблагодарить за активную работу. Всем спасибо!

Список литературы:

1. Большой толковый словарь русских существительных: Идеографическое описании. Синонимы. Антонимы / Под ред. Проф. Л.Г. Бабенко. – М.: АИСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005. – С. 187, 197, 202, 230, 707. – (Фундаментальные словари).

2. Даль В.И. Пословицы русского народа. – М.: Изд-во ННН. 2004. – С. 457-459.

3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: Современное написание: В 4 т. Т.1. А-З / В.И. Даль. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004. – С. 621.

4. Крюкова Т.Ш. Гордячка: Приключенческий роман / - М.: Аквилегия – М.: 2013. – 384 с.

5. Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Малый толковый словарь русского языка: Ок. 35000 слов. – 2-е изд., стер. – М.: Рус. яз., 1993. – С. 96. – (Малая б-ка словарей рус. яз.)

6. Ожегов С. И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: «А ТЕМП», 2004. – С. 138.

7. https://libking.ru/books/child-/child-tale/191672-tamara-kryukova-gordyachka.html (Книга «Гордячка» читать онлайн)

8. http://smolensk.library67.ru/ (Слоганы)

9. https://www.google.com/search (Тексты плакатов для флэшмобов)

10. https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-orkse-gordost-i-gordinya-1372324.html

11. https://ru.qr-code-generator.com/

12. http://gramota.ru/
















Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2021

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика