Современные средства обучения иностранному языку: ориентация на поколение Z

Терехина Е.А.
учитель английского языка
МБОУ «Школа №38»
Ново-Савиновского района г.Казани


Иностранный язык в настоящее время превратился в одну из ведущих дисциплин. Формирование коммуникативной компетенции – умение общаться на иностранном языке, понимать и уважать другую культуру – приоритетная цель изучения иностранных языков. Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках иностранного языка способствует эффективному достижению данной цели.

Цифровая трансформация образования – уже не далёкое будущее, а наше настоящее, о котором говорит образовательная нормативно-правовая база. Например, согласно ФГОС, программа развития универсальных учебных действий при получении основного общего образования включает в себя формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий. Данная выдержка из ФГОС является лишь одним из множества примеров, которые указывают на необходимость внедрения ИКТ в процесс образования.

Кто же они – обучающиеся, владеющие компетенциями в области ИКТ? Это поколение Z – цифровое поколение.

Поколение Z – термин, применяемый в мире для поколения людей, родившихся примерно в период с 1997 по 2012 годы. Представители поколения Z активно используют планшеты, VR- и 3D-реальность. Зачастую термин «поколение Z» рассматривается в качестве синонима термина «цифровой человек» [3].

Если говорить конкретнее, то это дети, родившиеся в эпоху интернета. Как мы знаем, интернет не ограничивается стационарным компьютером и может быть доступен практически в любой момент в любой точке мира, благодаря новым гаджетам и мобильным устройствам.

Определенно, окружение современных детей гаджетами накладывает свой отпечаток на их способности к обучению. Основной отличительной особенностью познавательной сферы поколения Z является клиповое мышление [3].

Клиповость – это способность краткого и красочного восприятия окружающего мира посредством короткого, яркого посыла, воплощенного в форме видеоклипа, теленовостей или в другом аналогичном виде.

В связи с этим, намечается новая тенденция – неспособность многих детей системно воспринимать информацию, системно мыслить и, соответственно, излагать свои мысли. Клиповое сознание прочно укоренилось у современных детей и необходимо найти пути и возможности грамотного его применения как в образовательном процессе так во всех жизненных аспектах [3].

Что касается особенностей внимания современных школьников, то здесь следует отметить, что устойчивость внимания поколения Z уменьшилась в разы по сравнению с предыдущим поколением, а вот способность к переключению и распределению внимания развивается намного лучше.

Предполагается, что у детей цифрового поколения будет лучше развита кратковременная память, чем долговременная.

С учетом особенностей познавательной сферы школьников поколения Z, нужно внимательно относиться к построению процесса обучения. Современный учитель должен стараться идти в ногу со временем: быть в курсе образовательных новинок, использовать на своих уроках эффективные инновационные методы и приёмы обучения, а также уделять должное внимание современным средствам обучения [1].

Одним из ведущих средств обучения иностранным языкам становится Интернет-пространство. Сеть Интернет имеет огромные образовательные возможности. Большие объемы информации, учебной литературы, видеороликов, аудиоматериалов, а также разнообразных образовательных платформ и тренажеров способствуют расширению спектра познавательных возможностей обучающихся, углублению знаний в различных областях и направлениях.

На уроках иностранного языка с помощью сети Интернет можно решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки чтения и аудирования, используя материалы глобальной сети; совершенствовать письменную речь обучающихся; пополнять их словарный запас; формировать у них устойчивую мотивацию к изучению иностранного языка; а главное – у обучающихся появляется возможность совершенствовать навыки говорения на иностранном языке, не выходя из дома. У современных детей есть возможность общаться с носителями языка, со своими сверстниками из разных стран в многообразных Интернет-сообществах, чатах, в социальных сетях, по видеосвязи. Кроме того, Интернет может быть использован для расширения кругозора: обучающиеся могут принимать участие в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых в сети Интернет. Обучающиеся могут проводить совместную работу, составлять проекты, участвовать в международных образовательных конференциях как с российскими обучающимися, так и своими зарубежными сверстниками из одной или нескольких стран [4].

Как информационная система, Интернет предлагает своим пользователям многообразие информации и ресурсов. Для обучающихся, осваивающих основную общую образовательную программу, базовый набор услуг сети Интернет может включать в себя:

• электронную почту (e-mail);

• видеоконференции (Skype, Zoom) ;

• возможность создания собственного Web-сайта с помощью специальных конструкторов создания сайтов и публикации на нем интересующей информации;

• доступ к информационным ресурсам (например, справочные каталоги Scopus.com, Web of Science, Mendeley);

• образовательные платформы (Дневник.ру, Moodle, Учи.ру, «Скайенг», Издательство «Просвещение»)

Далее, представляю небольшой перечень электронных образовательных ресурсов с краткой характеристикой, которые активно используются мной и моими коллегами на уроках английского языка. Данные ресурсы просты и интуитивно понятны в управлении. Нами отмечено, что использование данных электронных образовательных ресурсов способствует повышению мотивации школьников в изучении иностранного языка.

• Интерактивная рабочая тетрадь Skysmart

(https://edu.skysmart.ru/homework/new)

Входит в федеральный перечень рекомендованных цифровых ресурсов. Здесь представлены интерактивные задания на основе пособий для самостоятельной работы, разработанных АО «Издательство "Просвещение"» к учебникам из федерального перечня. Доступны задания по английскому языку, ими можно воспользоваться с компьютера, планшета или смартфона. Обучающимся отправляется ссылка на задание (на уроке или в качестве домашнего задания). Учитель может поставить ограничение по времени. Доступна автоматическая проверка заданий.

• Онлайн-конструктор учебных тренажеров e-Treniki (https://etreniki.ru)

C помощью интернет-браузера, учитель может конфигурировать небольшие веб-приложения – тренажёры. Для создания таких тренажёров на сайте предлагается несколько шаблонов. Каждый тренажёр получает на сайте уникальный код и доступен всем желающим. Учителю остается только поделиться ссылкой с классом.

• Создание мультимедийных интерактивных упражнений LearningApps

(https://learningapps.org)

Этот бесплатный сервис создан для поддержки обучения и преподавания с помощью небольших общедоступных интерактивных модулей (упражнений). Данные упражнения создаются онлайн и в дальнейшем могут быть использованы в образовательном процессе. Для создания таких упражнений на сайте предлагается несколько шаблонов (упражнения на классификацию, тесты с множественным выбором и т. д.).

• Образовательная онлайн-платформа MyEnglishLab

(https://www.pearson.com/english/myenglishlab.html)

MyEnglishLab это удобный онлайн инструмент для Blended Learning (смешанного обучения, предполагающего использование традиционного учебника в сочетании с интерактивными заданиями онлайн). Такой формат позволяет изучать английский в любое время и в любом месте и может быть легко адаптирован под индивидуальные требования учащихся. MyEnglishLab предлагает: автоматическую проверку домашнего задания, моментальный отчёт и анализ допущенных ошибок, успешную подготовку к экзаменам, онлайн-тестирование и сравнение результатов, благодаря автоматической системе оценки.

• Сервис для создания опросов и викторин Quizizz (http://quizizz.com/)

Quizizz – удобный онлайн-сервис для создания викторин, опросов, тестов. С помощью Quizizz можно создавать задания по самым разным темам, организовывать опросы, домашние задания, игры.

• Система электронного обучения Moodle (https://moodle.org)

Это открытое веб-приложение, на базе которого можно создать специализированную платформу для развития учащихся. У Moodle есть встроенный редактор, позволяющий создавать лекции, опросы, задания и тесты. Эти виды контента формируются из текстов, изображений, видео и аудиофайлов, которые учитель загружает на платформу.

Список литературы

1. Буланкина, Н. Е. Профессиональные умения учителя иностранного языка в аспекте новых образовательных ценностей // Сибирский учитель. 2019. № 2. (123).

2. Саидова, З. Х. Использование новых технологий на уроках английского языка / З. Х. Саидова // Молодой ученый. — 2016. — № 7 (111). — С. 703-706.

3. Фомина, А. К. Поколение Z — особенности обучения иностранному языку в условиях общеобразовательного учреждения / А. К. Фомина // Актуальные задачи педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — Москва: Буки-Веди, 2017. — С. 92-94.

4. Чаброва, А. И. Использование ИКТ на уроках английского языка как средство интенсификации образовательного процесса / А. И. Чаброва // Инновационные педагогические технологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 183-187.

5. Шамис Е., Никонов Е. Теория поколений: Необыкновенный Икс. — М.: Синергия, 2016. — ISBN 978-5-4257-0254-8.

Электронные ресурсы

6. Особенности поколения Z при обучении английскому языку. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://iyazyki.prosv.ru/2020/02/generation-z-features-of-english-language-teaching/ Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 29.03.2021).

7. Современные средства обучения иностранным языкам [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

https://spravochnick.ru/pedagogika/sovremennye_sredstva_obucheniya_inostrannym_yazykam/ Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 25.03.2021).

8. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgos.ru/ Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 27.03.2021).


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2021

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика