Хузиахметова И.И.,
учитель физической культуры
МБОУ «Лицей №35-Образовательный Центр «Галактика»
Приволжского района г.Казани
Современный этап образования диктует новые условия работы. Многие столетия процесс передачи знаний и опыта происходил с помощью личного общения. Со временем основной объем знаний мы стали получать из книг. Однако книга не всегда заменяет диалог и дает возможности наглядно представить, увидеть и понять написанное в ней. Сейчас век высоких компьютерных технологий. Это значит, что использование информационно-коммуникационных технологий в школе — процесс объективный и вполне закономерный.
Специфика каждого предмета своя, но общий принцип, задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения знаниями. Применяя этот принцип к уроку физической культуры, можно отметить, что задача учителя, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество, активизировать двигательную и познавательную деятельность. Поэтому современный урок физической культуры значительно выигрывает при использовании новых информационных технологий.
Каждый ученик должен получить за время учебы знания, которые понадобятся ему в дальнейшей жизни. При этом учитель должен работать так, чтобы обучение не причиняло вреда здоровью. Важная роль при этом отводится здоровьесберегающим технологиям, целью которых является формирование необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, развитие двигательных способностей, которые так необходимы в жизни. Дефицит движения школьников могут покрыть только занятия физической культурой и спортом, а в условиях школы это уроки физической культуры, секции по разным видам спорта, а также подвижные игры.
Информационные технологии позволяют существенно повысить эффективность физкультурно-оздоровительной деятельности, стимулируют личную заинтересованность, повышают интерес к собственному здоровью, способностям и демонстрируют возможности для их дальнейшего развития. Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов, что современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц.
Принципы обучения.
Процесс обучения, на уроках физической культуры, тесно связан с развитием знаний, умений и навыков. Он строится в соответствии с закономерностями деятельности человека. Эти закономерности нашли отражение в дидактических принципах.
Принцип систематичности и последовательности предполагает установление системы обучения. Систематичность в занятиях достигается четким планированием учебного материала. Новый материал должен опираться на ранее изученный.
Принцип постепенности заключается в постепенном увеличении объема интенсивности физических нагрузок, усложнении техники упражнений, в расширении технического и тактического арсенала.
Принцип индивидуализации в процессе физического воспитания предполагает учет индивидуальных особенностей занимающихся с целью наилучшего развития их способностей.
Принцип сознательности и активности предполагает сознательное отношение к учебному процессу, понимание решаемых в нем задач.
Особое внимание на уроках физической культуры уделяется принципу наглядности, так как он является необходимым для формирования ясного представления об изучаемом материале с использованием четкого показа упражнений и различных наглядных пособий (схем, плакатов, мультимедийных презентаций и т.д.).
Целью моей работы явилось создание цифровых учебных материалов по проблемам регионального компонента и вводных уроков по физической культуре; повышения качества преподавания за счет поддержки и широкого использования в педагогической практике цифровых образовательных ресурсов.
Задачи в процессе работы были поставлены следующие:
Создание и формирование коллекции электронных материалов и приложений по темам: «Вводные уроки по физической культуре» и «Региональный компонент на уроках физической культуры».
• Апробация и внедрение цифровых образовательных ресурсов в учебный процесс.
• Формирование у учащихся установки на здоровый образ жизни.
• Развитие мотивации у детей для занятий физической культурой и спортом.
• Повышение уровня преподавания уроков физической культуры за счет использования информационных технологий.
• Создание мультимедийной презентации. (учебного проекта)
• Изучение проблемы.
• Определение и формулировка темы учебного проекта.
Для определения темы проекта выбирается учебный раздел соответствующий тематическому планированию предмета «физическая культура».
После того как была сформулирована тема учебного проекта, дидактические и методические цели, проводится работа по сбору информационных материалов. Для этого используются информационные ресурсы Интернета, печатные издания, возможности оргтехники. Создаются папки для хранения всех материалов учебно-методического пакета (УМП) к проекту.
Учебный проект - организационная форма работы, которая ориентирована на изучении темы или учебного раздела, и составляет часть стандартного учебного курса. В школе его можно рассматривать как совместную учебно-познавательную деятельность.
«Региональный компонент на уроках физической культуры».
Национально-региональный компонент образовательной области «физическая культура» призван сформировать у учащихся устойчивые мотивы и потребности в формировании здорового образа жизни, интереса и активного участия в спортивной жизни города, уважительного отношения к спортивной истории родного края.
Необходимость работы по данной теме была продиктована тем, что региональный компонент на уроках физической культуры был недостаточно разработан, форма, и средства представления учебного материала не соответствовали современным требованиям.
«Вводные уроки к разделам физической культуры».
На уроках физкультуры помимо оздоровительных, воспитательных задач, в полной мере должны решаться и образовательные задачи. К образовательным задачам относится получение необходимых теоретических знаний по истории появления и эволюции различных видов спорта.
Этой теме было уделено особое внимание, т. к. в большинстве случаев на уроках физкультуры больше внимание отдается развитию физических качеств, умений и навыков, а информационная нагрузка намного уступает. Решению этой проблемы помогают «вводные уроки по физической культуре» с использованием цифровых образовательных ресурсов. Это дает полное представление у школьников о различных видах спорта и физических упражнений.
«Вводные уроки к разделам физической культуры» по темам: «Игровые виды спорта. Баскетбол», «Игровые виды спорта. Волейбол». «Жесты и действия судьи», «Легкая атлетика. Бег». Эти презентации несут информационную нагрузку об истории появления и развития некоторых видов спорта, помогают учащимся иметь представление о различных видах физических упражнений и специальной терминологии.
Воспитание интереса к занятиям физической культурой должно основываться на современных технологиях обучения, в максимальной степени способствующих эффективному проведению занятий при высоком уровне их привлекательности
Одним из приемов, помогающим сделать занятия физической культуры более интересными и информационными, является использование электронных образовательных ресурсов как компонента наглядности обучения.
Заключение.
Научные исследования и опыт передовых учителей убедительно доказывают, что применение Информационных компьютерных технологий способствует совершенствованию учебного процесса, повышению эффективности педагогического труда, улучшения качества знаний, умений и навыков учащихся. Таким образом, применение ЭОР стало объективной необходимостью, обусловленной особенностями современного этапа научно-технического прогресса.
Как педагоги, мы не можем не задуматься над тем, что наши ученики обладают большим запасом знаний в области современных технологий, и, что нам, современным учителям нужно эффективнее использовать технологические достижения в своей работе, для того чтобы соответствовать уровню наших учащихся и мировым стандартам.
Литература:
• Матвеев Л. П. 2.Теория и методика физической культуры, 1991.
• Левин А. Ш. Краткий самоучитель работы на компьютере, 2012.
• Ревич Ю. Самоучитель работы на ПК для всех, 2011.
• Киселев Г. М., Бочкова Р. В. Информационные технологии в педагогическом образовании: Учебник, Дашков и К, 2012 г.