Использование современных информационных технологий в административной работе школы

Стахеев Виталий Владимирович,
к.х.н., директор МБОУ «СОШ №114» приволжского района г.Казани;
Трифонова Анна Александровна,
заместитель директора по УВР,
учитель математики и информатики высшей категории
МБОУ «СОШ №114» приволжского района г.Казани


Бумажная цифра — мертвая цифра,
а цифра в электронной форме
способна рожать мысли и действия.
Б.Гейтс


В 21 веке общество вступило в фазу постиндустриального общества, для которого характерно использование информационных технологий во всех сферах жизни, построение информационного общества.

Информационные технологии (далее - ИТ) обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, формируя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. Компьютеризация образования предъявляет новые требования к профессиональным качествам и уровню подготовки менеджеров, требует существенной перестройки их работы. Меняется роль администрации школы, основной задачей которой является аналитическая деятельность, невозможная в информационном обществе без использования информационных технологий.

Управленческая деятельность директора и завучей школы включает обработку больших объемов информации. Чтобы эта информация действительно помогла нам принять правильные управленческие решения, она должна быть объективной, действовать своевременно, отражать динамику изменений в объекте контроля. Кроме того, нужны технологии, при помощи которых управленец сможет обработать эту информацию быстро и точно, с ми¬нимальной затратой сил и времени.

Однако на самом деле, при выполнении своей информационно-аналитической деятельности руководитель сталкивается с рядом проблем: большие информационные щиты обрабатываются вручную, большое количество данных из-за большого количества и сложности подсчета формально собирается в школах и не точно отражает происходящие изменения; некоторые показатели вообще не выделяются и не анализируются. На сегодняшний день использование информационных и коммуникационных технологий может помочь менеджеру решить эти проблемы.

Процесс компьютеризации является одним из перспективных направлений развития образования на современном этапе. Использование информационных технологий в управлении школой открывает новые качественные возможности для ее руководителей.

Государство предусматривает создание условий для организации информационной поддержки в образовательном учреждении, использующем информационно-коммуникационные технологии: оснащение образовательных учреждений информационными и компьютерными технологиями, организация и проведение комплексного обучения по информационным технологиям для руководителей и преподавателей. ,

Несмотря на существование большого количества разработанных программных продуктов, информационные и коммуникационные технологии недостаточно используются на практике руководителями школ. Рассмотренные тенденции показывают актуальность работы на социально-образовательном уровне. В целях оптимизации лидерской деятельности руководителя школы в связи с растущими требованиями к качеству образования и с учетом постоянно увеличивающегося объема информации, может быть оказана информационная поддержка для лидерской деятельности директора школы. Чтобы успешно организовать свою управленческую деятельность, руководитель школы сегодня должен уметь анализировать учебный процесс, выявлять наиболее значимые проблемы и находить эффективные способы их решения. Управление информацией, представляющее собой совокупность ресурсов, процессов и конкретных технологий, предназначенных для решения управленческих проблем, может оптимизировать управленческую деятельность руководителя школы в связи с растущими требованиями к качеству образования и в условиях постоянно растущего объема управленческой информации.

Для руководителя школы и школьной администрации существуют различные возможности использования компьютера:

1. Организация общего информационного пространства школы

2. Организация учебного процесса

3. Использование компьютера для получения и работы с информацией из сети Интернет

4. Компьютерный контроль знаний учащихся

5. Организация и поддержка процесса создания школьного сайта, позволяющего связать между собой учеников, родителей и учителей и отразить внутреннюю жизнь школы

6. Ведение баз данных по школе и отчетности перед ПФР РФ, а также другими организациями;

7. Повышение квалификации сотрудников школы.

ИКТ-компетенции администрации школы:

1. Наличие представлений о принципах формирования единого информационного пространства образовательного учреждения

2. Наличие представлений о программных продуктах, предназначенных для решения административно-образовательных задач

3. Умение организовать свое компьютеризированное рабочее место

4. Владение навыками пользователя офисных технологий в контексте управленческой деятельности и подготовки документов

5. Владение базовыми сервисами и технологиями сети Интернет, включающими: приемы навигации и поиска информации, ее получения и сохранения в целях последующего использования в профессиональной деятельности

6. Приемы работы с электронной почтой и телеконференциями

7. Владение навыками работы с федеральными и региональными образовательными порталами как с источниками образовательных ресурсов и нормативных документов.

8. Наличие представлений о правовых аспектах использования информационных ресурсов сети Интернет в образовании.

9. Умение работать со справочниками по законодательству в сфере образования, представленными в цифровом формате.

Что дает Интернет школьному администратору?

1. Доступ к официальным образовательным ресурсам, базам данных, поиск нормативных документов (время на поиск информации значительно сокращается)

2. Получение дополнительной информации из различных информационных листов

3. Возможность оперативного документооборота

4. Участие в телеконференциях, форумах, обмен опытом

5. Доступ к энциклопедиям, справочникам и т.д.

6. Возможность организации дистанционного обучения, обучающих межпредметных телекоммуникационных проектов, дистанционных олимпиад

7. Получение консультационных услуг (юридические вопросы, профессиональные консультации и т. п.)

В настоящее время с применением дистанционных технологий в образовании хорошим помощником для администрации школы выступает Google Формы и Google – таблицы.

Google Формы - это инструмент создания электронных анкет, опросных листов, с возможностями совместного редактирования, адресной рассылки.

Так обучающиеся 5-9 классов по ФГОС занимаются проектной деятельностью, для наиболее продуктивного контроля в нашей школе используется разработанная форма, позволяющая оценить работу по имеющимся критериям, данные которой сводятся в таблицу с автоматическим составлением диаграмм для дальнейшего анализа.

Рисунок 1. Форма экспертного листа по проектной деятельности

Также с помощью данной формы проводится внутришкольный контроль администрацией школы за проведением уроков, проблем возникающих в ходе уроков, посещаемостью уроков в режиме дистанционной работы школы, так как каждый учитель в конце рабочего дня заполняет форму.

Рисунок 2. Форма отчета по уроку

Возможности использования Google Форм в образовательном процессе: домашние задания в форме тестов, опросов, письменных ответов; работа с не посещающими образовательное учреждение учащимися (по болезни, спортсмены, домашнее обучение, самоизоляция);индивидуальные задания; подготовка к ГИА.

Кроме выполнения учебных заданий, Google Формы удобны для проведения анкетирования, сбора информации, так нами разработан и внедрен опросник по профориентации выпускников 9-х классов, который позволяет нам повести предварительное комплектование 10 классов с определением профиля 10 класса.

В последние годы система образования столкнулась с необходимостью создания новой модели образовательного процесса и образовательной среды, которая отвечала бы потребностям современного общества.

Компьютеризация школьного образования на основе существующего отечественного и зарубежного опыта свидетельствует о том, что:

• эффективность обучения

процесс

• открываются новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику современных методических решений, направленных на активизацию и реализацию инновационных идей образовательного процесса.

Управленческая деятельность современного директора становится все более интеллектуальной и научной. Его эффективность является результатом экспериментальной работы в области внутришкольного управления. Поток информации, который падает на все стороны участников образовательного процесса, не оставляет времени для размышлений о необходимости изменений в традиционном процессе управления школой. Поэтому важно обосновать аспекты управленческих экспериментов, которые определяются резкими изменениями во взглядах на личность в целом и особенно на личность обучающегося.

Таким образом, использование ИТ-инструментов позволяет оптимизировать процесс управления ресурсами, освобождает вас от рутинной ручной работы и открывает новые возможности для разработки.

В последнее время информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) стали хорошим помощником для менеджеров в организации управления операционной системой. Использование информационных технологий помогает руководителю повысить мотивацию команды, что приводит к повышению производительности.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2021

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика