Использование информационных технологий – требование сегодняшнего дня

А.З. Шакурова,
преподаватель дисциплины «Русский язык и литература»
высшей квалификационной категории
РАНХиГС Казанский филиал


Одним из приоритетных направлений современного общества является информатизация образования, представляющая собой систему методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации в интересах ее потребителей. В отличие от обычных технических средств обучения современные информационные технологии позволяют не только дать обучающемуся большое количество знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности, умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информаций.

На современном этапе применение информационных технологий в преподавании дисциплины «Русский язык и литература» позволяет формировать ключевые компетенции обучающихся: орфографические и пунктуационные умения и навыки; обогащение словарного запаса; овладение нормами литературного языка; знание лингвистических и литературоведческих терминов, также повышает мотивацию обучающихся к изучению предметов, развивает творческую активность; занятия проходят интересно, в хорошем темпе. Систематическое их использование на разных этапах и по различным направлениям является эффективным средством активизации учебной деятельности, положительно влияющими на повышение качества знаний, умений и навыков, развитие умственной деятельности. Использование информационных технологий открывает для учителя новые методические возможности при подготовке и проведении занятий, развивает внимание, творческую активность обучающихся.

Внедрение информационных технологий в современный образовательный процесс позволяет реализовать идею развивающего обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени, увеличить объем самостоятельной работы, сделать занятия наглядными. Самое элементарное - это применение компьютера обучающимися при редактировании и набора текстов творческих работ, оформление сообщений, рефератов, дидактических заданий. Также можно использовать его при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков.

При повторении и обобщении пройденного материала (например, темы «Одна и две Н в суффиксах прилагательных, причастий и наречий») позволяет на уроке повторить, обобщить и закрепить большой объём пройденного материала, который можно представить в виде сводной таблицы-схемы.

Особое значение имеет использование компьютерных технологий на уроках литературы. Сегодня он невозможен без сопоставления литературных произведений с другими видами искусства. Компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями позволяют увидеть мир глазами живописцев, услышать актерское прочтение стихов, прозы и классическую музыку, совершить заочную экскурсию по местам, связанным с жизнью и творчеством какого-либо писателя, поэта. При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал.

В современном образовательном пространстве сегодня появилась возможность активно пользоваться интерактивной доской, которая помогает в работе с текстом и изображениями; предоставляет возможность коллективной работы с электронными образовательными ресурсами; создание с помощью шаблонов и изображений собственных заданий для занятий; демонстрацию и нанесение заметок поверх дидактических материалов. Также даёт возможность демонстрировать презентации, созданные обучающимися; использовать электронные образовательные ресурсы.

За счет большой наглядности использование интерактивной доски позволяет привлечь внимание к процессу обучения, повышает мотивацию. Все, что есть на компьютере, демонстрируется и на интерактивной доске. На ней можно передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и таблицам, выделять ключевые слова и добавлять цвета, подчёркивать в тексте и разбирать отдельные предложения. Например, на уроке русского языка разбирать слова по составу, производить синтаксический разбор предложения и др. Появилась возможность демонстрировать учебный материал, делать записи поверх изображения на экране, таким образом, создавать вместе с учащимися свой учебный материал. При этом написанное на интерактивной доске может удаляться или сохраняться, распечатываться.

Особо хочется сказать о мультимедийных презентациях. На большом экране демонстрируются дополнительные материалы, сообщения, тексты, фотографии, иллюстрации, таблицы и т.п. Использование презентации на занятии даёт возможность заменить классную доску при объяснении нового материала, позволяет фиксировать внимание учащихся на важном материале, делать записи, выписывать цитаты, комментировать представленный учебный материала. Таким образом формируются учебно-информационные умения и навыки. Мультимедийные презентации можно использовать при проведении различных уроков, тематических классных часов и родительских собраний. На занятии я использую как созданные мной слайды, так и ребятами, которые с большим желанием готовят их.

Особо хочется сказать о документ-камере, предназначенной для передачи изображений (текста) с книги на экран. Изображение, полученное с её помощью, проецируется при помощи медиапроектора. Также можно коллективно проверять, читать и редактировать работы учащихся, написанные в тетрадях, спроецировав их с помощью документ-камеры на экран.

Ещё один из приёмов применения информационных технологий на занятиях русского языка и литературы – это использование электронных учебников, таких как «Энциклопедия русской литературы», «Кирилл и Мефодий. Русский язык. 5-11 класс», «Русский язык. Репетитор», диски MP3 c записью текстов литературных произведений, «Русская литература XVIII-XX век» и многие другие. Диски с записями произведений различных поэтов и писателей используются не только для того, чтобы познакомить учащихся с текстом произведения, а для того, чтобы услышали выразительную и красивую речь в исполнении мастеров художественного чтения.

Благодаря информационным технологиям появилась возможность доступа к различным лингвистическим словарям. Обучающимся нравится работать с материалами в Интернете, создавать новые тексты, подбирать необходимую информацию к занятию.

Использование современных технологий, создаёт дополнительную мотивацию к изучению родного языка, освоению правил грамотной коммуникации, формированию речевой культуры, развитию самостоятельной активной личности. Необходимо отметить, что информационные технологии не вытесняют традиционные методы и приемы, а лишь позволяют приблизить традиционную методику к требованиям сегодняшнего дня.

Список литературы

1. Андреев А.А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования. //Школьные технологии. 2001. №3.

2. Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных средств обучения. //Школьные технологии. 2004. №3.

3. Угринович Н.Д., Новенко Д.В. Информатика и информационные технологии: примерное поурочное планирование с применением интерактивных средств обучения. – М.: Школа-Пресс, 1999.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2021

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика