Особенности применения цифровых образовательных ресурсов в начальной школе

Фролова О.А., Рахматуллина А.Д.,
учителя начальных классов
МБОУ «Школа №85»
Ново-Савиновского района


Становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство, сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны соответствовать современным техническим возможностям и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. В связи с этим компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. Без использования современных средств информационно-коммуникационных технологий уже невозможно представить образовательный процесс, отвечающий требованиям современного информационного общества. При этом главной задачей образования является не получение учениками определенной суммы знаний, а формирование у них умений и навыков самостоятельного их приобретения.

Начальная школа должна помочь детям освоить эффективные средства управления учебной деятельностью, развить способность к сотрудничеству, умение работать с информацией. В связи с этим роль информационно-коммуникационных технологий в обеспечении современного качества образования рассматривается как ключевой элемент развития современной начальной школы.

Информационно-коммуникативные технологии, цифровые образовательные ресурсы - важнейшая составляющая всех направлений деятельности современного учителя, способствующая оптимизации и интеграции учебной и внеучебной деятельности. Дополняя широкий спектр педагогических технологий, ИКТ помогают решить вопросы формирования общей коммуникативной компетенции - условия успешной социализации.

К цифровым образовательным ресурсам относятся:

-электронные учебники на CD дисках, тренажеры и программы тестирования;

-базы цифровых образовательных ресурсов в сети Интернет;

-апробированные авторские методики по использованию ЦОРов в образовательной деятельности;

-список образовательных ресурсов сети Интернет (наиболее часто сайты и порталы).

ЦОРы уместны на всех этапах деятельности: от целеполагания до обобщения; как групповой (учитель - ученики, учитель - родители), так и собственно учительской. Многопланов спектр целей использования ЦОР и создания новых: технологичность и функциональность; комплексное воздействие на стадии презентации-восприятия; виртуальная сопричастность личностным ценностям (на основе собственных видео-фотоматериалов); воспроизводимость (банк, виртуальный каталог) и т.д.

Использование ЦОР и ЭОР позволяют максимально активизировать познавательную деятельность учащихся, способствует развитию активности, инициативности, самостоятельности. Создает условия для формирования практических навыков анализа информации и интереса к различным ее источникам, самообучения, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности, опыт самоорганизации, активного участия самих школьников в процессе приобретения знаний, формирования универсальных учебных действий.

В начальной школе ИКТ можно использовать практически на каждом предмете. На уроках мы показываем фильмы, слайды, прослушиваем аудиозаписи и т.д. Ведь детям в младшем школьном возрасте легче дается материал, подтверждённый наглядно. Такие уроки способствуют развитию творческих способностей, активизации мыслительной и познавательной деятельности. А управление сложным техническим средством, каким является компьютер, уравнивает детей с взрослыми, которым так хотят подражать дети младшего школьного возраста.

Электронные и информационные ресурсы мы используем и в качестве учебно-методического сопровождения образовательного процесса. Для этого применяем различные информационные ресурсы при подготовке к занятиям; непосредственно при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в процессе контроля качества знаний; для организации самостоятельного изучения обучающимися дополнительного материала и т.д. Компьютерные тесты и тестовые задания используем для осуществления различных видов контроля и оценки знаний. При проектировании учебных и внеучебных занятий используем разнообразные электронные и информационные ресурсы.

Современные информационные технологии представляют богатый арсенал средств не только для образования, но и воспитания. С их помощью можно успешно использовать время, проведенное ребенком возле компьютера, выявить и развить детские фантазии, помочь организовать досуг с максимальной пользой. Кроме того, хорошо организованная внеурочная деятельность позволяет углубить знания по предметам.

В нашей школе начальные классы учатся по УМК «Начальная школа XXI века». К комплексу предусмотрены ЭОР и электронные учебники. На уроках математики мы используем интерактивные тренажеры по организации устного счета, электронные демонстрационные таблицы, готовые презентации, но адаптированные по уровню подготовленности обучающихся класса; по русскому языку нам нравится универсальный мультимедийный тренажер; по литературному чтению используем рабочие тетради с электронным тренажером, по окружающему миру-виртуальные лаборатории, а также фонохрестоматии и аудио приложения по музыке, «Учимся понимать живопись» для уроков ИЗО и технологии.

Мы считаем, что уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся, обучение становится интересным и увлекательным. Информационные технологии обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию учебно-воспитательного процесса, повышают уровень качества знаний. Таким образом, использование цифровых образовательных ресурсов позволяет перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становятся активным субъектом учебной деятельности.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2021

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика