ОТ РЕДАКЦИИ

Дорогие друзья! Уважаемые коллеги!

Приветствуем Вас на страницах электронного научно-методического журнала «KAZANOBR.RU». Тема Выпуска №39: «Научно-технологическое направление деятельности в образовательных организациях».

В Татарстане 2024 год объявлен Годом научно-технологического развития. И как подчеркнул Раис Республики Татарстан Рустам Нургалиевич Минниханов в ходе ежегодного послания Госсовету республики: «Начинать работу необходимо со школьной скамьи. На протяжении последних лет наблюдается тревожный тренд – уменьшение численности школьников, выбирающих ЕГЭ по естественно-научным направлениям – профильной математике, физике и химии. Важно переломить эту тенденцию. Для этого нужна грамотная профориентационная работа, предпрофильное и профильное обучение с участием предприятий, активное вовлечение детей в творческую, изобретательскую деятельность».

  Основная статья номера

Естественнонаучная грамотность как средство активизации мотивации профессионального самоопределения школьников в области инженерного образования

Садыкова Зульфия Фаиловна,
методист Информационно-методического отдела
Управления образования г.Казани

Ведущее место в области высоких технологий на современном этапе экономического развития России занимает инженерное образование. В Республике Татарстан 2024 год Указом Раиса РТ Р.Н.Минниханова от 14.09.2023 № 639 объявлен Годом научно-технологического развития.

Задача Года - привлечь талантливую молодежь в сферу науки и технологий, повысить вовлеченность профессионального сообщества в научно-технологическом развитии, а также сформировать четкое представление о реализуемых инициативах в области науки и технологий. Мероприятия Года научно-технологического развития направлены на повышение интеллектуального потенциала, привлечение молодых талантов в сферу науки и исследований.

Концепция подготовки в области инженерных технологий предполагает наличие у будущего специалиста глубоких знаний в фундаментальных областях физики, химии, высокой математической эрудиции, а также углубленного знания инженерных дисциплин. Кроме того, большое внимание уделяется исследовательской деятельности. Таким образом, инженер-технолог - это особая категория людей в силу специфичности области применения знаний. Он всегда должен быть чуть впереди, всегда больше знать.

Одна из первых ступеней формирования высококвалифицированного специалиста в области инженерных технологий - профессиональный выбор, являющийся результатом профессионального самоопределения. Процесс профессионального самоопределения продолжается на протяжении всей жизни человека, но впервые актуализируется в ранней юности. Положение, когда подрастающий человек в ходе образования не получает достаточно полных и систематических сведений о путях своего возможного профессионального развития, препятствует ему в жизненном самоопределении. Поэтому важно, чтобы закономерности протекания данного процесса, сформировавшись в школьном возрасте и закрепившись первыми успехами в профессиональном выборе, начали определять процесс профессионального самоопределения и в дальнейшем управлять карьерным ростом будущего профессионала.

Научно-технологическое направление деятельности в детском саду

  • Коржова С.А., Харисова Г.Х. Формирование у старших дошкольников предпосылок инженерного мышления (педагогический опыт)
  • Коржова С.А., Хабибуллина А.Р., Харисова Г.Х. Формирование основ инженерного мышления у старших дошкольников в процессе пространственного моделирования с использованием юнит блоков (педагогический опыт)
  • Борисова Е.С., Петрова Ф.Ф., Абзалова Ф.М., Шиликова Т.Ю., Корчагина А.С. Научные технологии в деятельности ДОУ. Мобильная лаборатория «Чемодан юного исследователя»
  • Султанова А.И. Символическая презентация или интеллектуальное картирование как средство работы педагога
  • Карабанова Е.Д., Благова Т.А. Конспект интегрированного занятия для детей старших групп с ОВЗ «Строители - помощники гнома»
  • Бесоновская Э.Н., Сайфутдинова А.М., Карпюк А.Б. Интерактивные игры и упражнения по обучению детей старшего дошкольного возраста с ТНР правилам безопасного поведения на дорогах
  • Валиуллина Р.Ф., Гатина Э.Г., Салахова Р.Р. Научно-технологический краткосрочный исследовательский проект «Батарейки, сдавайтесь!»
  • Карбина А.И., Шайдуллина М.А. Формирование предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста через проектную деятельность «Мама, папа, я – инженерная семьЯ»
  • Хуснетдинова Г.Г., Егорова Н.П., Беляева Л.Р. Использование цифровых технологий в работе с детьми дошкольного возраста по развитию речи
  • Бикмуллина Л.Н., Рычкова Л.Л. Разработка и проведение комплекса мероприятий по профилактике агрессивного поведения дошкольников в системе игр
  • Осипова Е.Н. Дашборт как эффективный инструмент процесса планирования образовательной деятельности в ДОО
  • Научно-технологическое направление деятельности в школе

  • Борисова С.А. Технологическое образование: актуальные проблемы и перспективы развития
  • Мироновский К.М., Мироновская Т.В. Обучение информатике в образовательной организации: актуальность и перспективы
  • Токарева А.А. Психологическое благополучие математически одаренных старшеклассников в системе научно-технического направления в школе
  • Корсакова Г.Ф., Кириченко Д.Е. Применение научно-технической направленности в воспитательно-образовательном процессе школы
  • Михайлова Ю.В. Конструирование учебного занятия учебного курса «Вероятность и статистика» с целью формирования математической грамотности
  • Максимова Н.А. Современные средства визуализации учебного материала на уроках истории
  • Камышева А.О. Теоретико-методологические аспекты цифрового образования в Республике Таджикистан
  • Сапарова К.И. Реализации аэрокосмического компонента на уроках биологии на основе формирования читательской грамотности обучающихся
  • Шаяхметова В.М. Формирование конструктивного и творческого мышления младших школьников на основе декоративно-прикладного искусства при изучении родного (татарского) языка во внеурочной деятельности
  • Насыбуллина С.Е. Подготовка рабочих профессий
  • Большакова Е.В., Гарифуллина Э.И. Искусственный интеллект и нейросети в методической работе педагога русского языка и литературы
  • Замалетдинова В.И. Методика использования мультимедийных технологий в музыкальном образовании школьников
  • Трифонова А.А. Применение информационных ресурсов при осуществлении контроля и получения обратной связи на уроках
  • Хайруллина Э.В. Формирование научно-технологической компетенции в рамках преподавания пропедевтического курса «Химия-7»
  • Петрова Н.В. Элементы математики на уроках биологии
  • Загидуллина Ю.В., Хрулькова И.Н. Развитие научно-технического творчества младших школьников через проектную деятельность
  • Шарафиева А.А., Мушарапова И.Ф. Интеллектуальная игра «Российский энергетический форум»
  • Гайнуллина А.М., Гисматуллина Г.Ф. Научно-технологическая деятельность в начальной школе
  • Афанасьева Е.Е. Межпредметные связи при изучении предмета «Технология»
  • Инженерная школа

  • Бронникова Э.К., Ахсанова Р.В. Реализация инженерного образования в образовательных организациях Авиастроительного и Ново-Савиновского районов
  • Евлампиева М.В., Ясавеева Д.М. Роль классного руководителя в формировании эффективного учебно-воспитательного процесса в формате «инженерного класса»
  • Айзатуллова А.А. Инженерная школа: образование, наука, производство
  • Романова Л.Ю. Развитие инженерно-творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства
  • Рахматуллина Г.Г. Формирование инженерных компетенций через социальное партнерство в инновационной деятельности МБОУ «Лицей №5» г.Казани (из опыта работы)
  • Глухарева Е.В. Эмпирические подходы к организации образовательной среды в инженерной школе
  • Двояшкина Э.В., Ислямова Э.А. Формирование инженерного мышления младших школьников в урочное и внеурочное время
  • Авзалова А.И. Сетевые внеурочные общеразвивающие программы естественно-научного и инженерно-технического направлений, основанные на принципах использования технологии смешанного обучения как ресурса повышения эффективности ранней профилизации школьников
  • Зигангерова М.В., Исхакова Л.М. Инженерное образование в общеобразовательных организациях Вахитовского и Приволжского районов города Казани
  • Сапарова К.И. Формирование инженерного мышления на уроках технологии
  • Хакимулина Н.М. Развитие инженерной компетенции учащихся через проектно-исследовательскую деятельность на уроках физики и внеурочных занятиях
  • Гараева Е.У. Популяризации инженерного образования через применение краеведческого материала (на примере объектов промышленного производства города Казани)
  •   СИМВОЛЫ - 2024



      ЛОГОТИП НОМЕРА



       ТОЧКА ЗРЕНИЯ

    Рустам Нургалиевич Минниханов,
    Раис Республики Татарстан

    «Год научно-технологического развития призван привлечь молодые таланты в сферу науки, активизировать работу вузов, поддержать перспективные проекты и интегрировать учебные заведения с предприятиями. Консолидирующим ядром управления должна стать Академия наук Республики Татарстан»



    Сергей Иванович Вавилов,
    советский физик, основатель научной школы физической оптики в СССР

    «Когда наука достигает какой-либо вершины, с неё открывается обширная перспектива дальнейшего пути к новым вершинам, открываются новые дороги, по которым наука пойдет дальше»



    Артур Кларк,
    английский писатель, футуролог, научный публицист / популяризатор науки и изобретатель

    «Технология, значительно превосходящая по уровню известные нам, неотличима от магии»



    Элберт Хаббард,
    американcкий писатель, философ, художник

    «Одна машина может выполнить работу пяти обыкновенных людей, но ни одной машине не под силу выполнить работу талантливого человека»



      Свидетельство





      KAZANOBR - 2024

    Приглашаем подписываться на телеграмм-канал муниципальной методической службы города Казани:

    Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024

    Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

    выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

    Яндекс.Метрика