Бронникова Э.К., заведующий,
Ахсанова Р.В., старший методист
УМС ИМО УО ИКМО г.Казани по Авиастроительному и Ново-Савиновскому районам
2024 год становится важным этапом для России в области науки и технологий. В своем послании Госсовету республики Раис РТ Рустам Минниханов объявил 2024 год в Татарстане Годом научно-технологического развития.
Сегодня в нашей стране наблюдается инженерный кризис. Он проявляется в нехватке инженерных кадров, низком уровне квалификации специалистов, в отсутствии молодых инженеров. Все это постепенно ведет к затормаживанию экономического роста страны, который проявляется в отсутствии конкурентоспособной продукции на мировом рынке, передовых технологий, нанотехнологий.
Казань - один из крупнейших промышленных центров России, ведущий город Приволжского экономического региона. Крупных и средних предприятий в Казани — 151, из них 98 — акционерные предприятия. Главными отраслями промышленности города являются машиностроение, химическая и нефтехимическая, лёгкая и пищевая промышленность.
Основу экономики Авиастроительного района формируют 9 промышленных предприятий: ПАО «КВЗ», ОАО «КМПО», КАЗ им.С.П.Горбунова, АО «Казанский ГАП», ОАО «Казанское ОКБ «Союз», АО НПО «ОКБ им. М.П. Симонова», ЗАО «Эникс», ООО «КЗССМ», ОАО «ТЭЦ-2»; Ново-Савиновского района - 3 крупных промышленных предприятия: АО завод «Элекон», ОАО «БКК», ОАО «Татэлектромонтаж».
На предприятиях открыты вакансии: инженер производственного отдела, инженер-сметчик, инженер-конструктор, инженер-проектировщик, инженер по качеству.
Нет кадров, нет развития. Причины таких проблем на уровне образовательных учреждений можно сформулировать следующим образом:
слабые профессиональные компетенции выпускников ВУЗов еще перед поступлением в них;
низкая степень развития опережающей креативности;
нет стратегического мышления и системного подхода;
низкий уровень социализации;
отсутствие уважения к интеллектуальному труду и интеллектуальной собственности;
непонимание потребностей общества и запроса государства.
Одним из путей решения является ранняя профориентация на инженерные специальности начиная с детского сада.
Дошкольники — прирожденные исследователи. И тому подтверждение — их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога — не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.
Детский сад №26 Авиастроительного района для организации деятельности детей в метапредметной среде, ранней профориентации дошкольников в мире инженерных профессий ввел в образовательную программу STEAM-технологию, которая включает в себя науку, технологию, инженерию, искусство, математику. STEAM-технология состоит из шести модулей: дидактическая система Ф.Фребеля, LEGO-конструирование, математическое развитие, робототехника, мультстудия «Я творю мир», экспериментирование с живой и неживой природой. Погружение в STEAM-среду позволяет ребенку приобрести элементарные технические навыки и умения, познакомиться с принципами инженерии, развивать интеллектуальные способности.
В детском саду-новостройке №303 организована работа по проекту «Инженерный детский сад», который отражает новый подход в области приобщения дошкольников к конструктивной деятельности и техническому творчеству, обеспечивающий их активное, инициативное и самостоятельное вовлечение в деятельность и стимулирующее познавательную активность. Разработаны концептуально новые подходы в реализации проекта. Новизна заключается в адаптации конструкторов нового поколения: Lego-конструктор DUPLO, магнитный конструктор «Клик», картонный конструктор Йохокуб, модуль - конструктор из картона, и использовании дидактического материала: логические блоки Дьенеша и палочки Кьюзнера для плоскостного моделирования, в образовательный процесс ДОУ для детей среднего дошкольного возраста.
В рамках преемственности в обучении и воспитании планируется социальное партнерство с инженерными классами начальной школы гимназии №107и ВУЗами.
В прогимназии №360 в детских садах №308 и 380 организована предметно-пространственная среда в группах и рекреациях с помощью «говорящих стен», «Лего стены», дидактического, наглядного инструментария и современных развивающих игр для формирования предпосылок инженерного мышления младших дошкольников.
В школах нужно ориентировать и готовить учащихся к успешному освоению инженерных профессий, повышать мотивацию к дальнейшей трудовой деятельности, чтобы на выходе получить высокомотивированного выпускника, ориентированного на успешное обучение и освоение специальности, уверенного в трудоустройстве и готового реализовывать свои идеи на предприятии. Для 10-11 классов открывают профильные классы естественно-научного (г.5, 107, 179, шк.54, л.146, 177) и технологического направления (г.7, 33, 107, 155, 179, л.23, 145, 146, 170, шк.85, КНИТУ-КАИ) в которых углубленно изучают физику, математику, информатику.
Работа учреждений по развитию инженерного мышления среди учащихся 10-11 классов ведет к росту количества учащихся, сознательно выбирающих для профильного изучения предметы инженерной направленности.
Тем не менее, для дальнейшей продуктивной работы инженерного кластера следует создать план мероприятий, который будет способствовать осуществлению поставленных целей и задач перед участниками образовательного процесса для реализации инженерного образования.
Инженерный профиль школ ориентирован на формирование у школьников представления об инженерном труде, опирающемся на традиционные и современные методы проектирования, системный подход, умение анализировать существующие технологические решения, широкий тематический кругозор. Учащиеся на практике знакомятся с различными технологиями, узнают какие инженерные решения лежат в их основе. Они знакомятся с историей человеческой цивилизации через призму краеугольных технологических открытий и решений. Как в теории, так и на практике школьники знакомятся с достижениями в области механики, электроники, информатики, энергетики и т.д. Серьезное освоение технологий невозможно без уверенных знаний в базовых дисциплинах: математике, физике, информатике, химии, биологии. Инженерные классы гимназии №179 участвуют в московском проекте «Математическая вертикаль», в лицее №145 проходит республиканская НПК «Инженерная мысль» для обучающихся и педагогов, в лицее №146 - республиканская НПК им.В.И.Андреева «Интеллект XXI века».
Школы (г.5, 7, 179, л.23, 145, шк.54, 77, 85) и детский сад №338 занимаются инновационной (экспериментальной) деятельностью по профильному образованию.
На базах 5 школ и КАТК проводятся стажировки в рамках повышения квалификации и профессиональной переподготовки слушателей.
Во всех школах начиная с 1 класса разработаны рабочие программы по внеурочной деятельности, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся такие как: «Знакомство с миром профессий», мастерская «Техническое творчество», «Мир профессий», «Проектно-исследовательская деятельность», робототехника, 3D- моделирование и др.
Основные организационные формы: профориентационные беседы, деловые игры, квесты, решение кейсов, изучение специализированных цифровых ресурсов, профессиональные пробы, моделирующие профессиональную деятельность, экскурсии, посещение ярмарок профессий и профориентационных парков.
В рамках профориентационной работы школы районов реализуют программы наставничества совместно с работодателями- социальными партнерами на основе соглашений и договора о сетевом взаимодействии с ССУЗами (Международный колледж сервиса, Казанский педагогический колледж, Арский педагогический колледж имени Г.Тукая, Казанский социально-гуманитарный техникум, Казанский радиомеханический колледж, Казанский авиационно-технический колледж им. П.В.Дементьева, Колледж технологии и дизайна) и ВУЗами (К(П)ФУ, КНИТУ, КИУ им. В.Г. Тимирясова, НИУ ВШЭ, Казанский кооперативный институт РУК, КГЭУ, КГМУ, ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова), промышленными предприятиями (КВЗ, КМПО, КАЗ им.С.П.Горбунова, Элекон, БКК), с центром занятости населения района, межрайонной ИФНС, банками города, Военным комиссариатом, Университетом талантов 2.0, Департаментом питания и др.
В роли наставников выступают ведущие специалисты в области инженерии, специалисты IT-технологий, мастера производственного обучения, которые предлагают педагогам школ совместно с обучающимся выполнить задание-проект по техническому заданию, разработанному наставником-работодателем.
Несомненно, данные мероприятия и эффективное использование образовательного пространства школы развивают профессионально-значимые качества личности обучающихся, позволяют испытать и посмотреть особенности данного направления и нацелены помочь самоопределиться школьникам с выбором будущей профессии.
- в детском саду |
- в школе |
- в допобразованиии |
2. Инженерная школа |
3. Детская мастерская #Мы конструируем будущее |