Современные средства визуализации учебного материала на уроках истории

Максимова Надежда Аглеевна,
учитель истории
МБОУ «СОШ № 114» Приволжского района г.Казани


В современном мире стремительное развитие сетевых информационных технологий открывает новые перспективы в образовании. В настоящее время появляются принципиально новые методики обучения, основанные на интернет-технологиях, благодаря которым обучение становится личностно-ориентированным, а информационные ресурсы и технологии – доступными в любое время. На мой взгляд, наиболее перспективными в этом отношении представляются технологии визуализации.

Цель моего исследования – выявление потенциала и условий эффективного применения выбранных технологий в процессе обучения истории.

Задачи:

• Показать различные способы и приёмы, обеспечивающие наглядное обучение на уроках истории.

• Создать условия для профессионального общения, стимулирования роста творческого потенциала педагогов.

В процессе изучения истории перед обучающимися предстаёт огромное количество дат, событий, терминов, личностей, начиная с периода Древнего мира до наших дней. Традиционно для этого используются хронологические таблицы и карточки с датами. В качестве альтернативы ученикам предлагается более живое изучении истории и хронологии – таймлайны.

При изучении событий Первой российской революции 1905-1907 гг. в 9 классе мной использовалась временная лента с контекстными подсказками, которые помогли учащимся связать события друг с другом, и стали удобным инструментом освоения нового материала.

Для создания данного таймлайна я использовала графический редактор Canva. Использование таймлайнов способствует развитию у обучающихся познавательного интереса, критического мышления, умения анализировать, классифицировать учебный материал, формирует системный взгляд на исторические процессы.

Одним из эффективных приёмов, способствующим повышению мотивации, развитию компьютерной грамотности обучающихся, на мой взгляд, является «облако слов». Данный приём помогает сделать процесс обучения творческим, познавательным. Он имеет множество вариантов использования на уроке, позволяет организовать работу с разной категорией учащихся с целью развития логического мышления внимательности, интереса. Сервисов для создания «облака слов» очень много, они просты и доступны. Мной используется веб-сервис https://www.облакослов.рф/. «Облако слов» используется на разных этапах урока. Оно помогает сформулировать его цели, поставить перед учениками необычный вопрос, выдвинуть гипотезу, определить часто встречающиеся слова и т. д.

В 8 классе при изучении темы «Дворцовые перевороты» использовала «облако слов», состоящее из дат, терминов, событий, персоналий. Ребята должны были сопоставить данные и сделать вывод о событиях 1725-1762 гг. в Российской империи.

Можно составить два «облака», например, в первом облаке найти российского монарха эпохи дворцовых переворотов, а во втором облаке - время его правления.

По этой же теме приведу ещё один пример использования информационных ресурсов – создание сетевого проекта «Монархи России эпохи дворцовых переворотов». Учащиеся в процессе работы над данным проектом следовали инструкции, которая была размещена на отдельном слайде.

В процессе работы над сетевым проектом учащиеся могут обмениваться информацией, результатами собственных и совместных разработок, размещая их на сайте, совместно редактировать документы, таблицы, презентации, получая, таким образом, сетевые образовательные продукты. Данная совместная работа открывает возможности для прямого общения и способствует развитию критического мышления у учащихся.

Использование современных средств визуализации на уроках истории значительно увеличивает объём информации, задействованной в историческом образовании, позволяет свободно реализовать современные интерактивные технологии, в том числе проектные и модульные.

Применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование практических умений и навыков учащихся в освоении исторического материала.

Возможность широкого использования данной технологии в групповой форме обучения создаёт условия для развития коммуникативных навыков в процессе организации учебного сотрудничества и совместной деятельности, стимулирует креативное мышление и творческие способности.


  СИМВОЛЫ - 2024



  ЛОГОТИП НОМЕРА





  KAZANOBR - 2024


Приглашаем подписываться на телеграмм-канал муниципальной методической службы города Казани:

  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика