Хуснетдинова Гульфария Габдулганиевна,
Егорова Надежда Павловна,
Беляева Лейсан Раисовна,
воспитатели МБДОУ «Детский сад №333 комбинированного вида»
Советского района г.Казани
Аннотация. В статье раскрывается необходимость использования цифровых технологий в воспитании и образовании дошкольников. Обосновывается актуальность цифровых технологии в речевом развитии дошкольников. Приводится описание компьютерной программы «Игры для Тигры». Раскрыты преимущества использования цифровых технологий в развитии речи детей.
Ключевые слова: цифровая технология, речевое развитие, дошкольник, компьютерная программа, преимущество.
Annotation. The article reveals the need to use digital technologies in the upbringing and education of preschoolers. The relevance of digital technology in the speech development of preschoolers is substantiated. The description of the computer program "Games for Tigers" is given. The advantages of using digital technologies in the development of children's speech are revealed.
Keywords: digital technology, speech development, preschooler, computer program, advantage.
Цифровые технологии стали неотъемлемой частью нашей современной жизни. Они охватывают все сферы нашего бытия, включая и образование. Одна из самых важных областей, где цифровые технологии играют важную роль, это обучение детей дошкольного возраста. Мы рассмотрим использование цифровых технологий в развитии речи у детей дошкольного возраста.
Использование цифровых технологий в обучении детей дошкольного возраста имеет немало преимуществ. Такие технологии позволяют сделать процесс обучения интересным и увлекательным. Игры, интерактивные приложения, аудио и видео материалы помогают детям сосредоточиться и запомнить информацию более эффективно [2].
Цифровые технологии предлагают больше возможностей для индивидуализации обучения. Сочетание текстов, изображений и звуков позволяет представить информацию в разных форматах, что помогает детям развивать разные навыки речи и восприятия. Например, использование аудиоматериалов позволяет детям развивать навыки восприятия и понимания речи, а использование игровых приложений улучшает навыки коммуникации и логического мышления.
Цифровые технологии демонстрируют практическое применение этих знаний. Дети могут использовать технологии для создания своих собственных историй, стихов и рассказов, что помогает им развивать творческий потенциал и самовыражение. Использование цифровых технологий позволяет детям научиться эффективному поиску информации, анализу и оценке речевых материалов [1].
Существуют компьютерные программы и игры, направленные на развитие речи и различных психических функций детей, таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление, которые можно с успехом применять при обучении детей. Это компьютерные игры и программы «Игры для Тигры», «Баба-Яга учится читать», «Развитие речи. Домовенок Бу в мире слов», «Учимся с Гарфилдом», «Лунтик. Русский язык для малышей». Перечисленные компьютерные игры, предназначены для развития речи детей, в первую очередь учитывают закономерности и особенности их развития, а так же опираются на современные методики, они просты в управлении, не требуют специального обучения работе с программой, а пользовательские навыки приобретаются непосредственно в процессе их применения.
Остановимся более подробно на программе «Игры для Тигры». Ее могут использовать педагоги, логопеды, дефектологи, а также и родители в домашних условиях. Программа нацелена на речевое развитие детей и предлагает более 50 упражнений с разными уровнями сложности. Включает 4 блока: просодика, звукопроизношение, фонематика, лексика. Каждый блок состоит из модулей, направленных на коррекцию и развитие речевых компонентов. Каждому блоку присвоен определенный цвет: звукопроизношение – розовый, просодика – зеленый, фонематика – голубой, лексика – желтый. Такой подход создает единую ассоциативную линию коррекционной работы в рамках каждого блока.
Работа со всеми упражнениями программы проводится с опорой на зрительный контроль над результатами деятельности ребенка. Их визуализация происходит на экране монитора в виде мультипликационных образов и символов. В некоторых упражнениях, вызывающих затруднения, предусмотрена возможность дополнительной слуховой опоры при выполнении задания. Это позволяет эффективно и в более короткие сроки корригировать речевые нарушения у детей дошкольного возраста.
Программа «Игры для Тигры» предусматривает возможность индивидуальной настройки параметров, соответствующих настоящему уровню и зоне ближайшего развития ребенка. Упражнения программы содержат задания возрастающей сложности, что позволяет выбрать задание, соответствующее реальному уровню развития ребенка и построить коррекционную работу в соответствии с индивидуальной коррекционно-образовательной программой.
Использование компьютерных игр на занятиях имеют ряд преимуществ:
- информация в игровой форме на экране компьютера привлекает внимание ребенка;
- интеграция аудио и видеозаписи приводит ребенка в виртуальный мир;
- правильное решение задачи поощряется персонажем из мультфильма, повышая самооценку.
Использование компьютерных технологий на занятиях по развитию речи имеют ряд преимуществ [3]:
- расширяются представления об окружающем мире, обогащая словарный запас;
- дети глубже понимают смысл слов и более логично выражают мысли;
- дети используют художественные достоинства родного языка в своей речи;
- дети постепенно проявляют интерес к сказкам, стихам, загадкам.
Однако, необходимо уметь балансировать использование цифровых технологий и традиционных методов обучения. Важно предоставлять детям разнообразные возможности для развития речи - как с помощью технологий, так и с помощью игр, чтения книг и общения с педагогами и сверстниками.
В заключение, цифровые технологии – это мощный инструмент в развитии речи у детей дошкольного возраста. Они делают процесс обучения интересным и увлекательным, помогают развивать разные навыки и способности детей. Однако, необходимо использовать их с умом и в сочетании с традиционными методами обучения, чтобы обеспечить полноценное развитие ребенка.
Список литературы
1. Емельянова, И.Д. Развитие речи детей дошкольного возраста в условиях цифровой трансформации / И.Д. Емельянова // Гуманитарные исследования Центральной России. – 2023. - №4. – С.44-49.
2. Литвинова, С.Н. Цифровая трансформация образовательной среды дошкольной образовательной организации // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. – 2021. – Вып. 62. – С. 99-112.
3. Татаринцева, Е.А. Использование компьютерных технологий в речевом развитии дошкольников / Е.А. Татаринцева, Е.Г. Плотникова // Молодой ученый. – 2020. – № 3 (293). – С. 461-463. – URL: https://moluch.ru/archive/293/66536/.
- в детском саду |
- в школе |
- в допобразованиии |
2. Инженерная школа |
3. Детская мастерская #Мы конструируем будущее |