Теоретико-методологические аспекты цифрового образования в Республике Таджикистан

Камышева Алена Олимовна
Старший преподаватель кафедры
"Туристского бизнеса, рекреации и гостеприимства"
Международного университета туризма и предпринимательства Таджикистана
Электронная почта: kam_alena@mail.ru


Данная статья исследует теоретико-методологические аспекты цифрового образования в Республике Таджикистан с целью выявления основных принципов, концепций и методов, лежащих в основе использования цифровых технологий в образовании. Рассматривается текущее состояние цифрового образования, выявляются вызовы и перспективы его развития в контексте глобальных тенденций цифровой трансформации образования.

Ключевые слова: Цифровое образование, теоретико-методологические аспекты, Республика Таджикистан, цифровые технологии, образовательный процесс.

Abstract.

This article explores the theoretical and methodological aspects of digital education in the Republic of Tajikistan in order to identify the basic principles, concepts and methods underlying the use of digital technologies in education. The current state of digital education is examined; challenges and prospects for its development are identified in the context of global trends in the digital transformation of education.

Key words: Digital education, theoretical and methodological aspects, Republic of Tajikistan, digital technologies, educational process.

В свете быстрого развития информационных технологий и их влияния на образовательный процесс, вопросы цифрового образования становятся все более актуальными. В республике Таджикистан, как и во многих других странах, наблюдается рост интереса к цифровым технологиям в образовании. "Глобальные процессы цифровой трансформации постоянно ускоряются, охватывая все новые и новые области человеческой деятельности. Также ускоренными темпами происходит развитие новых «прорывных» технологий, верное применение которых определяет национальную конкурентоспособность в XXI столетии. Наблюдается смена парадигмы цифровой трансформации: если прежде ведущие страны мира рассматривали цифровые преобразования в рамках отдельных отраслей, то сегодня национальные экономики ведущих стран мира целиком переходят на цифровые рельсы. Эта новая парадигма ляжет в основу процесса цифровизации Республики Таджикистан." (Правительство Республики Таджикистан, 2019, №642). Однако, применение и интеграция этих технологий в образовательный процесс требует тщательного теоретического и методологического анализа с учетом специфики образовательной системы страны. Поэтому изучение теоретико-методологических аспектов цифрового образования в республике Таджикистан имеет важное значение для определения эффективных стратегий внедрения и развития цифровых образовательных практик.

Целью данной статьи является исследование теоретико-методологических аспектов цифрового образования в республике Таджикистан с целью выявления основных принципов, концепций и методов, лежащих в основе использования цифровых технологий в образовании.

Постановка данной цели предполагает решение следующих задач:

? Проанализировать современное состояние цифрового образования в республике Таджикистан.

? Изучить теоретические основы цифрового образования и его методологические аспекты.

? Выявить основные принципы и концепции, лежащие в основе цифрового образования в контексте Таджикистана.

? Исследовать практические примеры успешной интеграции цифровых технологий в образовательный процесс республики.

? Предложить рекомендации по улучшению и развитию цифрового образования в Таджикистане на основе проведенного анализа теоретико-методологических аспектов.

Современный мир переживает быстрый технологический прогресс, который затрагивает различные сферы жизни, включая образование. Цифровое образование становится все более значимым, предоставляя новые возможности для обучения и развития. В данной статье рассматриваются теоретико-методологические аспекты цифрового образования, его концепции, принципы и методы. В контексте глобальных изменений, которые происходят по всему миру, Таджикистан также переживает существенные трансформации в своем обществе. Глобализационные процессы становятся все более активными, охватывая различные области жизни и распространяясь на все более широкие территории. В этом контексте система образования, включая высшее образование, не может оставаться в стороне. Оценка эффективности образовательных программ в сфере высшего образования в международном сообществе в значительной степени зависит от того, насколько эти программы способствуют международному обмену специалистами и стимулируют научное, техническое и технологическое развитие. В современном мире цифровые технологии становятся все более неотъемлемой частью образовательного процесса. Республика Таджикистан, как и многие другие страны, не остается в стороне от этого тренда. Однако, чтобы понять текущее состояние цифрового образования в Таджикистане, необходимо рассмотреть несколько ключевых аспектов.

Одним из основных факторов, определяющих современное состояние цифрового образования, является инфраструктура.

В Таджикистане множество школ и университетов сталкиваются с ограниченным доступом к современным технологиям из-за недостаточного уровня инфраструктуры. Для успешной интеграции цифровых технологий в образовательный процесс требуются значительные инвестиции в компьютеры, программное обеспечение и обучение персонала.

Неравный доступ к интернету и ограниченное техническое оснащение школ и университетов создают препятствия для обучающихся в получении цифрового образования. Это ведет к неравенству в образовательных возможностях и затрудняет расширение цифрового образования по всей стране.

Важным аспектом цифрового образования является не только доступ к ресурсам, но и качество предоставляемого образования. Необходимо разработать высококачественные образовательные программы и обеспечить подготовку учителей для эффективного использования цифровых технологий.

Несмотря на вызовы, с которыми сталкивается цифровое образование в Таджикистане, существуют перспективы развития. Принятие национальных стратегий и планов развития, улучшение инфраструктуры и доступа к образованию, а также разработка качественных образовательных ресурсов могут способствовать повышению качества и доступности образования.

Цифровое образование предоставляет возможность обучения в любое время и из любого места, что делает его доступным для широкого круга людей. Это новаторское направление в образовании, адаптированное к индивидуальным потребностям студентов и позволяющее им организовать свое учебное расписание.

Комбинируя эти аспекты, можно обеспечить более полное понимание текущего состояния цифрового образования в республике Таджикистан.

Использование интерактивных технологий позволяет создавать увлекательные и эффективные образовательные программы, способствующие активному участию студентов. Они могут взаимодействовать с материалом обучения через различные интерактивные элементы, такие как тесты, задания, игры и виртуальные лаборатории. Такой подход стимулирует учащихся к более глубокому пониманию материала, развивает их критическое мышление и способствует активной обратной связи с преподавателем. Кроме того, интерактивные технологии позволяют адаптировать образовательный процесс под индивидуальные потребности каждого студента, обеспечивая более эффективное и персонализированное обучение.

Цифровые образовательные платформы могут быть настроены под индивидуальные потребности и темпы обучения каждого ученика, обеспечивая персонализированный подход. Это означает, что студенты могут выбирать темп обучения и уровень сложности материала в соответствии с их собственным уровнем знаний и интересами. Кроме того, платформы могут автоматически анализировать прогресс учеников и предлагать индивидуализированные рекомендации для дальнейшего обучения. Такой подход способствует более эффективному усвоению материала и повышению мотивации учащихся, поскольку они чувствуют себя более вовлеченными в учебный процесс и видят конкретные результаты своего обучения.

Цифровое образование способствует внедрению новаторских методик обучения, таких как геймификация, виртуальная реальность и искусственный интеллект. Геймификация превращает учебный процесс в игру, интегрируя элементы соревнования, достижений и наград, что стимулирует студентов к активному участию и достижению учебных целей. Виртуальная реальность позволяет создавать погружающие образовательные сценарии, где учащиеся могут взаимодействовать с учебным материалом, что способствует более глубокому усвоению информации и ее запоминанию. Искусственный интеллект применяется для персонализации образовательного контента в соответствии с индивидуальными потребностями и способностями каждого студента, обеспечивая индивидуализированный опыт обучения. Эти инновационные методики не только делают обучение более интересным и эффективным, но и готовят студентов к современным требованиям рынка труда и динамично меняющейся обстановке в мире.

В нормативных документах отмечается необходимость цифровой трансформации образования и повышения его качества.

«Концепция Цифровой Экономики в Республике Таджикистан», принятая Правительством от 30 декабря 2019 года под номером 642, направлена на улучшение цифровой среды в нашей стране. Быстрое внедрение компьютеризации в производственные процессы и разработка новых технологий остро поднимают вопросы компьютерной грамотности населения, развития цифровой культуры и улучшения качества образования в учебных заведениях профессионального образования.

В 2023 году, в знак признания значимости изучения естественных, точных и математических наук в науке и образовании, Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон подписал Указ о «Двадцатилетии изучения естественных, точных и математических наук» Этот Указ направлен на развитие научно-исследовательской деятельности и формирование профессиональной компетентности, технического мышления и научного мировоззрения в обществе.

В связи с этим, на встрече с учеными страны 18 марта 2023 года, Президент выразил поручение Министерству образования и науки о проведении ежегодных международных, республиканских, областных, городских и районных конкурсов, а также о моральном и материальном поощрении победителей и активных участников. Кроме того, Президент поручил Министерству образования и науки пересмотреть и усовершенствовать учебные планы и программы в соответствии с новыми требованиями и международными стандартами с целью повышения качества образовательного процесса [2.]

Согласно Концепции цифровой экономики, в республике Таджикистан, переход на цифровое образование в стране осуществляется в три этапа: 2023 – 2026, 2027 – 2030 и 2030 – 2040 годы. Процесс компьютеризации социума определяет уровень и темп развития различных сфер жизни общества, включая экономическую, политическую и культурную.

Информационные технологии стали неотъемлемой частью образования как для стран с развитой, так и с развивающейся экономикой. Оснащенность техническими средствами в странах с прогрессивной экономикой находится на высоком уровне и продолжает свое развитие. Российская Федерация является примером лидирующей страны на постсоветском пространстве в области цифрового образования.

Приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», утвержденный в 2016 году, представляет собой пример развития цифрового образования. Цель проекта заключается в создании условий для системного повышения качества и расширения возможностей непрерывного образования для всех категорий граждан к 2030 году. Планируется развитие российского цифрового образовательного пространства и увеличение числа обучающихся и образовательных организаций, освоивших онлайн-курсы, до 11 миллионов человек к концу 2025 года.[6]

Становится очевидным, что будущее развитие системы непрерывного образования непосредственно связано с цифровизацией всех её составляющих. Это обусловлено глобальными вызовами, с которыми сталкивается человечество, включая цифровую экономику, цифровизацию социально-политической ситуации, а также введение медицинских ограничительных мер и другие аспекты. Необходимость внедрения и использования цифровой образовательной среды особенно актуализировалась в период всеобщей пандемии, когда образовательные учреждения вынуждены были перейти на дистанционную форму обучения. Термин "цифровизация" используется в современном контексте для описания процесса замены аналоговых или физических ресурсов на цифровые. Компьютерные технологии предоставляют педагогам возможность оперативно диагностировать уровень сформированности когнитивного компонента определенных личностных качеств у большой группы обучающихся, проводить статистическую обработку данных и отслеживать динамику их развития на протяжении всего учебного процесса. Применение компьютерных технологий также способствует формированию личности и направленности обучающихся на приобретение знаний. Поэтому владение цифровой культурой является основой успешной педагогической деятельности, направленной на повышение квалификации и конкурентоспособности педагогических работников.

Несмотря на активные попытки внедрения единой информационно-образовательной среды в высшие учебные заведения Таджикистана, в стране отсутствует теоретическая база в данной области исследований. Следовательно, нехватка теоретических основ приводит к тому, что освоение той или иной дисциплины через средства ИОВС не является эффективным для студентов таджикских вузов, и знания, полученные в дистанционной форме, не приобретают системный характер. Для преодоления данного барьера необходимо глубокое изучение концепции ИОВС в целом, а также анализ и сравнение разработанных систем в лидирующих странах в области цифрового образования на постсоветском пространстве. Необходимо также разработать теоретическую модель узлов институциональной обучающей виртуальной среды, которая могла бы способствовать дальнейшему развитию цифрового образования на территории Республики Таджикистан.

СПИСОК ЛИТЕРАТРЫ:

1.Бедов А.Н. Цифровизации образования – внедрение в образовательный процесс [Электронный ресурс]. URL https://infourok.ru/cifrovizacii-obrazovaniya-vnedrenie-v-obrazovatelniy-process-3371080.html (дата обращения 08.08.2020).

2.Государственная программа развития и внедрения информационно-коммуникационных технологий в Республике Таджикистан. С. 1. URL: www.rcc.org.ru/userdocs/inform/docs/Zakoni_stran_RSS/Tadgikistan/Zakoni_RT/6_Progr_razv_RTdoc347.doc (дата обращения: 01.03.2023).

3. Правительства Республики Таджикистан от «30» декабря 2019 года, №642 Концепция цифровой экономики в республике Таджикистан [Электронный ресурс]. (дата обращения: 23.04.2024).

4.Исамитдинов Ж. Б., Хомидов Р. А. К истории компьютеризации школ Республики Таджикистан на рубеже XX–XXI вв. // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. Серия гуманитарных наук. 2016. URL: cyberleninka.ru/article/v/k-istoriikompyuterizatsii-shkol-respubliki-tadzhikistan-na-rubezhe-hh-xxi-vv (дата

обращения: 01.03.2019).

5. Курбанов А.Ш. Образование в условиях трансформации таджикского общества. Душанбе, 2010 – С. 259 – 260.

6.Паспорт приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» URL.


  СИМВОЛЫ - 2024



  ЛОГОТИП НОМЕРА





  KAZANOBR - 2024


Приглашаем подписываться на телеграмм-канал муниципальной методической службы города Казани:

  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика