Конструирование учебного занятия учебного курса «Вероятность и статистика» с целью формирования математической грамотности

Михайлова Юлия Валерьевна,
советник директора по воспитанию
и по взаимодействию с детскими
общественными организациями,
учитель математики МБОУ «Лицей №145»
Авиастроительного района г.Казани


Аннотация: Целью данной статьи является рассмотрение методических подходов и практических рекомендаций для конструирования учебного занятия по курсу «Вероятность и статистика».

В современном мире математическая грамотность является одним из ключевых факторов успеха в образовании и профессиональной деятельности. Умение применять математические методы и понятия для решения разнообразных задач, в том числе и прикладного характера, становится важным компонентом подготовки обучающихся. В связи с этим учебный курс «Вероятность и статистика» становится актуальным для формирования математической грамотности.

При разработке учебного занятия по данной теме необходимо учитывать ряд аспектов.

1. Формирование базовых понятий теории вероятностей и статистики. Важно, чтобы учащиеся понимали основные термины и определения, такие как случайное событие, вероятность, закон распределения и т.д. Для этого следует использовать примеры из реальной жизни, которые позволят наглядно продемонстрировать применение данных понятий.

2. Обучение методам решения задач. Необходимо уделить внимание различным методам вычисления вероятностей (классическое определение, формула полной вероятности, формула Байеса и т.п.), а также методам статистического анализа данных (вычисление средних значений, дисперсий, корреляций и т.п.).

3. Практическое применение полученных знаний. На занятиях следует регулярно решать задачи прикладного характера. Это могут быть задачи из различных областей науки, экономики, техники и т.д., которые будут способствовать формированию у учащихся понимания важности изучения теории вероятностей для решения реальных проблем. К области применения знаний учебного курса относятся: космонавтика, наука, медицина, образование, психология, экономика, политика.

Для развития компетенций математической грамотности у обучающихся по учебному курсу «Вероятность и статистика» из всего многообразия методов обучения можно выделить эффективные методы:

1) кейс-метод, с помощью него можно решать задачи передачи сообщений/информации, математизации и представления данных;

2) эксперимент, в рамках которого можно обеспечить использование математических инструментов;

3) математическое моделирование, с помощью которого будут решаться задачи рассуждения и аргументации, использования символьного, формального или технического языка и операций;

4) деловая игра, в ходе которой обучающиеся разрабатывают стратегию решения проблемы.

С развитием информационных технологий и всеобщей доступности информации перед системой образования возникает задача подготовки специалистов, способных критически оценивать и анализировать большие объемы данных. Статистика как наука, занимающаяся изучением закономерностей массовых явлений, играет ключевую роль в этом процессе. Однако традиционные методы обучения статистике, базирующиеся на изучении теоретических основ и решении типовых задач, зачастую не позволяют обучающимся в полной мере овладеть навыками анализа и интерпретации данных.

Кейс-метод позволяет обучающимся приобрести практические навыки анализа статистических данных, что может быть полезно для их будущей профессиональной деятельности. Работа над кейсами стимулирует развитие критического мышления, поскольку предполагает самостоятельно искать и анализировать информацию,

а затем делать выводы и предлагать решения. К навыкам, которые можно развивать кейс-методом, относятся: презентация интеллектуального продукта, анализ ситуации и оценивание результата, работа в команде. Кейс-метод способствует развитию коммуникативных навыков, так как работа над кейсами предполагает групповое обсуждение и презентацию результатов.

При конструировании учебного занятия по курсу «Вероятность и статистика» особое внимание необходимо уделить такому методу обучения, как математическое моделирование. Этот метод предполагает использование математических моделей для описания и анализа реальных процессов и явлений. Математическое моделирование позволяет не только изучить теоретические основы вероятности и статистики, но и применить полученные знания на практике. На примере разных задач можно показать, как математическое моделирование используется в различных областях науки, техники и экономики. Например, можно рассмотреть задачу о выборе оптимального страхового тарифа для страхования автомобилей. Используя математическую модель, можно определить, какой тариф будет наиболее выгодным для страховой компании и для страхователей.

Также можно использовать математическое моделирование для анализа социальных процессов. Например, можно исследовать влияние различных факторов на уровень преступности в городе. Применяя статистические данные и математические модели, можно выявить закономерности и сделать выводы, какие меры необходимо предпринять для снижения уровня преступности.

Кроме того, математическое моделирование можно использовать для прогнозирования различных явлений. Например, можно использовать математическую модель для прогнозирования изменения климата или для оценки влияния различных экологических факторов на здоровье человека.

На своих уроках я также использую метод экспериментов, для их реализации применяю виртуальную лабораторию 1С: урок «Теория вероятностей». Лаборатория включает в себя комплекс интерактивных учебных средств, позволяющих активизировать работу учащихся по изучению учебного курса «Вероятность и статистика», 190

внести в неё элементы исследовательской и экспериментальной деятельности. Все средства лаборатории могут использоваться как при объяснении и закреплении материала, так и в самостоятельной работе в классе или дома. Особый интерес у обучающихся вызывают интерактивные шаблоны для построения моделей случайных опытов; интерактивные исследования основных вероятностно-статистических закономерностей, изучаемых в школьном курсе математики; тренажёры, предназначенные для индивидуального закрепления навыков решения задач; лабораторные работы, ориентированные на закрепление и углубление пройденного материала с помощью компьютерного эксперимента; вероятностные игры, в которых поиск оптимальных стратегий и оценка шансов основаны на полученных ранее знаниях и умениях.

Конструирование деловых игр и использование их в рамках учебного занятия учебного курса «Вероятность и статистика» позволяют применять теоретические знания на практике, развивать критическое мышление и коммуникативные навыки. Деловая игра предполагает решение контекстной задачи, что является основой для формирования математической грамотности. Данные для игры можно взять из реальных статистических отчетов или придумать самостоятельно.

Список литературы

1. Ковалева, Г.С. Математическая грамотность: методические рекомендации по формированию математической грамотности обучающихся 5-9-х классов с использованием открытого банка зааний на цифровой платформе / Г.С. Ковалева, Л.О. Рослова. - Москва: Ин-т стратегии развития образования РАО, 2021.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] // Реестр примерных программ: государственная информационная система. - Ре-им доступа: https://fgosreestr.ru/educational_standard/federalnyigosu darstvennyi-obrazovatelnyistandart-osnovnogo-obshchego-obrazovaniia.


  СИМВОЛЫ - 2024



  ЛОГОТИП НОМЕРА





  KAZANOBR - 2024


Приглашаем подписываться на телеграмм-канал муниципальной методической службы города Казани:

  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика