Корсакова Гульсина Фаясовна,
Кириченко Дарья Евгеньевна,
учителя начальных классов МБОУ «Школа №86»
Советского района г.Казани
Поддержка и развитие технического творчества - одно из важных направлений в образовательной деятельности. Основная задача данного направления – это создание условий для получения качественного и доступного дополнительного образования в области развития техники и технологий [3].
Техническое творчество - инструмент синтеза знаний, который закладывает динамичные основы мышления. Образовательные программы технической направленности устремлены на воспитание интереса обучающихся к инженерно-техническим информационным технологиям, научно-исследовательской и конструкторской деятельности с целью формирования в будущем кадрового потенциала для различных отраслей российской промышленности [4, с.14].
Актуальность темы обусловлена потребностью нашего общества в технически грамотных, креативных индивидах, которые способны разрешить возникающие проблемы, возродить интерес к техническому творчеству, вооружить обучающихся первоначальными политехническими знаниями и умениями.
Эффективность технического воспитания обучающихся кроется в действенном применении современных образовательных технологий для достижения и реализации разработанных программ (ИКТ, технологии коллективной творческой деятельности, проблемного обучения, развития критического мышления, игровой деятельности и др.). Применение данных технологий в комплексе позволит достигнуть обучающимся высокого образовательного уровня, сформировать творческие способности, научит самостоятельно воспринимать необходимую информацию. Центральное место в начальной школе отводится формированию активной, самостоятельной, исследовательской и познавательной деятельности обучающегося [5].
Техническое творчество как образовательный процесс строится на принципах системно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов, подразумевает под собой - целостность, непрерывность деятельности, психологической комфорт, широкую вариативность продуктов творчества. Техническая направленность у младших школьников формируется на всех уроках: через творческое моделирование, изучение основ изобретательства, создание новых идей и через организацию продуктивной деятельности обучающихся.
Анализ научных источников (Т.В. Кудрявцев, В.А. Скакун, В.В. Чебышева, И.С. Якиманская, Ф.А. Зуева и др.) помог выделить 4 уровня сформированности основ технического мышления [1, с, 67]:
1 уровень – знания об осуществляемых действиях практически отсутствуют, действия неосознаны и исполняются с опорой на интуицию путем проб и ошибок;
2 уровень – знания в основном приобретены, однако в действиях они недостаточно применяются, проявляется низкая компетентность, в действиях наличествует неуверенность;
3 уровень – в основе действий лежит осознанность, однако не всегда применяются теоретические знания; действия отвечают цели, рознятся достаточной точностью и характеризуются разумным их сочетанием;
4 уровень – действия характеризуются хорошими теоретическими знаниями, которые применяются в полном объеме.
В начальной школе для грамотной организации воспитания навыков технологической деятельности следует научить детей выделению конкретных черт качества того или иного предмета. Именно логическое и наглядно-образное мышление помогает младшим школьникам идти по следам технического творчества. Они учатся определять части отдельных предметов, соотносить их с фигурами, строить схемы, выделять и анализировать устройство отдельных предметов, что в дальнейшем поможет им при изучении более сложных технически-учебных предметов (информатика, черчение, физика и др.) [3].
Одним из средств формирования технологического мышления младших школьников является применение на уроках в начальной школе метода моделирования. Модель – это образ (предмет), характеризующийся своей устойчивостью и логической завершенностью. Правильное осознание структуры модели позволит обучающемуся определить и установить взаимосвязь предметов в окружающем мире, воспроизвести целостную картину мира, установить причинно-следственные связи ее существования.
Уже с первого класса (и даже в дошкольном учреждении) дети применяют модели в разрешении образовательных задач. Следовательно, уже на начальных ступенях образования дети входят в мир технического самостоятельного творчества. В состав понятия «техническое творчество» входят такие компоненты, как решение задач комбинированным способом, выбор оптимального решения, оригинальность и время решения, целенаправленность процесса разрешения технических задач.
На формирование основ технического мышления влияют наличие педагогических условий, опыта педагога и его целеустремленность в подаче технического материала младшим школьникам, использование разнообразных технических и логических заданий, способствующих развитию технического мышления, а также организация дополнительного технического образования через организацию внеурочной деятельности. Программы внеурочной деятельности научно-технической направленности представляют собой комплекс специально разработанных заданий, упражнений, тренингов, развивающих игр. В процессе реализации данных дополнительных программ обеспечивается комплексное развитие обучающегося начального звена, вырабатываются приемы рациональной технической деятельности, создается база для формирования прочных знаний и умений [2, с.26].
Педагоги формируют у обучающихся умения работать с технической документацией, ориентироваться в специальной терминологии, удовлетворяют потребность ребенка в поиске и приобретении новых знаний, независимой творческой деятельности, оказывают содействие в развитии конструкторских умений, таких способностей как изобретательство, рационализаторство, новаторство. Занятия, ориентированные на включение в творческую, исследовательскую, проектную деятельность, начиная с малого – знакомства с начальным техническим творчеством мотивируют обучающихся в дальнейшем на самостоятельное изучение предмета, получение новых знаний, переход на следующую, более значимую ступень [4, с.38].
Задача педагогического коллектива, реализующего программы технической направленности - модернизировать деятельность в области развития научно-технического творчества детей и молодежи, улучшать программно-методическое обеспечение образовательного процесса, включать в содержание новые исследовательские, проектные, научно-технические блоки, вводить и реализовывать новые педагогические технологии, инновационные формы работы.
Таким образом, техническое творчество является самым ресурсоемким направлением технического образования.
Список литературы:
1. Методика преподавания технологии в начальных классах: учебное пособие для студентов бакалавриата очной и заочной форм, обучающихся / составители: Е.И. Чернышева, А.В. Брехова. - Воронеж: Воронежский гос. пед. ун-т, 2020. - 130с.
2. Практика студентов бакалавриата по направлению подготовки Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профиль «Технология и Информатика»: методические рекомендации / А.В. Вахрушев [и др.]. - Ижевск: Удмуртский университет, 2019. - 91с.
3. Российская Федерация. Законы и кодексы. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об образовании в Российской Федерации» – М.: Эксмо-Пресс, 2024. - 192с.
4. Технологическое образование в системе «школа-колледж-вуз»: традиции и инновации: материалы Всероссийской научно-практической конференции, 24 марта 2022 г., Воронеж / научный редактор: Н.Ф. Бабина. - Воронеж: ВГПУ, 2022. - 210с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286) (с изм. на 08.11.2022г.) – М.: Просвещение, 2023. - 53с.
- в детском саду |
- в школе |
- в допобразованиии |
2. Инженерная школа |
3. Детская мастерская #Мы конструируем будущее |