Токарева А.А.,
учитель математики и информатики
МБОУ «Гимназия №7 имени Героя России А.В.Козина»
Ново-Савиновского района г.Казани
В последнее время актуальным стал вопрос психологического благополучия одаренных детей, которое является условием их самореализации в различных видах деятельности. Психологическое благополучие исследуется как один из важных факторов оптимального функционирования личности [3]. По данным Всемирной организации здравоохранения, одаренные дети относятся к группе высокого риска неудовлетворительного личного и социального развития. Важно изучить связь между психологическим благополучием и одарённостью, чтобы решать важнейшие задачи в психолого-педагогической деятельности [1]. Психологическое благополучие является важной предпосылкой реализации и развития потенциала учащихся с признаками одаренности, обеспечивающей гармоничность их личностного становления.
Изучение отечественной и зарубежной литературы позволили выявить противоречие показателей психологического благополучия одаренных детей, а также недостаточная изученность темы математической одаренности в юношеском возрасте. С одной стороны, ряд исследований утверждают, что одаренные дети, как правило, имеют более высокие показатели психологического благополучия, чем учащиеся, без признаков одаренности. Однако в других исследованиях был выявлен более низкий показатель психологического благополучия у одаренных детей. Есть также ряд исследований, которые не выявили отличий у одаренных детей и их сверстников по показателям психологического благополучия.
Одним из наиболее значимых направлений для математически одаренных детей в школе является научно-техническое. Обучение по программам научно-технической направленности способствует развитию технических и творческих способностей, формированию логического мышления, умения анализировать и конструировать. Именно математическая одаренность содержит в себе все эти умения и навыки.
Гипотеза исследования: мы предположили, что учащиеся с признаками математической одаренности и учащиеся без признаков одаренности имеют значимые различия по показателям психологического благополучия и субъектности.
В данном исследовании приняли участие 185 старшеклассников в возрасте 16-17лет. Исследование проводилось на базе общеобразовательных учреждений Казани, а именно 131 лицей, 23 лицей, 54 и 49 школы. Математически одаренные школьники отбирались из школ, в которых проходит предварительный педагогический отбор по специализированным программам. Диагностика математической одаренности: тест математических аналогий «Задачи Гайштутта» В.Н. Дружинина был использован с целью выявления математически одаренных учащихся, так как в данных учреждениях есть учащиеся с другими видами одаренности. В дальнейшем исследовании из 185 учащихся приняли только 88 учащихся: 43 математически одаренных учащихся, и 45 учащихся без признаков математической одаренности.
В результате исследования были получены следующие выводы. По результатам теста «Гендерный тип личности» показатели феминности значительно ниже у учащихся с признаками математической одаренности.
Математически одаренные учащиеся юношеского возраста менее мягкие, уступчивые, у них меньше развита способность к сочувствию, сопереживанию. Учащиеся юношеского возраста без признаков одаренности более уступчивы, понимающие других, заботящиеся о людях. В данном исследовании не один учащийся из всей выборки не является недифференцированным типом гендерной идентичности. Это может говорить о том, что учащиеся юношеского возраста идентифицируют себя либо с одним полом, либо к обоим полам. Среди учащихся юношеского возраста отсутствуют учащиеся, ригидные в общении, склонные руководить эмоциями больше чем ситуацией. Учеников юношеского возраста уже присутствует разделение между мышлением, чувствами и потребностями.
Значимые различия по показателям психологического благополучия между двумя выборками выявлены по показателю «Автономия» и показывают, что средний уровень почти всех показателей психологического благополучия у математически одаренных учащихся ниже, чем у учащихся, без признаков математической одаренности. А средний показатель личностного роста у математически одаренных учащихся выше, чем у учащихся, без признаков математической одаренности. Математически одаренные учащиеся юношеского возраста более целеустремленные, имеют чувство непрерывного развития, открыты новому опыту, но при этом менее самостоятельны, им сложнее заботиться о ком либо, они испытывают сложности в организации коллектива, чувствуют себя неспособным изменить окружение. Кроме того, математически одаренные учащиеся хуже принимают собственное «Я», свои положительные и отрицательные качества, недовольны своим прошлым и предстоящим бедующем. Это можно объяснить тем, что математически одаренные дети в основном являются участниками олимпиад.
Значимые различия по показателям психологического благополучия между двумя выборками выявлены по показателю «Автономия». Математически одаренные учащиеся подвластны мнению и оценки окружающего, в отличие от учащихся без признаков одаренности, которые способны противостоять попыткам общества заставить думать и мыслить определенным образом. Это можно объяснить тем, математически одаренные дети привыкли работать по заданному шаблону, определенному алгоритму, а дети без признаков математической одаренности более автономны в решении жизненных задач.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что уровень психологического благополучия учащихся юношеского возрасте не зависит от наличия или отсутствия математической одаренности. В исследованиях одаренных подростков были выявлены значимые различия по показателю «Автономия». Высокий уровень самостоятельности был выявлен для подростков с признаками математической одаренности, которые в то же время отличаются относительно низкими значениями показателя «позитивные отношения», что выражается в переживании недостатка близких отношений с другими людьми, изолированности в сфере социальных контактов. Действительно, если провести анализ классов научно-технической направленности и гуманитарных классов, более самостоятельными проявляют себя класс научно-технической направленности. Эту особенность необходимо учитывать при работе со старшеклассниками в системе научно-технического направления.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Балаш А.В., Топоева Е.Ю. Особенности психологического благо-получия старших подростков с признаками одаренности // Вестник науки и образования. 2020. № 1(79). С. 101—105.
2. Ведикова Е.Ю., Калягина Е.А. Особенности психологического благополучия старшеклассников с признаками одаренности // Проблема процесса саморазвития и самоорганизации в психологии и педагогике. Уфа: Агентство международных исследований, 2018. С. 50-57.
3. Роденко Е. А. Изучение уровня психологического благополучия личности подростков // Психология XXI века: Материалы Международной научно-практической конференции молодых ученых (22–24 апреля 2010 г., Санкт-Петербург) / под науч. ред. О. Ю. Щелковой. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2010. – С. 225–227
4. Черчес, Т. Е. Гендерные особенности психологического благопо-лучия студенческой молодежи / Т. Е. Черчес, Т. А. Колас // Научные труды Республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки. – 2021. – № 21-4. – С. 410-418. – EDN LLNGMC.
5. Boazman, J., &Sayler, M. (2011). Personal well-being of gifted stu-dents following participation in an early college-entrance program. RoeperRe-view: A JournalonGiftedEducation, 33(2), 76–85.
6. Neihart M. The impact of giftedness on psychological well-being: What does the empirical literature say? Roeper Review, 1999. Vol. 22-1, pp. 10—17.
- в детском саду |
- в школе |
- в допобразованиии |
2. Инженерная школа |
3. Детская мастерская #Мы конструируем будущее |