С.А.Борисова, методист ИМО
Управления образования г.Казани
2024 год в Татарстане объявлен Годом научно-технологического развития – шаг в будущее. Год научно-технологического развития - это не просто формальность, а реальная возможность для Татарстана сделать шаг вперед в области инноваций и развития региона. Это шанс решить актуальные проблемы в области технологического образования, обновить учебные программы, подготовить квалифицированные кадры.
Технологическое образование играет ключевую роль в формировании компетентности будущего поколения и готовности к цифровому миру.
Что представляет собой современный урок технологии? Робототехника, 3Д –моделирование, макетирование, лазерная резка, компьютерная графика, программирование и др. Все это уже сейчас изучают в школах, имеющих соответствующее оборудование и подготовленных педагогов.
Одной из главных проблем является нехватка квалифицированных преподавателей и учебных материалов в области технологий. Необходимо внедрять современные методики обучения. Другой важной проблемой является недостаточное оснащение кабинетов для изучения предмета: не все образовательные организации имеют необходимое для этого оборудование и программное обеспечение.
Однако, несмотря на вышеперечисленные проблемы, развитие технологического образования имеет огромный потенциал. С появлением новых технологий, таких как искусственный интеллект, «интернет вещей» и другие, учебные программы могут быть дополнены и обогащены, открывая новые перспективы для учащихся.
«Технология» – один из немногих предметов школьной программы, который объединяет различные области знаний в школе, способствует соединению теории с практикой. Технологическое развитие страны предполагает соответствующую подготовку кадров, которая начинается с технологического образования молодёжи в общеобразовательной школе в рамках образовательной области «Технология».
В данный момент перед системой образования ставится важная задача: подготовить образованного, творческого человека, умеющего адаптироваться к быстро меняющейся социально-экономической среде. Образовательная система нацелена на то, чтобы сделать ее более приспособленной к изменениям, происходящим в экономике и социальной жизни страны. Внедрение в учебный процесс инновационных технологий является определяющей чертой современного образования.
Приказом Минпросвещения России от 22.01.2024 №31 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и основного общего образования» скорректированы некоторые положения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее ФГОС НОО), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6.10.2009 №373 и ФГОС НОО, утвержденного приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 №286 и федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС ООО), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 и ФГОС ООО, утвержденного приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287.
С 1 сентября 2024 года в учебный план предметной области «Технология» вводится новый учебный предмет «Труд (технология)», который заменит существующий сейчас учебный предмет «Технология». Министерство просвещения РФ утвердило для него модульную структуру, которая объединит сразу несколько направлений. Пять из них обязательные, еще три – вариативные. Модульная структура «Труд (технологии)» позволяет глубоко погрузиться в разнообразные области предмета, предоставляя школьникам возможность развивать творческие способности, познавать основы различных профессий и формировать уважительное отношение к труду. Предмет получает новый статус, новые содержания, новые распределения часов в модулях. Особое внимание уделяется преемственности обучения в начальной и основной школе. Школьники уже с ранних лет получают представление о разнообразии профессий и важности трудовой деятельности, что способствует их самоопределению и выбору профессионального пути.
Включение в модуль «Робототехника» темы беспилотных летательных аппаратов, подчеркивает приоритет современных технологий в образовательном процессе. Школьники получают возможность ознакомиться с передовыми технологиями и понять их значение в современном мире.
Важно отметить, что учебный предмет «Труд (технология)» не претендует на подготовку специалистов узких профессий. Его задача - дать школьникам основы технологического мышления, развить практические навыки, побудить их к творчеству и инновационным решениям. Внедрение предмета «Труд (технологии)» - это важный шаг в развитии российского образования. Новое направление поможет подготовить будущее поколение к жизни и работе в динамичном и технологичном мире.
Новый предмет «Труд (технология)» - это не только усвоение знаний и навыков, но и воспитание уважения к труду, творческого подхода и инновационного мышления. Он способствует формированию у школьников ключевых компетенций, необходимых для успешной жизни и профессиональной деятельности в XXI веке. Введение этого предмета является важным шагом в развитии российского образования и создании более современной и эффективной системы подготовки будущих граждан страны.
Литература:
1. Сайт edsoo.ru. Федеральные рабочие программы НОО и ООО по учебному предмету «Труд (технология)».
2. Научно-методический журнал «Методист» №3, 2023г.
3. Научно-методический журнал «Методист» №1, 2024г.
4. Сообщество Завуч-Директор-Советник https://vk.com/deputy-director.
- в детском саду |
- в школе |
- в допобразованиии |
2. Инженерная школа |
3. Детская мастерская #Мы конструируем будущее |