Обучение информатике в образовательной организации: актуальность и перспективы

Мироновский Константин Михайлович,
учитель математики и информатики,
Мироновская Татьяна Викторовна,
учитель математики
МБОУ «Гимназия №7 имени Героя России А.В.Козина»
Ново-Савиновского района г.Казани


С прошлого века деятельность человека тесно связана с технологиями, в частности с программированием. С его помощью анализируются старые и решаются новые задачи, оно становится таким же инструментом как молоток или токарный станок. В современном мире тяжело переоценить вклад программирования в развитие технологий, качества жизни, индустрии развлечений и рынка труда. Абсолютно каждая отрасль сейчас использует в той или иной мере достижения и продукты, полученные в результате использования технологий: электроника, робототехника, биотехнологии, инженерия, атомная энергетика и т.д.

Образовательные организации реализуют научно-техническое направление актуальной сферы IT, в связи с чем, в школьной программе присутствует информатика как обязательный предмет с 7 по 11 класс. Этот предмет уже является популярным при выборе для сдачи ОГЭ и ЕГЭ на протяжении нескольких лет. При этом без навыков программирования сдача экзамена невероятно усложнится. Не говоря уже о том, что базовые навыки, приобретаемые на уроках информатики, позволяют творчески решать задачи других предметов и развиваться в олимпиадном направлении. Огромное количество дверей открывает программирование.

Программированию в школьной программе уделяется весомое количество времени, что так же отражается в большом количестве заданий в ЕГЭ, связанных с навыками анализировать задачу, строить логические и математические модели решения и реализовывать на каком-либо языке программирования. И у учителя встаёт вопрос о выборе языка программирования. Стоит отметить, что первый эмоциональный толчок даёт престижность и высокоинтеллектуальность возможности программировать. Далее приходит осознание мощности этого инструмента, для оптимизации решения математических задач. Если ученики не будут упускать детали, которые окажутся довольно важны в будущем и позволят наслаивать новые знания, термины - они поймут, что возможности ограничены лишь их стремлению к этому и усердием.

Для оптимального обучения необходимо, чтобы нужные знания на данный момент находились в одном доступном месте, иначе добавляются барьеры для изучения нового или повторения старого. Этот вопрос обучения может решить какой-либо из многочисленных интернет-ресурсов, но нюанс их использования заключается в излишней обширности знаний, или их недостаток, так как рассчитаны уже на опытного пользователя и других особенностей использования. Имеющиеся учебники содержат необходимый материал, который не всегда и не всем ученикам бывает понятен, в силу разного уровня подготовки и мотивации. Следовательно, учебника не всегда бывает достаточно для понимания темы. Поэтому мною разработано пособие, которое будет отвечать запросам школьников и соответствовать школьной программе: теоретический материал, понятные способы решения, подробные примеры задач для заданных образовательной программой целей.

Разработанное пособие «Программирование на Python для уроков информатики и не только» состоит из 9 разделов:

1. Начало работы с Python.

2. Первые команды: print, input.

3. Типы данных: числа целые и десятичные дроби, строки.

4. Математические операции.

5. Условный оператор и вариации использования, логические операции.

6. Циклы.

7. Списки.

8. Функции.

9. Работа с файлами.

Для того, чтобы учебно-методическое пособие было максимально эффективным, был учтен ряд ключевых факторов. Во-первых, оно адаптировано к уровню подготовки школьников (даже слабоподготовленных и маломотивированных), чтобы они могли легко усваивать новый материал и не затрудняться в понимании сложных концепций, что создает ситуацию успеха. Во-вторых, пособие насыщено практическими заданиями и упражнениями, которые помогут школьникам закрепить полученные знания и навыки. В-третьих, пособие построено на принципах последовательного и логического изложения материала, чтобы школьники могли постепенно наращивать свой уровень подготовки и не теряться при изучении новых тем.

Кроме того, пособие содержит не только теоретический материал, но и практические рекомендации по решению типичных заданий, предупреждая возникновение ошибок и проблем, с которыми могут столкнуться школьники при изучении программирования. Это позволит им более эффективно преодолевать трудности и совершенствовать свои навыки.

Одним из ключевых является раздел, посвященный началу работы с Python. В этом разделе освещены базовые аспекты создания проектов, в котором отдано предпочтение не средам разработки на компьютере, а онлайн сервису, доступному с любого устройства, ведь так они смогут сохранять свой прогресс в решении задач и дома продолжать классную работу.

В следующих трёх разделах школьники познакомятся с базовыми концепциями языка программирования, такими как переменные, типы данных, операторы и т.д. Кроме того, здесь представлены первые шаги по написанию основных программ на Python, таких как вывод текста на экран и получение ввода от пользователя.

Продолжая математический раздел рассматривается возможность подключения дополнительного набора команд, что называется модулем. Далее представлены более сложные темы, такие как условные операторы, циклы, списки, функции и работа с файлами. Каждый раздел содержит теоретический материал, практические упражнения и примеры кода, которые помогут школьникам лучше понять изучаемую тему и применить полученные знания на практике. В заключении пособия представлен раздел, посвященный решению задач, которые нужно уметь решать на экзамене или олимпиаде по информатике. Это позволит школьникам подготовиться к сдаче экзаменов и улучшить свои навыки решения сложных задач.

Материал предъявляется ученику самым адаптированным способом: наглядно объясняя на примерах. Структурно было выбрано расположение по схеме: слева - код, справа - результат.

При изучении темы «Обозначения данных» говорится о том, что достаточно просто присвоить значение какой-нибудь переменной, не указывая ее тип. Пример задания: Переменной присвоить значение 32, то есть целое число. При выполнении этого задания ученику предоставляется не только код программы (number = 32 print(number)), который ему надо набрать, но и результат выполнения, который он увидит на экране (32).

При изучении темы «Математические операции» говорится о базовых и специфических операциях с числами, рассматриваются взятие целой части или дробной от деления. Пример задания: присвоить целочисленные значения двум переменным и вывести на экран результат выполнения каждой операции. И повторить это несколько раз, для разных чисел. При выполнении этого задания ученику предоставляется не только код программы (a = 10 b = 3

print(a + b)), который ему надо набрать, но и результат выполнения, который он увидит на экране (13).

Таким образом, данное пособие по программированию на Python является полезным инструментом для школьников, изучающих информатику. Оно поможет им более эффективно изучать новый материал школьной программы, закреплять полученные знания и навыки, преодолевать трудности. Кроме того, демонстрируется доступность изучаемого материала для учеников любого уровня. Тем самым происходит расширение аудитории, осваивающее научно-технологическое направление деятельности.


  СИМВОЛЫ - 2024



  ЛОГОТИП НОМЕРА





  KAZANOBR - 2024


Приглашаем подписываться на телеграмм-канал муниципальной методической службы города Казани:

  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика