Шарафиева Альбина Александровна,
учитель физики
Мушарапова Ильвира Фаридовна,
учитель географии
МБОУ «Школа №9 с углублённым изучением английского языка»
Ново-Савиновского района г.Казани
Энергетический комплекс – одна из важнейших отраслей экономики России. Очень важно сформировать у учащихся понимание того, что его эффективная работа затрагивает многие аспекты различных сфер жизни: это и понимание физических основ производства электрической энергии, это и влияние его работы на жизнедеятельность человека – начиная от выбора профессии и места жительства (географического положения), заканчивая экологическими проблемами, возникающими в ходе строительства и функционирования электростанций.
Идея сделать совместное мероприятие по данной теме витала давно. Тема интересная, важная, но в школьном курсе на наш взгляд не раскрывается в достаточной полноте. И по учебной программе прохождение разных аспектов темы происходит в разное время: по географии в начале учебного года, по физике во второй его половине. Однако это не стало препятствием для его проведения.
Цели и задачи мероприятия:
1.Обучающие: сформировать целостное представление об энергетическом комплексе РФ, как о важнейшей отрасли экономики, расширить понятия «электроэнергетика», «энергосистема». Познакомить с особенностями разных типов электростанций, их географического расположения. Рассмотреть физические основы производства электроэнергии, превращение различных видов энергии в электрическую, осветить экологические проблемы.
2.Воспитывающие: воспитывать любознательность учащихся, тягу к новым знаниям, экологическое воспитание.
3.Развивающие: стимулировать познавательную активность учащихся, формировать мотивацию к получению новых и систематизации уже имеющихся знаний, развивать умение работать в группе, развивать ораторские способности.
Оборудование: компьютер, презентация.
Тип занятия: внеклассное мероприятие.
Этапы работы:
1.Подготовительный этап. Учащимся 9-х классов объявлена тема мероприятия. Путем жеребьевки между классами были распределены виды электростанций:
-тепловые электростанции
-гидроэлектростанции
-атомные электростанции
-ветряные электростанции.
Первые три вида – самые распространенные, традиционные источники энергии. Ветряные электростанции выбраны как один из распространенных и перспективных альтернативных видов электростанций.
Задача – достойно представить свой вид электростанций, рассказать о его преимуществах и подготовить каверзные вопросы, освещающие наиболее острые проблемы, стоящие перед использованием других источников энергии.
Учащимся 9-х классов было предложено сформировать команды по 5 человек. Каждый член команды получал свою роль:
1) «Географ» должен подготовить сообщение о географическом расположении своего вида электростанций, его распространении, осветить причины существующего порядка.
2) «Экономист» должен рассказать об экономических преимуществах, целесообразности использования и перспективах развития.
3) «Инженер» рассказывает о принципах работы данного вида электростанции.
4) «Эколог» рассказывает о влиянии этих электростанций на окружающую среду, проблемах, возникающих при их строительстве и эксплуатации, мерах для предотвращения этих последствий.
5) «Журналист» готовит вопросы другим командам о наиболее острых проблемах, возникающих при работе их видов электростанций.
Далее были установлены сроки для подготовки, назначено время для консультаций с учителями. Работу было рекомендовано представить в виде презентации.
2. Проведение мероприятия
Ведущий сказал вступительное слово:
Топливно-энергетический комплекс является важнейшим в обеспечении
жизнедеятельности любой страны. Особенно для России, в силу ее северного
географического положения. Современное производство очень энергоемко,
поэтому энергетика всегда опережала прочие отрасли. Состояние энергетики
предопределяет экономическое благополучие страны, а значит и
благосостояние каждого человека, потому что топливная промышленность –
это источник света и тепла в наших домах, источник энергии машин,
источник валюты.
Не существуют простые способы выбора источника энергии. Все они
сложны. Все они требуют компромиссных решений. Но самый главный
компромисс - нанести как можно меньший ущерб для окружающей среды.
Каждый источник энергии характеризуется экономическими и
экологическими параметрами, выгодами и рисками. Выбор должен быть
сделан, но при этом следует иметь в виду, что выбор источника энергии
означает выбор определенной экологической стратегии.
Повестка сегодняшнего энергетического форума:
“Оценить современное состояние топливно-энергетического комплекса с
целью выявить проблемы и наметить пути решения этих проблем”.
Предлагается следующий регламент работы:
1. Командами была проведена жеребьевка, по результатам которой
предлагается создать экономическую модель развития энергетики, чтобы:
а) удовлетворить потребности в энергии;
б) учесть меры к обеспечению эффективного использования энергии;
в) охрана биосферы от загрязнения.
2. Выступление каждого докладчика не более 2 минут.
3. Далее прения по проблеме вопроса, где журналисты могут задавать
вопросы докладчикам для обсуждения.
4. Подведение итогов форума.
Слово предоставляется докладчикам.
Команды по очереди выступили, достойно представив свои темы.
Для оценивания итогов выступления были разработаны следующие критерии:
1. Глубина раскрытия темы
2. Качество выступления
3. Аргументированность ответов
4. Оформление демонстрационного материала (презентации)
5. Соблюдение регламента защиты
В жюри были приглашены ученики 11 класса, которые объявили итоги мероприятия, сказали напутственные слова. Были распределены места, а также в каждом классе выделили лучшего спикера.
Фотографии с проведенного мероприятия:
- в детском саду |
- в школе |
- в допобразованиии |
2. Инженерная школа |
3. Детская мастерская #Мы конструируем будущее |