Авзалова Айгуль Ильдаровна,
директор
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №98 (татарско-русская)»
Вахитовского района г.Казани
Перед нами сегодня стоит серьезная управленческая проблема: регионы страдают от недостатка инженерно-технических кадров, вузы ощущают недобор абитуриентов, готовых представить высокие результаты экзаменов по предметам «химия», «физика», «информатика» для поступления на соответствующие направления. Высокотехнологичные предприятия региона также страдают от недостаточного отклика потенциальных работников на инженерно-технические вакансии. Анализ данных форм статистической отчетности вузов за последние несколько лет показывает, что в среднем по России 25-30% абитуриентов, зачисленных на первый курс, получали предыдущее образование в другом регионе (по данным Росстата). В 2022 г. это значение составило 300 тыс. человек. Если при этом выпускники не возвращаются в родной регион, то этот регион теряет довольно существенную часть трудового ресурса, что влечет за собой ослабление региональной экономики. Поэтому большое внимание региональных министерств в части реализации профильного образования уделяется тому, чтобы выпускники школ чаще выбирали для поступления вузы своего или соседних регионов вместо удаленных учебных заведений.
Кроме того, по данным Республиканского центра мониторинга качества образования в РТ в 2023 году значительно уменьшилось количество учащихся, сдающих ЕГЭ по предметам «физика» (с 17 до 14,01%) и «химия» (с 13,57 до 13,03% в общей таблице предпочтений выпускников). [1]
Одним из вариантов решения поставленной проблемы стало создание сетевой модели общеобразовательных организаций, региональных вузов и высокотехнологичных предприятий в рамках реализации республиканской программы «У?ыш». Особенность данной сетевой модели заключается в реализации дополнительных общеразвивающих программ с помощью кадровых и материально-технических ресурсов Казанского национального исследовательского технологического университета и совместно работающих с университетом высокотехнологичных предприятий, именно с использованием технологии смешанного обучения. Мы выбрали технологию смешанного обучения, потому как школьные преподаватели зачастую не готовы тратить время на создание электронных продуктов в силу загруженности во время проведения аудиторных занятий, планирования, проверки письменных работ учащихся. А запрос университета к школе заключается не только в том, чтобы строить работу со школьниками для привлечения своего абитуриента, но и развития различных компетенций у потенциального абитуриента, которые помогут ему в дальнейшем качественно построить индивидуальную траекторию, а также образ исследовательской деятельности в вузе. В публикациях по вопросам организации сетевого взаимодействия вузов и школ выделяются два ключевых вопроса на этапе формирования сети образовательных учреждений: выбор модели (среды), в которой будет строиться сетевое взаимодействие, как следствие, выбор участников и целей сетевого образования. [2] Поэтому мы предположили, что реализация программ дополнительного образования инженерно-технического направления, в рамках модели смешанного обучения (технологии «Ротация станций» и «Ротация лабораторий») позволит организовать эффективную взаимосвязь школьный учитель-вузовский преподаватель-ученик-виртуальная программа тренажер, предоставленный высокотехнологичным предприятием. Эффективность смешанного обучения описывается в работах зарубежных и отечественных исследователей (Е.В. Бутенков, И.B. Десятова, М.Г. Евдокимова, Ю.И. Капустин, О.В. Львова, М.Н. Мохова, А.Л. Назаренко, М.А. Татаринова, C.B. Титова, I.E. Allen, В. Barrett, и др.). E. Stracke считает, что смешанное обучение – это сочетание традиционного обучения в классе и компьютерных технологий на основе гибкого подхода к обучению, который учитывает преимущества тренировочных и контролирующих заданий в электронной среде, а также использует другие методы, которые могут улучшить результаты студентов и сэкономить затраты на обучение [3].
К преимуществам смешанного обучения относят следующие факторы: автоматизация учебного процесса, постоянный доступ к учебным материалам и регистрации результатов учебной деятельности студентов, непрерывный мониторинг прогресса познавательной деятельности со стороны преподавателя, возможность асинхронного обучения, объективность контроля; гибкость (самостоятельное изучение теоретического материала в индивидуальном темпе с последующей активной коммуникативной деятельностью на занятиях в классе); развитие критического мышления и способности к автономной деятельности, направленной на поиск необходимого материала, анализ, обобщение, использование информации в своих целях; информационная доступность и множественность применения материалов; учет индивидуальных особенностей студентов (тип высшей нервной деятельности, когнитивные способности и др.); интерактивность.
Мы предлагаем рассматривать интерактивность в обучении как принцип, реализующийся в учебном процессе, который дает возможность преподавателю эффективнее организовать процесс обучения, а учащемуся обеспечивает вовлеченность в активную коммуникативную деятельность и создает высокий уровень заинтересованности в освоении предмета. В процессе участия в модели сети общеобразовательных организаций г. Казани, региональных вузов, и высокотехнологичных предприятий, совместно реализующих сетевые дополнительные общеразвивающие программы с использованием технологии смешанного обучения, мы решили провести лонгитюдное исследование, которое позволило бы определить образовательные запросы обучающихся (жизненные планы обучающихся, выбор направления (профиля) обучения и выбор высшего учебного заведения) для дальнейшего совершенствования организации профильного обучения в школе. Под эффективностью профильного обучения в разрезе лонгитюдного исследования (на период окончания 2024-2025 учебного года) мы рассматриваем процент запроса 9-классников на соответствующие профили, процент выпускников школ-участников сети, выбравших для сдачи предметы «химия», «физика», «информатика», и процент их поступления на инженерно-технические направления региональных вузов.
Кластерный анализ, проведенный во втором полугодии 2023-2024 учебного года показал, что в промышленно-химико-технологическом классе в отличие от классов, которые не участвуют в реализации данных программ, увеличились показатели учебной мотивации учащихся, которые проявились в количественных показателях обучающихся, занимающихся проектно-исследовательской деятельностью по предметам естественно-научного и инженерно-технических направлений, а также в качественных показателях олимпиад: появились призеры регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников.
Дальнейшая реализация данного проекта позволит разработать методические рекомендации по использованию технологии смешанного обучения, которые, несомненно, будут полезны руководителям школ, работникам территориальных управлений образования, которые, применив предложенную методику и изучив данную систему управления сетевой структурой, реализующей профильное обучение старшеклассников технологического профиля, смогут ответить на вопрос о возможности и целесообразности реализации подобной модели на тех территориях, где расположены их образовательные организации.
[1] Сайт Республиканского центра мониторинга качества образования https://rcmko.ru/
[2] Голубкин И.А. Модели и механизмы сетевого взаимодействия образовательных учреждений (организаций) //Сетевые взаимодействия образовательных учреждений и организаций в процессе реализации образовательных программ. Проектирование и управление М:Альянс Пресс, 2004.
[3] Теория и практика введения смешанного обучения в деятельность школы. Любомирская Н.В., Рудик Е.Л., Чигирева Е.В., Хоченкова Т.В., НИУ ВШЭ, Москва.
- в детском саду |
- в школе |
- в допобразованиии |
2. Инженерная школа |
3. Детская мастерская #Мы конструируем будущее |