Евлампиева Маргарита Владимировна,
Ясавеева Динара Масгутовна
учителя начальных классов высшей квалификационной категории
МБОУ «Многопрофильный лицей №187» Советского района г.Казани
2022–2031 годы президент РФ Владимир Путин своим указом объявил десятилетием науки и технологий. Правительство утвердило план Десятилетия науки и технологий. Основных задач, согласно указу президента, три:
• привлечение молодёжи в науку
• вовлечение исследователей и разработчиков в решение задач развития общества и страны
• популяризация науки.
Всё это способствует обеспечению технологического суверенитета России. И всё вышеперечисленное должно брать своё начало со школы. Владимир Владимирович Путин во время своего ежегодного послания к Федеральному собранию говорил что, «школьники должны учиться самостоятельно мыслить, работать индивидуально и в команде, решать нестандартные задачи, ставить перед собой цели и добиваться их, чтобы в будущем это стало основой благополучной, интересной жизни», а еще подчеркнул, что «важно воспитывать культуру исследовательскую, инженерную».
В современных условиях недостаточной мотивации детей к познанию и научно-техническому творчеству особую актуальность приобретает задача по совершенствованию образовательных программ, созданию особых пространств и форм для интеллектуального развития детей и молодежи, их подготовки по программам инженерной направленности.
Важная роль отводится именно классному руководителю, который может активно совершенствовать образовательное пространство для того, чтобы предоставить возможность младшим школьникам отработать образовательные задачи и технологии развития продуктивного мышления и технических способностей уже на первой ступени образовательного учреждения, а также создать условия для формирования устойчивого интереса детей к инженерной деятельности. Всё большое начинается с маленького. Сейчас нашим детям 8 - 9 лет. Через 10 лет это будут юноши и девушки, которым нужно будет, основываясь на то, что мы в них вложили, интегрироваться в мир взрослых. Отталкиваясь от того фундамента, который мы заложили, реагировать и влиять на нашу с вами жизнь во всех областях: политика, наука, экономика, культура и другие.
Поделимся своим опытом работы с детьми в статусе классного руководителя в формате «Инженерного класса». Инженерные классы - это авангард, класс, на который равняются все учащиеся и гордятся педагоги. Поэтому на классного руководителя накладывается большая ответственность. В таком классе обучение осуществляется в режиме полного дня. Первая половина – предметы общеобразовательной программы, под руководством учителя начальной школы, классного руководителя, вторая половина дня – дополнительное образование с сопровождением тьютора. Мы сознательно сделали выбор, что будем совмещать работу учителя – предметника – классного руководителя – тьютора - педагога дополнительного образования. В таком случае образовательное пространство действительно становится единым, его можно совершенствовать, форматировать, согласно изменяющимся обстоятельствам. Жизнь в школе – это «живой организм», и мы, конечно, соблюдая режим, «живём» в нём.
Участники образовательного процесса:
• Классный руководитель
• учителя-предметники
• педагоги дополнительного образования
• административная команда
• родители
Классный руководитель является связующим звеном в таком многочисленном педагогическом окружении детей. И от его грамотного руководства зависит качество и результат всего образовательного процесса. Мы живём в информационном цифровом мире. На классного руководителя возлагается важная коммуникативная функция - умение правильно получать, интерпретировать, передавать информацию. Классный руководитель должен быть тактичен, выдержан, понимать психологические особенности людей различных профессий, культур. Часто приходится находить решения в нестандартных ситуациях, так как мир стремительно меняется. Необходима комфортная здоровая среда и максимальное создание удовлетворительных условий для обучения детей – это главная задача классного руководителя.
Работая в инженерных классах мы создали «Инженерный мир», в котором приоритетными направлениями являются:
• качественное базовое образование
• олимпиадное движение
• внеурочная деятельность
• исследовательская, проектная деятельность
• классные мероприятия
• мероприятия лицея
Инженер – это человек понимающий мир и преобразующий его. Мир огромен и разнообразен. Знакомство с миром мы осуществляем через различные области, вовлекая и погружая учеников и родителей с головой. Конечно же, мы не можем ограничиваться предметной областью. Она является базой, на основе которой происходит активное участие в олимпиадах, конкурсах, в научно-практических конференциях, акциях, движениях. Как один увлекающийся ученик может своими увлечениями и достижениями повлиять на весь коллектив, так и коллективная деятельность мотивирует на активность, вызывает интерес, подвигает на создание проектов и исследований. Вместе с детьми учатся и родители, так как сейчас этот процесс в жизни всех людей неизбежен.
Инструменты образовательного процесса:
• Наставничество – учителя, учащиеся, родители, предметники.
• Цифровые ресурсы: гаджеты, платформы.
• Активная жизненная позиция: личный пример, успех собственных детей.
• Мотивация: поощрение, признание значимости учебной деятельности.
Самое главное – это личностные качества и активная жизненная позиция классного руководителя. Мы выстраиваем траекторию развития, мы, с горящими глазами вступая в любую деятельность, ведём за собой учеников, педагогов, родителей, а порой и членов администрации. Умение убедить, поблагодарить, восхититься, почествовать, правильно оценить и подставить плечо в нужный момент не оставит в классе место для пассивных, ленивых, равнодушных.
- в детском саду |
- в школе |
- в допобразованиии |
2. Инженерная школа |
3. Детская мастерская #Мы конструируем будущее |