Формирование конструктивного и творческого мышления младших школьников на основе декоративно-прикладного искусства при изучении родного (татарского) языка во внеурочной деятельности

Шаяхметова В.М.,
учитель родного языка,
МБОУ “Лицей №35 - образовательный центр “Галактика”
Приволжского района г.Казани
e-mail: sunnyschool-kazan@mail.ru


Я - учитель родного языка и литературы. Родной язык – важнейшее средство связи поколений, обеспечивающее передачу накопленного опыта. Язык теснейшим образом связан с жизнью. Владение родным языком, умение общаться во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Нынешнее общество все больше зависит от технологий. Более пристальное внимание уделяется такой области интеллекта человека, как инженерное мышление. Формирование и развитие инженерного мышления – основа повышения качества образования. Будучи учителем родного языка и литературы, передо мной встал вопрос: как же связать инженерное образование, мышление и свой предмет? Какие же педагогические приемы и инновации могут мне помочь?

Я нашла ниточку, которая связывает развитие инженерного мышления и свой предмет в лице внеурочной деятельности, которую я веду в начальной школе. Формирование мышления происходит именно в раннем возрасте, создавая залог успешного развития подростка в будущем. Широкий кругозор, без которого невозможно инженерное образование необходимо формировать через творческую деятельность. Младший школьный возраст является самым благоприятным периодом для формирования основ инженерного мышления. Ведь инженерное мышление - это особая картина мира, способ мышления. Это умение видеть мир как систему, проектировать элементы этой системы, понимать их взаимосвязь и взаимозависимость. Образование должно побуждать к творчеству.

Суть нашей внеурочной деятельности заключается в раскрытии многогранности истории и культуры татарского народа, его популяризации среди молодежи нашего времени путем проведения и вовлечения учеников в различные творческие мероприятия, которые реализуются на протяжении учебного года.

Реализация во внеурочной деятельности.

«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. Силы ума крепнут по мере того, как совершенствуется мастерство, но и мастерство черпает свои силы в разуме», - говорил Сухомлинский В. А. Талант личности определяется не только уровнем интеллекта и ума, но и тем, что человек умеет делать руками. Во время внеурочной деятельности мы больше работаем руками. В тоже время идет общение на родном языке. То есть работаем параллельно и над коммуникативной компетенцией.

Одним из разделов программы внеурочной деятельности является декоративно-прикладное искусство татарского народа.

Татарское народное искусство, как и творчество любого народа, имеет единую природу и развивает в своем арсенале устойчивые орнаментальные комплексы и мотивы, вырабатывает свой стиль и ритмику. В татарском народном искусстве особое внимание уделяют такому виду орнамента как цветочно-растительный. Во всем многообразии и красоте цветочно-растительный орнамент проявил себя во многих видах татарского искусства — кожаной мозаике, вышивке, керамике, ювелирном искусстве. Глубоко самобытным и традиционным видом искусства казанских татар является ювелирное искусство. Поэтому с учениками 3 класса мы тоже решили начать с украшений. В данном случае это брошки. На первом занятии познакомила ребят с декоративно-прикладным искусством татарского народа. Ребята наглядно увидели ювелирное искусство. Дальше переходим к этапу формирования инженерного мышления. Дети пробуют установить, на что похож определенный элемент в национальном орнаменте и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; мысленно менять взаимное расположение фигур. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса.

В результате такой работы мои ученики приобретают и раскрывают ресурсы личности, а также формируют инженерное мышление обучающихся. При этом активно используется коммуникативная технология обучения родному языку.

Литература:

1. Музей изобразительного искусства Республики Татарстан / Татарское декоративно-прикладное искусство. Электронный источник: https://izo-museum.ru/kollektsii/prikladnoe-iskusstvo/tatarskoe-dekorativno-prikladnoe-iskusstvo-respubliki-tatarstan;

2. Сазонова З.С., Чечеткина Н.В. Развитие инженерного мышления – основа повышения качества образования: Учебное пособие / МАДИ (ГТУ). –М.: 2007. – с. 64-72.


  СИМВОЛЫ - 2024



  ЛОГОТИП НОМЕРА





  KAZANOBR - 2024


Приглашаем подписываться на телеграмм-канал муниципальной методической службы города Казани:

  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика