Разработка и проведение комплекса мероприятий по профилактике агрессивного поведения дошкольников в системе игр

Бикмуллина Лидия Наиловна,
МБДОУ "Билингвальный детский сад №333 комбинированного вида"
Советского района г.Казани Рычкова Лариса Леонидовна,
МБДОУ "Билингвальный детский сад №333 комбинированного вида"
Советского района г.Казани


Резюме: По разработке и по проведению комплекса мероприятий - в группе повысилось настроение, улучшился эмоциональный фон, повысился уровень общения, дети стали свободнее общаться. Разработанный нами комплекс мероприятий направлен на профилактику агрессивного поведения, сплочение коллектива, выплеск эмоций, улучшение отношений между сверстниками, проявление каждого с лучшей стороны и выработке эмпатии.

Abstract: According to the development and implementation of a set of events, the mood in the group improved, the emotional background improved, the level of communication increased, the children began to communicate more freely. The set of measures we have developed is aimed at preventing aggressive behavior, team building, outpouring of emotions, improving relationships between peers, showing everyone the best side and developing empathy.

Ключевые слова: агрессивное поведение; формирование поведения; обучение саморегуляции; обучение самосознанию; коммуникативный навык

Key words: aggressive behavior; behavior formation; self-regulation training; self-awareness training; communication skill

Комплекс мероприятий по профилактике агрессивного поведения актуален в условиях детского сада для работы с дошкольниками, способствует установлению положительных взаимоотношений, стабилизирует эмоциональный фон и помогает преодолевать трудности, связанные с поведением.

Цели, разработанного комплекса, заключаются в следующем:

1. Снижение уровня агрессивного поведения дошкольников.

2. Формирование эмоциональной осознанности собственного поведения.

3. Обучение дошкольников саморегуляции и самосознанию.

4. Формирование адекватных способов выражения агрессии.

5. Развитие коммуникативных навыков и доброжелательности к окружающему миру.

Для начала первым занятием мы провели знакомство, чтобы установить контакт и настроить детей на совместную деятельность. Занятие «Знакомство» включает в себя следующие упражнения:

- «Интервью» (педагог выступает в роли журналиста и просит каждого ребёнка коротко рассказать о себе);

- «Волшебные шарики» (дети по кругу, сидя с закрытыми глазами, получают по очереди в ладони шарик и должны мысленно направить все тепло и нежность на него, разогреть, после, обсуждаются ощущения от проделанного);

- «Я очень хороший» (все дети сначала по очереди сначала шепотом, потом обычным голосом, и в конце громко говорят: «Я очень хороший!» После хором кричат: «Мы очень хорошие!»)

- «Соединенная линия» (дети передают по кругу клубок ниток и говорят о своих чувствах и о том, что может пожелать другим, при передаче нить тянут по кругу, в конце дети натягивают нить и представляют, что они одно целое).

Занятие второе мы назвали «Улыбка». Второе занятие включает в себя следующие упражнения:

- «Мое настроение» (дети выбирают цвета, которые им по душе, и рисуют цветовые пятна, цвет трактует настроение);

- «Орешек» (детям предлагается представить, как они разгрызают орех- сжать крепко челюсть, затем разжать челюсть, чтобы ощутить разницу, гораздо легче с разомкнутой челюстью, ведущий озвучивает данный факт, прослушивание расслабляющей музыки);

- «Воздушный шар» (упражнение направлено на релаксацию. Каждый ребёнок встаёт, закрывает глаза, поднимает руки вверх и представляет себя воздушным шаром, который надувается сильнее. Ребёнок весь напрягается и стоит так около минуты, затем предлагается расслабится полностью постепенно, начиная с кистей рук и так все тело. Ребёнок должен запомнить ощущения в расслабленном состоянии);

- «Клеевой дождик» (дети встают друг за другом в цепочку и цепляются руками за плечи друг друга, таким образом перемещаются и преодолевают препятствия: перелезают через стулья, прячутся от диких животных, пробираются через дремучий лес, при этом дети не должны отцепляться друг от друга).

Третье занятие «Дорогой друг» включает в себя следующие упражнения:

- первое упражнение инсценировка сказки «Репка». Дети дружно вытягивают репку по очереди;

- упражнение «Подари улыбку» (каждый из детей улыбаются друг другу);

- упражнение «Какая рука у соседа» (в полной тишине дети касаются рук друг друга и рассказывают каждый, что почувствовали, какая рука);

«Клеевой дождик» (дети встают друг за другом в цепочку и цепляются руками за плечи друг друга, таким образом перемещаются и преодолевают препятствия: перелезают через стулья, прячутся от диких животных, пробираются через дремучий лес, при этом дети не должны отцепляться друг от друга).

Четвертое занятие «Двойник» для налаживания взаимопонимания между детьми и включает в себя следующие упражнения:

- упражнение «Зеркало» (дети делятся на две группы, одна из которых зеркала, вторая – зверюшки из магазина; «зеркала» должны повторять действия за «зверюшками», а затем дети меняются ролями);

- упражнение «Только вместе» (дети разбиваются на пары и прислоняются друг к другу спинами, в таком положении им необходимо приседать, не отрываясь друг от друга, каждый ребенок пробует со всеми по очереди. Затем проходит обсуждение с кем было удобнее выполнять упражнение);

- упражнение «Сыр-бор» (дети по кругу передают друг другу мяч и говорят своему соседу разные необидные слова. Например, «А ты, …, редиска!». Детям необходимо напомнить, что это игра и не стоит обижаться, а в заключительном круге, дети наоборот должны сказать своему соседу что-то приятное: «А ты, …., котенок!»);

- упражнение «Клубочек тепла» (дети передают по кругу клубок и говорят что-то приятное своему соседу).

Пятое занятие «Дружба» включает в себя следующие упражнения:

- упражнение «Аэроплан» (одному из детей предлагается представить себя на время маленьким самолетом, он ложится на пол животом и все остальные дети приседают, подкладывая под него руки, помогают по команде ведущего «взлететь маленькому самолетику», носят его немного на руках, затем бережно помогают «приземлиться». Важно напоминать детям в процессе полета о бережном отношении к самолету, возможно уточнить у «самолетика», кто его будет носить. Если у детей начнет получаться все дружно и слажено, можно запускать несколько самолетов одновременно.);

- упражнение «Добрый зверь» (дети встают в круг, берутся за руки и представляют себя одним большим целым животным, дышат синхронно, при вдохе делаю шаг вперед, на выдохе – шаг назад. После на вдохе – два шага вперед, на выдохе – два шага назад. Дети должны полностью ощущать себя единым целым добрым большим зверем. Животное не только дышит, еще у него также ровно и ритмично бьется сердце. Следующим этапом перед шагами дети топают ногой одновременно, чтобы получился ритм – стук, вдох, шаг вперед и т.д.);

- упражнение «Зайчики и Слоники» (дети сначала представляют себя зайчишками-трусишками и изображают, как они дрожат от страха, прячутся, когда слышат шаги или приближение волка. Через десять минут дети перевоплощаются в слонов и изображают плавность и размеренность в движениях, как слоны бесстрашны, если встречают человека).

Занятие шесть мы назвали «Волшебная дружная группа», оно включает в себя следующие упражнения:

- упражнение «Клякса» (дети берут тот цвет гуаши, который им нравится, на кисточку и плеснуть «кляксу» на чистый лист. Затем листы складываются пополам, чтобы клякса отпечаталась. Потом каждый по очереди рассказывает, на что похожа клякса, если надо для законченности картинки, ребенок может дорисовать детали.);

- упражнение «Салют» (детям дается разноцветная бумага, которую они рвут на мелкие кусочки, затем каждый ребенок пускает свой салют по очереди, остальные ему хлопают);

- упражнение «Бубба» (один из детей садится в центр круга с полотенцем, остальные ходят вокруг него и строят рожицы, затем, когда ребенок не выдерживает, он старается догнать того, кто его больше всего обидел. Тот, кого он догонит, становится «Буббой»);

- завершающее упражнение «Наша волшебная дружная группа» (дети совместно рисуют свою группу на листе ватмана).

Таким образом, по окончании занятий, в группе повысилось настроение, улучшился эмоциональный фон, повысился уровень общения, дети стали свободнее общаться. Разработанный нами комплекс мероприятий направлен на профилактику агрессивного поведения, сплочение коллектива, выплеск эмоций, улучшение отношений между сверстниками, проявление каждого с лучшей стороны и выработке эмпатии.

Список использованной литературы:

1. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб.: Прайм- ЕВРОЗНАК, 2017. 512 с.

2. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.: Генезис, 2000. 192 с.

3. Пасечник В.Н. Агрессивное поведение дошкольника // Дошкольное воспитание. 2018. №5. С.73-78.

4. Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р. Агрессивные дети. Дошкольное образование. М.: Генезис, 2003. 2004 с.

5. Чижова С.Ю., Калинина О.В. Детская агрессивность. Ярославль.: Академия развития, 2015. 160 с.

6. Эльконин А.Б. Детская психология. М.: Просвещение, 2006. 384 с.


  СИМВОЛЫ - 2024



  ЛОГОТИП НОМЕРА





  KAZANOBR - 2024


Приглашаем подписываться на телеграмм-канал муниципальной методической службы города Казани:

  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика