Научно-технологическая деятельность в начальной школе

Гайнуллина Алсу Мавлетовна,
учитель начальных классов,
Гисматуллина Гузелия Фердинандовна,
учитель начальных классов
МБОУ «Школа №103»
Ново-Савиновского района г.Казани


«Мы лишаем детей будущего,
если продолжаем учить сегодня так,
как учили этому вчера»
Д.Дьюи


Научно-технологическая деятельность в начальной школе является важной составляющей образовательного процесса. Она направлена на развитие у детей интереса к науке, технологии и исследовательской деятельности, а также формирование у них навыков поисковой и проектной работы. Продвинутые методики помогают сделать процесс обучения более интересным и понятным для детей, а также расширяют их кругозор в области науки и технологий.

Одним из основных принципов научно-технологической деятельности в начальной школе является активная позиция учащихся. Дети должны быть поощрены к самостоятельному поиску информации, формулированию гипотез и проведению экспериментов. Важно, чтобы учащиеся самостоятельно выбирали темы исследований, что позволяет им проявить творческий подход и развить свои интеллектуальные способности.

Начальная школа предоставляет возможности для проведения различных научно-технологических проектов. Примерами таких проектов могут быть: исследование растительного и животного мира в ближайшем окружении школы, создание моделей и прототипов научных и технических объектов, изучение принципов работы электрических цепей, проведение экспериментов по физике и химии, изучение основ робототехники и программирования.

В ходе научно-технологической деятельности в начальной школе также важно развивать навыки работы с информацией. Дети должны освоить основы информационной грамотности, научиться критически оценивать источники информации, уметь анализировать и систематизировать полученные данные.

Кроме того, научно-технологическая деятельность в начальной школе способствует развитию коммуникативных навыков. Дети учатся выступать перед аудиторией, обсуждать результаты исследований, работать в команде, обмениваться идеями и выражать свои мысли.

Рассмотрим несколько способов использования научно-технологического направления на уроках в начальной школе:

1. «Программирование». Через программирование у детей развивается вычислительное мышление, которое помогает развивать навыки решения задач, креативное мышление, умение учиться и навыки совместной работы.

На уроках математики можно вводить элементы программирования, например, использование блок-схем или логических условий для решения задач. Дети могут создавать простые программы на языке Scratch, что позволит им применить математические концепции в практических задачах.

На уроках русского языка можно использовать элементы орфографического программирования, например, для облегчения применения правил в письме можно использовать алгоритм - инструкцию, которая устанавливает, какие действия и какую последовательность нужно выполнить для применения соответствующего правила.

2. «Моделирование». Способствует формированию конкретного образного и логичного мышления, включая творческие возможности учащегося.

На уроках математики ребята могут исследовать, каким образом меняется количество воды в каждом из стаканов, представляющих различные емкости (маленький, средний, большой), если мы будем уменьшать или увеличивать объем воды на определенное количество глотков. Дети смогут создать модели из конструктора или пластилина и провести эксперименты, что позволит им понять понятие объема и его изменений.

На уроках русского языка, чтобы запоминать правила орфографии дети могут сделать яркие графические карточки правил, чтобы избежать механических заучиваний.

3. «Исследовательские проекты». Проведение исследовательских проектов в рамках учебного процесса позволит детям применить полученные знания в практике.

На уроках математики дети могут провести мини-исследование на тему, как часто встречаются определенные числа в их окружении (например, на номерных знаках автомобилей, на циферблате часов и т. д.). После сбора данных школьники могут анализировать результаты, строить графики и делать выводы о закономерностях в распределении чисел.

На уроках русского языка дети могут создать языковые карточки с интересными словами и их значениями для обмена с одноклассниками.

4. «Игровой подход». Игровые методики позволяют сделать обучение увлекательным и интерактивным.

На уроках математики ученикам можно предложить решить интересную математическую головоломку, связанную, например, с расстановкой фишек на доске в определенном порядке. Это задание развивает логическое мышление, способность к анализу и построению доказательств.

На уроках русского языка можно применить дидактические игры, например, «Убери лишний вагон» в процессе этой игры ребята повторят состав слова, потренируются в разборе слова по составу, тем самым, закрепят эту тему у себя в памяти.

Таким образом, использование научно-технологического направления на уроках помогает сделать обучение более эффективным, интересным и запоминающимся для учащихся, способствует развитию критического мышления, логического мышления, творческих способностей и умений работать в команде учеников. Это позволяет подготовить детей к быстро меняющемуся миру и развить у них навыки, необходимые для успешной деятельности в сфере науки и технологий.

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить,

то и в жизни он будет только подражать, копировать»

Л.Н. Толстой

Библиографический список:

1. Аникеева Н.П., "Воспитание игрой", Москва, 1987 г.

2. Бабанский Ю. Н. Оптимизация процесса обучения. М., 2015.

3. Бухаркина М.Ю., Полат Е.С., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2004 – C.198–201.

4. Маркина И.В. Современный урок. Технологии, приемы, разработки учебных занятий / И.В. Маркина. — Ярославль: Академия Развития, 2009. — 288 с.

5. Макакманус Ш., Вордерман, К., Дж. Вудкок, и др. Программирование для детей. – М. Манн, Иванов и Фербер, 2015. – 224 с.: ил.

6. Махмутов М.И. Современный урок - 2-е издание. М,: Просвещение 2011

7. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя – М.: Просвещение, 2011. – 192 с.

8. [Электронный ресурс]-URL: https://fgos.ru (дата обращения: 20.03.2024).

9. [Электронный ресурс]-URL:

http://www.itmathrepetitor.ru/pedagogika-citaty-ob-obrazovanii/

(дата обращения: 20.03.2024).


  СИМВОЛЫ - 2024



  ЛОГОТИП НОМЕРА





  KAZANOBR - 2024


Приглашаем подписываться на телеграмм-канал муниципальной методической службы города Казани:

  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика