ОТ РЕДАКЦИИ

Дорогие друзья! Уважаемые коллеги!

Мы рады вновь приветствовать Вас на страницах электронного научно-методического журнала «KAZANOBR.RU», двадцать восьмой выпуск которого посвящен теме «Инклюзивное образование как этап развития столичной системы образования».

В последнее время большое внимание уделяется проблеме обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Долгое время система образования делила детей на обычных и инвалидов, которые практически не имели возможности получить образование и реализовать свои творческие способности. Между тем, все дети равны, и мы должны обеспечить им равный доступ к образованию с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Именно поэтому в середине 80-х годов ХХ века и возникла потребность в новой форме обучения – инклюзивное образование. Инклюзия нацелена не на изменение или исправление отдельного ребенка, а на адаптацию учебной и социальной среды к возможностям данного ребенка.

  Основная статья номера

ПОНЯТИЕ ОБ ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Чернявская В.К., специалист ЧУ «Городской центр образования»
Заслуженный учитель школы РТ, Эксперт по инклюзивному образованию

Понятие «инклюзивное образование» (от франц. inclusif – включающий в себя) для России является относительно новым (вошло в обиход в конце 90-х годов).

Инклюзивное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.

В Федеральном Законе № 273-ЗФ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2) дано определение инклюзивного образования как «…обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».

Развитие инклюзии в школе подразумевает отказ от практики использования методик, направленных на исключение ребёнка из образовательного процесса, или так называемых «исключающих» методик. Как и инклюзия, исключение — широкое понятие. Оно имеет отношение к временному или постоянному негативному воздействию «исключающих» методик, которые формируют барьеры на пути полноценного участия того или иного ученика в процессе обучения и школьной жизни.

  Статья методической службы

Процессы инклюзии для отечественной системы образования

Юлтыева Наталья Евгеньевна
методист Управления образования г.Казани

Одна из приоритетных целей социальной политики России — модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан. В связи с этим, значительно возрос заказ общества на инклюзивное образование.

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование является одной из важнейших задач государственной политики в области образования.

Всегда существовала проблема образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Она складывается из множества факторов, которые приходится преодолевать совместными усилиями всех участников образовательного процесса. Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов позволило сделать еще один шаг навстречу детям с ограниченными возможностями здоровья.

ЧАСТЬ 1. Инклюзивные практики в дошкольном образовании

  • Лазарева Д.Р. Садыкова Э.А. Авторское многофункциональное дидактическое Пособие для детей с ОВЗ «РАДУЖНЫЙ ЦВЕТОК»
  • Сунгатуллина Г.И. Пальчиковые игры-ходилки, как способ познания окружающего мира детьми с тяжёлыми интеллектуальными нарушениями
  • Садретдинова О.И., Иксанова А.М., Гилязова А.С., Ишкинина И.В. Здоровье-сберегающая инновационная модель организации коррекционно-оздоровительной работы в ДОО с детьми с ОВЗ
  • Липатова С.В., Гайнутдинова Н.Н., Шулаева Д.В., Сафина Э.А. Формирование речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ с использованием элементов изобразительной деятельности и мнемотехники
  • Айсина С.Х., Ефремова Л.Р., Гиниятова Р.Г., Ханова М.Р. Обучающая коррекционно-оздоровительная игра малой подвижности «STEP-КВАДРАТ»
  • Ханова М.Р., Загидуллина А.А., Валеева Э.Р. Мобильный развивающий центр «СУПЕРКИДС»
  • Шавалиева Л.А., Таланцева Е.С., Сарбаева Р.П. Цикл занятий по развитию познавательной сферы у детей с расстройством аутистического спектра с использованием ИКТ
  • Кухтина Н.В., Никитина С.Ю. Педмастерская – как одна из форм комплексного сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ
  • Урапина Э.Ф., Чернявская Л.Р. Психолого – педагогическая коррекция речевых отклонений у дошкольников с ОВЗ (ТНР) методами и средствами сенсорной интеграции
  • Баранова Е.Г., Стрелкова Н.Е. Методическая разработка по развитию слухового восприятия и речи с использованием АВК для детей дошкольного возраста с нарушениями слуха
  • ЧАСТЬ 2. Инклюзивные практики в школьном образовании

  • Мубаракова Ф.Н. Ярославцева Н.В., Белицкая В.К., Шафикова Р.В. Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Ступени в музыку»: Результаты и эффекты реализации
  • Магер М.О. Проект «открытая школа» для обучающихся с расстройством аутистического спектра
  • Файзуллина О.С. Проект развития социального и коммуникативного взаимодействия ребенка с расстройством аутистического спектра с его нормотипичными сверстниками с помощью совместной деятельности в условиях общеобразовательной школы «УЧИМСЯ ВМЕСТЕ»
  • Маткулова Ч.Ф. Савченко А.М. Способы организации обратной связи с обучающимися и их родителями по результатам проведения инклюзивной просветительской работы в школе
  • Авдонина Г.М. Применение смешанной и нетрадиционной техник рисования на занятиях инклюзивной изо-студии «РАДУГА» в младшей подгруппе
  • Березина Л.Г., Шимшек С.В. Обучение и социализация детей с РАС в общеобразовательной среде
  • Шакирова А.Ш., Иевлева С.В. Формирование жизненных компетенций, обучающихся с ОВЗ через занятия по сказкотерапии
  • Хоменко М.В., Садикова В.Р., Храмова С.В., Файзуллина Д.Р., Халиуллина А.Ю., Джураева С.Т. Формирование и развитие мелкой моторики у детей с применением АРТ-терапии
  • Магер М.О. Интерактивные перемены «Есть контакт» в рамках проекта по социализации учащихся с расстройством аутистического спектра
  • Шайхутдинова С.В. Формирование читательских умений у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья
  • Валетова Р.В., Мокшина Р.В. Программа внеурочной деятельности для обучающихся с РАС «РУЧКИ»
  • Журкина Н.Л., Абдуллина Л.Р., Тумакаева З.Н. Инклюзивный театр «ЗЕЛЕНАЯ ШУБА»
  • Чумакова И.Н. Психолого – педагогические технологии обучения детей с интеллектуальными нарушениями в инклюзивном классе
  • Алексеева А.Р. Методическая разработка для учащихся с ОВЗ «Здоровая личность». Курс эмоционально-личностного развития учащихся
  • Садикова В.Р., Хоменко М.В., Вахрушева А.В., Сафина Н.И. Формирование коммуникативных способностей детей с расстройством аутистического спектра методами психолого-педагогической коррекции младших школьников
  • Помогаева Ж.В., Махмутова Л.Ф. Абилитация воспитанников с множественными нарушениями развитияв условиях школы-интерната
  • Габидуллина З.В. Актвизация учебно-оспитателного процесса, разообразие форм и методов обучения как средство развтия творческих спсобностей обучающихся с цп
  • Низамбеева Р.Г. Особенности и проблемы обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья
  • Шарафеева С.Г. Организация речевой деятельности младших школьников с ОВЗ на уроках литературного чтения и русского языка
  • Саматова Ф.Г. Формирование коммуникативной компетенции учащихся с ОВЗ на уроках родного (татарского)языка
  • Семенова Е.П. Инновации в образовании: дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Патеев Т.Р. Особенности воспитательной работы с детьми с РАС
  • Шайхутдинова Г.С. Специфика использования креативных методов обучения родному (татарскому) языку в условиях коррекционной школы
  • ЦИФРЫ И ФАКТЫ

    В общеобразовательных учреждениях города учатся:
    - 359 детей с ОВЗ
    - 1416 детей-инвалидов
    - 610 детей индивидуально на дому, из них с применением ДОТ – 15 человек
    - 39 базовых площадок
    - 2 городских ресурсных центра - школы №78 и 156
    - 6 школ для детей с расстройством аутистического спектра (РАС):

    • МБОУ «СОШ №1» Вахитовского района;
    • МБОУ «СОШ №168» Авиастроительного района;
    • МБОУ «СОШ №65» Московского района;
    • МБОУ «СОШ №97» Приволжского района;
    • МБОУ «СОШ №156» Советского района;
    • МБОУ «СОШ №51» Вахитовского района.
    - 1 школа для детей с синдромом Дауна (МБОУ «Гимназия №180» Советского района)

    С 1 сентября 2020 года открыты классы компенсирующего вида для детей с задержкой психического развития (школы №136, 25, 81), ресурсные классы для детей с РАС в школах №71, 111

    Межведомственное сотрудничество:
    • КФ(П)У
    • Университет управления «ТИСБИ»
    • ИРО МОиН РТ
    • КИУ им.Тимирясова
    • ЧУ ДПО «Городской центр образования»

      СИМВОЛЫ - 2020



      ЛОГОТИП



       ГЛОССАРИЙ

    Адаптированная образовательная программа
    образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц


    Аутизм
    (от греч. auto – сам) – термин ввел швейцарский психиатр и психолог Э. Блейлер (1857–1939) для обозначения крайних форм нарушения контактов, ухода от реальности в мир собственных переживаний, где аутистическое мышление подчинено аффективным потребностям, его произвольная организация нарушена. А. традиционно связывается с психическими нарушениями при шизофрении. Термин «А.» употребляется также в неклиническом смысле: для обозначения индивидуальных особенностей человека, состоящих в повышенной ориентации на внутренние переживания и в большей зависимости мысли от аффективных тенденций (по сравнению со среднестатистической нормой) – при сохранности произвольности все это находится в границах нормы


    Инвалидность
    утрата или ограничение возможности принимать участие в жизни общества наравне с другими людьми вследствие физических, психических или социальных факторов

    Нарушение развития
    последствия тех или иных изменений в состоянии здоровья или неадекватного воспитания ребенка в семье (сиротском учреждении). Нарушения развития у ребенка двигательных, когнитивных, коммуникативных, сенсорных или иных функций

    Нозология
    учение о болезнях, позволяющее решать основную задачу частной патологии и клинической медицины: познание структурно-функциональных взаимосвязей при патологии, биологические и медицинские основы болезней. Нозология отвечает на следующие вопросы: что такое болезнь, и чем она отличается от здоровья, каковы причины и механизмы развития болезни, выздоровления или смерти

    Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья
    физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий

    Ограничение возможностей здоровья (ОВЗ)
    любая утрата психической, физиологической или анатомической структуры или функции либо отклонение от них, влекущие полное или частичное ограничение способности или возможности осуществлять бытовую, социальную, профессиональную или иную деятельность способом и в объеме, которые считаются нормальными для человека при прочих равных возрастных, социальных и иных факторах

    Особые образовательные потребности
    такие характеристики, которые делают необходимым обеспечить учащегося ресурсами отличными от тех, которые необходимы большинству учащихся. Особые образовательные потребности выявляются в ходе оценки учащегося; они являются основой для определения соответствующей образовательной программы (в том числе необходимых ресурсов) для данного учащегося

      Свидетельство





      KAZANOBR - 2020


    Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2020

    Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

    выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

    Яндекс.Метрика