Мы рады вновь приветствовать Вас на страницах электронного научно-методического журнала «KAZANOBR.RU», двадцать восьмой выпуск которого посвящен теме «Инклюзивное образование как этап развития столичной системы образования».
В последнее время большое внимание уделяется проблеме обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Долгое время система образования делила детей на обычных и инвалидов, которые практически не имели возможности получить образование и реализовать свои творческие способности. Между тем, все дети равны, и мы должны обеспечить им равный доступ к образованию с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Именно поэтому в середине 80-х годов ХХ века и возникла потребность в новой форме обучения – инклюзивное образование. Инклюзия нацелена не на изменение или исправление отдельного ребенка, а на адаптацию учебной и социальной среды к возможностям данного ребенка.
Чернявская В.К., специалист ЧУ «Городской центр образования»
Заслуженный учитель школы РТ, Эксперт по инклюзивному образованию
Понятие «инклюзивное образование» (от франц. inclusif – включающий в себя) для России является относительно новым (вошло в обиход в конце 90-х годов).
Инклюзивное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.
В Федеральном Законе № 273-ЗФ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2) дано определение инклюзивного образования как «…обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».
Развитие инклюзии в школе подразумевает отказ от практики использования методик, направленных на исключение ребёнка из образовательного процесса, или так называемых «исключающих» методик. Как и инклюзия, исключение — широкое понятие. Оно имеет отношение к временному или постоянному негативному воздействию «исключающих» методик, которые формируют барьеры на пути полноценного участия того или иного ученика в процессе обучения и школьной жизни.
Юлтыева Наталья Евгеньевна
методист Управления образования г.Казани
Одна из приоритетных целей социальной политики России — модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан. В связи с этим, значительно возрос заказ общества на инклюзивное образование.
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование является одной из важнейших задач государственной политики в области образования.
Всегда существовала проблема образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Она складывается из множества факторов, которые приходится преодолевать совместными усилиями всех участников образовательного процесса. Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов позволило сделать еще один шаг навстречу детям с ограниченными возможностями здоровья.
Инклюзивные практики в дошкольном образовании |
Инклюзивные практики в школьном образовании |