Чернявская В.К., специалист ЧУ
«Городской центр образования»
Заслуженный учитель школы РТ,
Эксперт по инклюзивному образованию
Понятие «инклюзивное образование» (от франц. inclusif – включающий в себя) для России является относительно новым (вошло в обиход в конце 90-х годов).
Инклюзивное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.
В Федеральном Законе № 273-ЗФ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2) дано определение инклюзивного образования как «…обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».
Развитие инклюзии в школе подразумевает отказ от практики использования методик, направленных на исключение ребёнка из образовательного процесса, или так называемых «исключающих» методик. Как и инклюзия, исключение — широкое понятие. Оно имеет отношение к временному или постоянному негативному воздействию «исключающих» методик, которые формируют барьеры на пути полноценного участия того или иного ученика в процессе обучения и школьной жизни. Такое негативное давление, направленное на исключение ученика из обучения и школьной жизни, может возникнуть в результате трудностей, которые возникли в установлении отношений, при непонимании учеником того, чему его учат, а также в результате ощущения ученика, что его не ценят. Инклюзия минимизирует все барьеры на пути получения образования всеми учениками.
Инклюзия начинается с того, что признаётся наличие различий между учениками. При развитии инклюзивного подхода к обучению такие различия уважаются и являются основой образовательного процесса. При этом подходе могут также понадобиться серьёзные изменения того, что обычно происходит в классах, в кабинетах сотрудников, на школьном дворе и в отношениях с родителями или опекунами школьников. Для того чтобы любой ученик был включён в образовательный процесс и школьную жизнь, необходимо рассматривать всю ситуацию в целом. Этот очень важный аспект можно не заметить, если ориентироваться только на один компонент инклюзии, например, такой как инвалидность. Давление на ребёнка с инвалидностью «исключающих» методик может проявляться в том, что программа обучения не учитывает его потребности.
Работа, проделанная в отношении преодоления трудностей одного ученика, может принести пользу и многим другим детям, хотя их собственным нуждам изначально, может быть, и не уделялось особого внимания. Именно так различия между учениками — интересы, знания, прошлый опыт, родной язык, достижения или инвалидность — превращаются в ресурсы, поддерживающие эффективный педагогический процесс.
К сожалению, до сих пор существует практика исключения учеников из системы общего образования по причине инвалидности или обнаруженных «сложностей при обучении».
Эффективность инклюзивного образования предполагает создание комплекса условий:
• готовность специалистов к реализации инклюзивного педагогического процесса (включает все виды готовности: личностная, профессиональная, психологическая и др.);
• гуманистическая система воспитания, включающая формирование нравственно-психологического климата внутри коллектива;
• организация коррекционной помощи и психолого - педагогического сопровождения развития и социализации детей.
Инклюзивное образование – образование, которое каждому ребенку, несмотря на имеющиеся физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые и другие особенности, предоставляет возможность быть включенным в общий (единый, целостный) процесс обучения и воспитания (развития и социализации), что впоследствии позволяет взрослеющему человеку стать равноправным членом общества, снижает риски его сегрегации и изоляции.
Инклюзия предполагает решение проблемы образования детей с ОВЗ за счет адаптации образовательного пространства, школьной среды к нуждам каждого ребенка, включая реформирование образовательного процесса.
Главное отличие процесса инклюзии от интеграции состоит в том, что при инклюзии у всех участников образовательного процесса меняется отношение к детям с ОВЗ, а идеология образования изменяется в сторону большей гуманизации учебного процесса и усиления воспитательной и социальной направленности обучения.
Инклюзивное образование – это долгосрочная стратегия, рассматриваемая не как локальный участок работы, а как системный подход в организации деятельности общеобразовательной системы по всем направлениям в целом.
Инклюзивная форма обучения касается всех субъектов образовательного процесса: детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей, нормально развивающихся учащихся и членов их семей, учителей и других специалистов образовательного пространства, администрации, структур дополнительного образования.
Инклюзивные практики в дошкольном образовании |
Инклюзивные практики в школьном образовании |