ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВЫХ ОТКЛОНЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ (ТНР) МЕТОДАМИ И СРЕДСТВАМИ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Урапина Эльмира Фаридовна, учитель-логопед
Чернявская Люция Раифовна, педагог-психолог
МАДОУ «Детский сад № 402»
Советского района г.Казани


Аннотация: Сенсорная интеграция для детей помогает дать мозгу нужные знания об окружающей обстановке и внешних стимулах, воздействующих на сенсорные системы человека. Игры, использующиеся в сенсорной терапии, дарят ребенку новые чувственные ощущения, происходит балансировка и развивается эффективная обработка сенсорных стимулов центральной нервной системой Метод СИ представляет собой упорядочивание ощущений, полученных из окружающего мира посредством игр, с использованием специального оборудования, воздействующего на аудиальную, визуальную, кинестетическую, вестибулярную сферы ребенка ОВЗ (ТНР).

Ключевые слова: сенсорные стимулы, кинестет, сенсорная интеграция, терапия.

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Активность ребенка (от 3-х до 5-ти) выражается в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. В процессе развития восприятия ребенок постепенно накапливает зрительные, слуховые, тактильно-двигательные, осязательные образы. В связи с этим одна из основных задач детской деятельности - развитие интереса к обучению через сенсорные стимулы. Необходимо организовать детей так, чтобы им захотелось что-то делать, чтобы осуществлялась самопознание, и появилась мотивация к речи. Для того чтобы в памяти ребенка закрепилось любое понятие, его название, он должен его увидеть, услышать, попробовать и потрогать. Если по каким-то причинам интеграция слабая, и мозг не может получить достаточное количество знаний и дать адекватный ответ, это может привести к проблемам с речью и общим недоразвитием. Сенсорные стимулы, эталоны, системы - это общепринятые образцы внешних свойств предметов (форма, цвет, величина). Каждый ребенок имеет свой индивидуальный тип познания, которому должен соответствовать свой стиль обучения (визуал, аудиал или кинестет). Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребенком сведения об окружающем мире. Известно, что успешность умственного, физического воспитания, овладения речью в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того: насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает, насколько качественно оперирует этой информацией и выражает эти знания в речи. Главной составляющей полноценного развития является развитие сенсорной интеграции. СИ начинается очень рано, еще в утробе матери. СИ наблюдается, когда мы ощущаем прикосновения ползающей по нам букашки, осознаем происходящее и знаем, где можно увидеть и убрать. Иными словами, все то, что мы получаем от органов чувств (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, вестибулярная система, проприоцепция) поступает в мозг и обрабатывается там, выдается нам в виде некоторого знания о предмете. Чем правильнее работают сенсорные системы, тем больше достаточной информации получает мозг и выдает больше адекватных ответов. Вершиной системы СИ являются: развитая эмоциональная сфера, ВПФ и речь. Еще Л.С. Выготский обратил внимание на то, что в основе формирования и развития ВПФ лежит сложный процесс интеграции внешнего мира во внутренний. Ученый придавал решающее значение процессу восприятия для развития речи, считая, что, ребенок может говорить и мыслить, только воспринимая окружающую его реальность. Руководствуясь его же теорией о сложности структуре дефекта, можно отчасти объяснить те неудачи, с которыми сталкиваются работники психолого-педагогической службы, пытаясь скорректировать:

- задержку психоречевого развития ребенка,

- его интеллектуально-познавательной сферы,

- не принимая во внимание особенности состояния восприятия.

Сенсорное развитие это три главных звена:

- тактильные ощущения (чувствительность кожи, чувствительность к прикосновениям);

- вестибулярная чувствительность (равновесие, чувствительность и изменение тела в пространстве);

- проприоцептивные ощущения (способность воспринимать, собственные движения, чувствительность мышц, сухожилий, связок).

Дети с ОВЗ, у которых наблюдаются: недостатки интеллектуального (ЗПР, интеллектуальные нарушения), и речевого (алалия, ОНР, системное недоразвитие речи) развития, двигательные нарушения, особенности поведении (РАС), гиперактивность, трудности во взаимодействии со сверстниками и взрослыми очень трудно, практически невозможно удерживать внимание на задачах обучения, их интерес неустойчив, часто отсутствует мотивация к развитию. У детей с ОВЗ отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации. Зачастую дети не могут целостно воспринять наблюдаемые объекты, они воспринимают и фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. Всё это затрудняет процесс коррекции и социализации. Одним из возможных путей решения этой проблемы является включение элементов сенсорной интеграции в общую систему коррекционной работы. Метод СИ в работе логопеда, дефектолога и психолога предполагает: стимуляцию работы всех органов чувств, направлен на активизацию познания, всех сторон речи, коррекцию поведения через сенсорику.

Занятия по программе СИ помогают синхронизировать работу зрительной, слуховой, и вестибулярной системы. При обучении следует разговаривать с ним спокойным тоном, проявлять доброжелательность и терпение. Т.к. у многих детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству. Методы работы имеют терапевтический подход: светотерапия, цветотерапия, звукотерапия, сказкотерапия, ароматерапия, релаксация-стимуляция. В основе расстройств может лежать дефицит обработки сенсорной информации, но и нарушения ЦНС. Упражнения должны быть направлены на развитие потенциала, необходимо проводить оценку развития ребенка, для оптимального подбора соответствующих игр. Необходимо постепенно вводить в деятельность ребенка упражнения сенсорно-интегративной коррекции. Упражнения целесообразно делать регулярно и систематически. Игры и упражнения можно использовать в любой удобный режимный момент (перед едой, перед началом образовательной деятельности, на прогулке). Целесообразно начинать коррекцию с тех сенсорных каналов, которые достаточно развиты, а постепенно вводить стимуляцию слабых каналов. Упражнения могут быть использованы как для стимуляции отдельных сенсорных каналов: зрительного, слухового, тактильного, вестибулярного и гравитационного), если в каком-либо, из них обнаруживаются элементы дезинтеграции, так и в комплексе.

Приемы работы по формированию речи у детей с ТНР на начальном этапе на основе сенсорной интеграции ощущений различной модальности проводятся с целью активизации речевой активности, звукоподражаний, развития навыков общения. Игры способствуют снижению агрессии «Солнце-дождик», «Выжимаем губки», «Взбиваем пену», «Ком», «Дождь - град», «Салют», «Буль - буль», «Буря в стакане», «Машинка из одеяла».

Упражнения, направленные на формирование звукослоговой структуры у детей с ТНР: «Ритмические ряды», «Музыкальные инструменты», «Рисование музыки», «Звуки и движения», «Телефонная линия», «Массажный мяч», «Замочки» (где используется методика Т.Н. Новиковой-Иванцовой.

Упражнения и игры по формированию звукослоговой структуры на вербальном материале «Соотнесение рядов», «Пирамида», «Суджок» (проговаривание слогов и слоговых цепочек с использованием массажного аппликатора суджок: прижатие подушечек пальцев к аппликатору с одновременным произнесением слогов и слоговых цепочек). Затем можно использовать металлические колечки в этих целях, произносим и одновременно надеваем колечко на каждый палец по очереди. «Аппликатор Кузнецова», «Пальцеход», «Пальчики здороваются».

Использование интеграционных упражнений для вестибулярной системы «Колечко», «Ухо и нос», «Игры с мячиком», «Ходьба по линии», «Между двух берегов», «Переступаем через веревочку», «На носочках», «Футбол бумажным пакетом», «Снежки», «Мыльные пузыри», «Поймай киску», «Чудесный мешочек», «Определи на ощупь», «Узнай фигуру», «Платочек для куклы», «Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет», «Узнай предмет по контуру», «Догадайся, что за предмет», «Найди пару», «Найди ящичек»,

«Что в мешочке», «Что это?», «Собери матрешку», «Золушка», «Угадай, что внутри».

При нарушении сенсорной чувствительности необходимо:

- предупреждать ребенка, что вы собираетесь прикоснуться к нему, приближайтесь к нему только спереди;

- помните, что объятия могут быть скорее болезненными, чем утешающими;

- постепенно знакомьте ребенка с различными текстурами

- учите ребенка самостоятельным действиям, позволяющим регулировать чувствительность (например, при расчесывании волос и мытье).

Если ребенок избегает прикосновения с незнакомыми предметами, целесообразнее использовать знакомые игрушки (предметы), их можно, например, прятать под одежду ребенка и искать. Если же у ребенка наблюдается постоянная потребность в тактильном контакте, дети постоянно обнимаются, причем делают это очень крепко, любят залезать в тесные места, то таким детям целесообразно использовать тяжелые одеяла, спальные мешки, массажные коврики, растирание жёсткой мочалкой, развитие мелкой моторики, работа с материалами разной фактуры и плотности.

Интеграционные упражнения для гравитационной системы, это прыжки с возвышением, постепенно увеличивая высоту, хождения по гимнастической скамейке, перелезание через стулья, игры с большим мячом (фитболл), «Поймай меня», «Перейди через пропасть».

Интеграционные упражнения для зрительной системы это, «Сложи полоски», «Найти предмет указанной формы», «Из каких фигур состоит машина?», «Кто где живет», «Тихо и громко», «Будь внимателен», «Найди предмет такой же формы», «Какая фигура лишняя?», «Составь целое из частей», «Определи правильно», «Зрительный диктант», «Определи форму предмета».

Варианты игры «Продолжи ряд»:

1) на верхней полоске расположи синие цветы, а на нижней - зеленые;

2) продолжить ряд сверху вниз, снизу-вверх, справа налево и наоборот.

Интеграционные упражнения возможны для обонятельной системы.

Ароматерапия - это прекрасный способ для занятий с детьми, которые не чувствуют некоторые запахи или наоборот очень к ним чувствительны.

Данная терапия отличное средство стимуляции, и зависит во многом от того, какой запах вы выберите (например, запах корицы скорее взбодрит ребенка, а лаванды расслабит). Если же малыш очень чувствителен к запахам, предложите ему носить собой баночку ароматического масла, запах которого ему приятен (например, мята), и нюхать его, когда другие запахи становится трудно терпеть. Улучшение обоняния можно достигнуть, занимаясь по нескольким направлениям. Способствуют улучшению обоняния любые занятия физкультурой, к гимнастике лица: хорошо восстанавливают и улучшают обонятельные способности, восстанавливающие местное кровообращение в верхней части носа. Упражнение для носовой мышцы (она находится в крыльях носа) также желательно делать 5 раз с напряжением во время вдоха на 5-6 секунд.

Игровое упражнение «Поможем Тузику».

Цель: развивать умение детей определять по запаху съедобное — несъедобное.

Материал: разложены по пластиковым одноразовым стаканчикам продукты питания: хлеб, шоколад, фрукты; предметы туалета: мыло, духи, зубная паста.

Ход игры: предложить детям от имени Тузика, который потерял нюх и зрение, определить по запаху съедобные для него продукты.

По аналогии «Фрукт или овощ?», «Что приготовил повар на обед?», «Коробочки с запахами».

Основная идея СИ состоит в том, что мозгу для комфорта требуется определенный уровень ответа от рецепторов зрительных, слуховых, вестибулярных, тактильных в коже и проприоцептивных в глубине. Понимание такого влияния сенсорного ответа на самочувствие может помочь человеку в двух направлениях: научить создавать себе комфортные условия в ближайшем будущем и попытаться постепенно снять проблему регулярными упражнениями. К таким упражнениям относится адаптированный вариант работы докторов Пола и Гейл Деннисонов «Гимнастика мозга». Открытие основаны на понимании взаимосвязи физического развития, языкового становления и учебных достижений личности: «Перекрестные шаги и прыжки», «Ленивые восьмерки», «Двойной рисунок», «Вращение шеи», «Перекрестный шаг сидя», «Энергизатор», «Кулак-ребро-ладонь», «Брюшное дыхание», «Крюки», «Ленивые восьмерки для глаз», «Думающий колпак», «Энергетическая зевота» (энергетическая зевота оказывает на детей потрясающее действие). Благодаря расслаблению мышц и облегчению функционирования нервов челюстно-височного сустава, улучшаются все связанные с ними функции глаз, лицевых мышц и рта.

Сенсорная диета подбирается индивидуально под каждого ребенка, в зависимости от его возможностей и потребностей. Дисфункция СИ представлена сенсорной защитой, сенсорным поиском, гравитационной безопасностью. В результате проявления гравитационной дезинтеграции ребенок становится тревожным, боится упасть и высоты, пугается подъёма по наклонной поверхности, избегает игр, таким как пятнашки или футбол, избегает наклонять голову вниз - вверх или в стороны, не нравится переворачиваться и лежать на полу. Очень часто возникает у таких детей сенсорная перегрузка. Это состояние, которое возникает, когда получаем большое количество данных от всех органов чувств, который ваш мозг не может обработать. Упражнения СИ снижают стресс, они также улучшают общее состояние.

У детей с тяжелой речевой патологией нарушены многие процессы, в том числе и процессы восприятия, поэтому именно учет сенсорной модальности влияет на коррекционно-логопедическую работу по развитию речи. Работа по развитию речи должна вестись со всеми детьми в одном направлении, учитывать одинаковые положения, принципы и темы, а дифференцированный подход должен осуществляться на основе подбора и подачи речевого материала по степени сложности, дозировки, вариативности, поэтапности, с учетом ведущего канала восприятия. Необходимо сочетать работу по развитию речи с работой по развитию познавательной деятельности и расширению представлений об окружающей действительности. Таким образом, для скорейшего преодоления трудностей вербальной коммуникации, необходимо вести коррекционно- логопедическую работу с опорой на ведущую сенсорную модальность дошкольников с ОВЗ (ТНР).

В современной мировой педагогической практике развивается инклюзивный подход. Инклюзивный принцип позволяет предоставлять образовательные услуги для любых категорий воспитанников и часто является единственным способом получения образования для дошкольников с особенностями в развитии. Нагрузка педагогов в данном направлении несет междисциплинарный подход. Основная цель нашего обучения помочь в развитии профессиональных компетенций специалистов образовательных организаций по обеспечению условий для внедрения инклюзии и развития инклюзивной среды. Педагоги смогут использовать данную программу обучения как ознакомление с основами коррекционно-логопедической работы и подготовиться к использованию инновационных инклюзивных обучающих технологий с учетом особенностей детей ОВЗ ТНР.

Литература:

1. Айрес Э.Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э.Дж. Айрес; [пер. анг. Юлии Даре]. – 2-е изд. – М.: Теревинф, 2010. – 272 с.

2. Ванюхина Г.А. Экспериментальная диагностика ведущей сенсорно-перцептивной модальности у детей с ОНР. / Г.А. Ванюхина // Логопед. – 2005. – № 3. – С. 16-24.

3. Кислинг У. Сенсорная интеграция в диалоге / У. Кислинг [пер. с нем. К.А. Шарр]. – М.: Теревинф, 2010. – 240 с.

4. Лалаева Р.И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – 224 с.

5. Левина Р.Е. Характеристика ОНР у детей / Р.Е. Левина, Н.А. Никашина. – М.: Просвещение, 2009. – 159 с.

6. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. – М., 2002.

7. Лурия А.Р. Язык и сознание // Под ред. Е.Д. Хомской. – М., 2001.

8. Люблинская А.А. Детская психология. – М.: Просвещение, 1971. – 415 с.

9. Мастюкова Е.Н. Онтогенетический подход к структуре дефекта при моторной алалии // Дефектология. – 1981. – № 6. – С. 13-20.

10. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша / Э.Г. Пилюгина. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 120 с.

11. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 288 с.

12. Фишман М.Н. Функциональное состояние головного мозга детей с нарушением слуха и трудностями речевого общения / М.Н. Фишман. – М.: Экзамен, 2004. – 64 с.

13. Цветкова Л.С. Мозг и интеллект: нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности. – М.: Изд-во: МПСИ, 2008.

14. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте // Избр. псих. труды. – М., 1989.

15. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Комплекс занятий по формированию у детей 5 лет речемыслительной деятельности и культуры устной речи. – М., 2001.


  СИМВОЛЫ - 2020





  KAZANOBR - 2020



  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2020

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика