Журкина Надежда Леонидовна,
педагог дополнительного образования,
руководитель театральной студии «Зелёная шуба»
Абдуллина Лилия Ринатовна,
Заместитель директора по учебной работе
Тумакаева Зухра Наилевна,
заместитель директора по воспитательной работе
МБОУ «Лицей №78 «ФАРВАТЕР» г.Казани
Аннотация. В статье говорится о развитии дополнительного инклюзивного образования, в частности инклюзивной театральной студии. Инклюзивный театр является одним из самых действенных инструментов реабилитации людей с овз, адаптации их в социуме.
Ключевые слова: дополнительное образование, инклюзивное образование, инклюзивный театр.
В последнее время предлагается все больше инновационных подходов в развитии дополнительного инклюзивного образования.
Творческий процесс способствует развитию коммуникативных связей среди участников инклюзивной студии и личностной самореализации. Дети с нарушениями здоровья имеют более низкое, чем сверстники, качество адаптивных механизмов. Поэтому нужны меры действенной педагогической помощи детям данной категории. Дополнительное образование в реабилитации детей с ограничениями в здоровье решает такие задачи личностного развития, как формирование адаптивности, развитие интеллекта, формирование и развитие коммуникативных навыков, а также задачу по снятию психоэмоционального напряжения. Эти проблемы также актуальны и для детей без ограничений здоровья.
Уникальность театральной деятельности состоит в том, что она интегрирует поведение человека и при правильной ее организации может быть направлена на развитие рефлексивного типа поведения.
Ребёнок обладает естественной способностью к игре, и, исполняя различные роли, получает возможность экспериментировать с реальными и нереальными жизненными ситуациями, творчески работать над своими проблемами и конфликтами, развивать свои коммуникативные навыки. В ходе разыгрывания ситуаций, устанавливаются эмоциональные связи между участниками, происходит преодоление неконструктивных поведенческих стереотипов и способов эмоционального реагирования, формирование нового адекватного поведения и новых способов эмоционального реагирования. Проигрываемый желаемый образ становится в какой-то мере привычным поведенческим стереотипом. Разнообразие форм и видов театральной деятельности, позволяет максимально развивать художественно-творческие способности всех участников.
Уникальность проекта заключается в постановках, которые создаются с учётом индивидуальных физических и психологических возможностей участников. В этих постановках инклюзия необходима для создания уникальных спектаклей, и это понимают все участники творческого процесса.
Целью проекта является создание инклюзивного пространства, в котором дети с ограничениями здоровья, имеющие нарушения в развитии, могут вместе со своими здоровыми сверстниками реализовать свой творческий потенциал в театральном искусстве.
Задачи проекта:
- развитие творческих способностей и снятие психологических проблем при общении у детей-инвалидов и их здоровых сверстников; - вовлечение в постановки спектаклей родителей, психологов, преподавателей искусств, актеров, музыкантов;
- внедрение в репетиции терапевтических практик для детей с ОВЗ.
Инклюзивный театр «зелёная шуба» - это уникальный театр, в котором дети с ограниченными возможностями создают спектакли. Им в этом помогают дети без ограничений в здоровье. В процессе такой совместной работы меняется отношение всех участников к детям с ограниченными возможностями здоровья, позволяет увидеть их с точки зрения неповторимости, индивидуальности. Инклюзивный театр уменьшает социальную изоляцию детей с ограниченными возможностями здоровья, и через творчество помогает детям общаться между собой.
Студия работает в тесном сотрудничестве с врачами, психологами, специалистами коррекционной службы. Объединение усилий специалистов, позволяет эффективней управлять процессом социализации детей. Все дети студии, на первый взгляд, выполняют единую, простую схему работы: знакомство со сценарием, изготовление кукол или декораций, репетиции, выступление. Каждая группа, а внутри неё и каждый ребёнок получают задания и работают соответственно своим невротическим и пограничным расстройствам, «эмоциональному неблагополучию». Часто к работе подключаются и родители.
В непринужденной атмосфере и ситуации успеха дети получают возможность раскрепощения, что позволяет расширить горизонты собственного «я».
В систему работы включены интегрированные занятия, где одновременно в сотрудничестве могут работать педагог дополнительного образования и логопед. Совместно с логопедом составляются специальные сценарии для работы с детьми с речевыми нарушениями, где роль пишется с учетом уже поставленных звуков, и не перегружается звуками, требующими последующей корректировки. А насыщенная положительными эмоциями игра в театре, позволяет закрепить и автоматизировать усвоенные ранее логопедические навыки.
В своей педагогической практике мы используем такие психокоррекционные методы, как куклотерапия, арт-терапия.
Куклотерапия положительно влияет на развитие образного мышления, творческого воображения, внутренней и внешней речи. В студии есть дети, которые с силу своего заболевания могут не реагировать на преподавателя, не «слышать» обращённую к нему речь. И тут на помощь приходит «ожившая кукла». Будучи расположенной на руке преподавателя, она начинает интенсивно вести занятие, и ребёнок быстро включается в работу.
Играя, ребёнок часто отождествляет себя с героем, что можно использовать для психокоррекционного воздействия. Нередко мы сталкиваемся с отказом публично выступить с ролью, но если мы предлагаем ребёнку начать выступление за ширмой и говорить всё от имени куклы, то страхи проходят, ребёнок начинает смело выступать публично. Следующий шаг – его выход из-за ширмы.
Первые выступления начинающих групп носят терапевтический характер, и показываются «подготовленным» зрителям. Со временем зрительская аудитория расширяется. Ежегодно, в сентябре, мы открываем новый театральный сезон, в мае отмечаем его закрытие. У нас есть свои «звёзды», признательная публика поддерживает их и вдохновляет на новые достижения.
В опыте постановок театральной студии «Зелёная шуба» имеются спектакли на русском, английском и татарском языках. Спектакли, в постановках которых с удовольствием принимают участие родители, педагоги, музыканты, вокалисты. В репертуаре театра представлены спектакли российских и зарубежных классиков, современные композиции. Постановки по сценариям, написанным совместно с детьми. Сценарии спектаклей создаются именно для инклюзии, и необходимость этого сотворчества понимают все участники процесса. Примером таких постановок являются спектакли: «Цветик - семицветик» - здоровые дети играли роли оживших лепестков, которые при своём появлении могли в танце ненавязчиво поменять декорации; «Буратино» - куклы в театре Карабаса, разыгрывающие пантомиму на сцене, и танцующие бабочки в сцене с Мальвиной; «Гуси-лебеди» - где дети из хореографической студии играют роли гусей-лебедей; «Как снеговики солнце искали» (готовится к постановке) – здоровые дети управляют куклами-снеговиками, разыгрывают пантомиму постройки снеговиков. Во время театрального представления здоровые дети могут помочь управлять куклами, где должны быть задействованы обе руки.
Спектакли театральной студии «зелёная шуба» проходят с полным аншлагом. Их ждут, о них говорят, обсуждают. Дети-артисты, постановщики, декораторы ощущают себя достойными победителями.
При оценке эффективности работы театральной студии используются такие критерии:
- позитивная динамика в уровне развития познавательных процессов;
- снижение агрессии и расторможенности;
- развитие произвольности;
- улучшение эмоционального состояния;
- снятие стресса, снижение тревожности;
- овладение практическими навыками, предусмотренными программой.
Наши рекомендации:
Все проводимые занятия должны активно воздействовать в первую очередь на эмоциональную сферу и только потом на интеллектуальную, сенсомоторную и речевую сферы. С этой целью следует широко использовать музыкальное сопровождение.
Выступления на сцене перед зрителями должны иметь регулярный характер, что позволяет детям, а) переживая ситуацию успеха, повышать самооценку; б) самоутвердиться в собственных глазах и в глазах сверстников;
При общении с наиболее замкнутыми детьми вести диалог от лица куклы.
В планах студии создание новых спектаклей, гастроли, участие в фестивалях, создание видеоматериалов спектаклей и репетиций.
Литература:
1. Выготский Л.С. собрание сочинений: в 6 т.-м., 1983. – т.5.- с.291.
2. Медведева ИЯ., Шишова Т.Л Куклотерапия, или что такое драматическая психоэлевация.
Инклюзивные практики в дошкольном образовании |
Инклюзивные практики в школьном образовании |