ИНКЛЮЗИВНЫЙ ТЕАТР «ЗЕЛЕНАЯ ШУБА»

Журкина Надежда Леонидовна,
педагог дополнительного образования,
руководитель театральной студии «Зелёная шуба»
Абдуллина Лилия Ринатовна,
Заместитель директора по учебной работе
Тумакаева Зухра Наилевна,
заместитель директора по воспитательной работе
МБОУ «Лицей №78 «ФАРВАТЕР» г.Казани


Аннотация. В статье говорится о развитии дополнительного инклюзивного образования, в частности инклюзивной театральной студии. Инклюзивный театр является одним из самых действенных инструментов реабилитации людей с овз, адаптации их в социуме.

Ключевые слова: дополнительное образование, инклюзивное образование, инклюзивный театр.

В последнее время предлагается все больше инновационных подходов в развитии дополнительного инклюзивного образования.

Творческий процесс способствует развитию коммуникативных связей среди участников инклюзивной студии и личностной самореализации. Дети с нарушениями здоровья имеют более низкое, чем сверстники, качество адаптивных механизмов. Поэтому нужны меры действенной педагогической помощи детям данной категории. Дополнительное образование в реабилитации детей с ограничениями в здоровье решает такие задачи личностного развития, как формирование адаптивности, развитие интеллекта, формирование и развитие коммуникативных навыков, а также задачу по снятию психоэмоционального напряжения. Эти проблемы также актуальны и для детей без ограничений здоровья.

Уникальность театральной деятельности состоит в том, что она интегрирует поведение человека и при правильной ее организации может быть направлена на развитие рефлексивного типа поведения.

Ребёнок обладает естественной способностью к игре, и, исполняя различные роли, получает возможность экспериментировать с реальными и нереальными жизненными ситуациями, творчески работать над своими проблемами и конфликтами, развивать свои коммуникативные навыки. В ходе разыгрывания ситуаций, устанавливаются эмоциональные связи между участниками, происходит преодоление неконструктивных поведенческих стереотипов и способов эмоционального реагирования, формирование нового адекватного поведения и новых способов эмоционального реагирования. Проигрываемый желаемый образ становится в какой-то мере привычным поведенческим стереотипом. Разнообразие форм и видов театральной деятельности, позволяет максимально развивать художественно-творческие способности всех участников.

Уникальность проекта заключается в постановках, которые создаются с учётом индивидуальных физических и психологических возможностей участников. В этих постановках инклюзия необходима для создания уникальных спектаклей, и это понимают все участники творческого процесса.

Целью проекта является создание инклюзивного пространства, в котором дети с ограничениями здоровья, имеющие нарушения в развитии, могут вместе со своими здоровыми сверстниками реализовать свой творческий потенциал в театральном искусстве.

Задачи проекта:

- развитие творческих способностей и снятие психологических проблем при общении у детей-инвалидов и их здоровых сверстников; - вовлечение в постановки спектаклей родителей, психологов, преподавателей искусств, актеров, музыкантов;

- внедрение в репетиции терапевтических практик для детей с ОВЗ.

Инклюзивный театр «зелёная шуба» - это уникальный театр, в котором дети с ограниченными возможностями создают спектакли. Им в этом помогают дети без ограничений в здоровье. В процессе такой совместной работы меняется отношение всех участников к детям с ограниченными возможностями здоровья, позволяет увидеть их с точки зрения неповторимости, индивидуальности. Инклюзивный театр уменьшает социальную изоляцию детей с ограниченными возможностями здоровья, и через творчество помогает детям общаться между собой.

Студия работает в тесном сотрудничестве с врачами, психологами, специалистами коррекционной службы. Объединение усилий специалистов, позволяет эффективней управлять процессом социализации детей. Все дети студии, на первый взгляд, выполняют единую, простую схему работы: знакомство со сценарием, изготовление кукол или декораций, репетиции, выступление. Каждая группа, а внутри неё и каждый ребёнок получают задания и работают соответственно своим невротическим и пограничным расстройствам, «эмоциональному неблагополучию». Часто к работе подключаются и родители.

В непринужденной атмосфере и ситуации успеха дети получают возможность раскрепощения, что позволяет расширить горизонты собственного «я».

В систему работы включены интегрированные занятия, где одновременно в сотрудничестве могут работать педагог дополнительного образования и логопед. Совместно с логопедом составляются специальные сценарии для работы с детьми с речевыми нарушениями, где роль пишется с учетом уже поставленных звуков, и не перегружается звуками, требующими последующей корректировки. А насыщенная положительными эмоциями игра в театре, позволяет закрепить и автоматизировать усвоенные ранее логопедические навыки.

В своей педагогической практике мы используем такие психокоррекционные методы, как куклотерапия, арт-терапия.

Куклотерапия положительно влияет на развитие образного мышления, творческого воображения, внутренней и внешней речи. В студии есть дети, которые с силу своего заболевания могут не реагировать на преподавателя, не «слышать» обращённую к нему речь. И тут на помощь приходит «ожившая кукла». Будучи расположенной на руке преподавателя, она начинает интенсивно вести занятие, и ребёнок быстро включается в работу.

Играя, ребёнок часто отождествляет себя с героем, что можно использовать для психокоррекционного воздействия. Нередко мы сталкиваемся с отказом публично выступить с ролью, но если мы предлагаем ребёнку начать выступление за ширмой и говорить всё от имени куклы, то страхи проходят, ребёнок начинает смело выступать публично. Следующий шаг – его выход из-за ширмы.

Первые выступления начинающих групп носят терапевтический характер, и показываются «подготовленным» зрителям. Со временем зрительская аудитория расширяется. Ежегодно, в сентябре, мы открываем новый театральный сезон, в мае отмечаем его закрытие. У нас есть свои «звёзды», признательная публика поддерживает их и вдохновляет на новые достижения.

В опыте постановок театральной студии «Зелёная шуба» имеются спектакли на русском, английском и татарском языках. Спектакли, в постановках которых с удовольствием принимают участие родители, педагоги, музыканты, вокалисты. В репертуаре театра представлены спектакли российских и зарубежных классиков, современные композиции. Постановки по сценариям, написанным совместно с детьми. Сценарии спектаклей создаются именно для инклюзии, и необходимость этого сотворчества понимают все участники процесса. Примером таких постановок являются спектакли: «Цветик - семицветик» - здоровые дети играли роли оживших лепестков, которые при своём появлении могли в танце ненавязчиво поменять декорации; «Буратино» - куклы в театре Карабаса, разыгрывающие пантомиму на сцене, и танцующие бабочки в сцене с Мальвиной; «Гуси-лебеди» - где дети из хореографической студии играют роли гусей-лебедей; «Как снеговики солнце искали» (готовится к постановке) – здоровые дети управляют куклами-снеговиками, разыгрывают пантомиму постройки снеговиков. Во время театрального представления здоровые дети могут помочь управлять куклами, где должны быть задействованы обе руки.

Спектакли театральной студии «зелёная шуба» проходят с полным аншлагом. Их ждут, о них говорят, обсуждают. Дети-артисты, постановщики, декораторы ощущают себя достойными победителями.

При оценке эффективности работы театральной студии используются такие критерии:

- позитивная динамика в уровне развития познавательных процессов;

- снижение агрессии и расторможенности;

- развитие произвольности;

- улучшение эмоционального состояния;

- снятие стресса, снижение тревожности;

- овладение практическими навыками, предусмотренными программой.

Наши рекомендации:

Все проводимые занятия должны активно воздействовать в первую очередь на эмоциональную сферу и только потом на интеллектуальную, сенсомоторную и речевую сферы. С этой целью следует широко использовать музыкальное сопровождение.

Выступления на сцене перед зрителями должны иметь регулярный характер, что позволяет детям, а) переживая ситуацию успеха, повышать самооценку; б) самоутвердиться в собственных глазах и в глазах сверстников;

При общении с наиболее замкнутыми детьми вести диалог от лица куклы.

В планах студии создание новых спектаклей, гастроли, участие в фестивалях, создание видеоматериалов спектаклей и репетиций.

Литература:

1. Выготский Л.С. собрание сочинений: в 6 т.-м., 1983. – т.5.- с.291.

2. Медведева ИЯ., Шишова Т.Л Куклотерапия, или что такое драматическая психоэлевация.


  СИМВОЛЫ - 2020





  KAZANOBR - 2020



  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2020

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика